a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение на тему:Роль дидактического материала в речевом развитии детей раннего возраста"

Автор: Крылова Альбина Александровна Опубликовано: 2020-06-25 19:58:44

                                    Роль дидактического материала в речевом развитии детей раннего                              возраста

 

 

 Заниматься развитием ребенка стоит с раннего возраста и подходить к этому вопросу нужно всесторонне.

   Одним из показателей образованности является речь. Всегда приятно слушать человека с поставленной грамотной и красивой речью. Это привлекает внимание, а значит такому человек будет легче донести свои мысли до окружающих, что, несомненно, является большим плюсом в жизни и становлении личности.

 

    Все начинается с раннего возраста. С самых первых дней жизни крохи. Ведь после рождения он слышит своих родителей. Воспринимает только интонацию. При этом смысл слов пока малышу непонятен. Конечно, постепенно, ребенок учиться понимать, что говорит мама, поэтому важно проговаривать карапузику все свои действия. Объясняйте крохе ласковым тоном, что сейчас вы будете кушать, купаться, одеваться, пойдете гулять, что мама расстроена, а малыш сердится. Говорите обо всем, что происходит, а еще, что окружающие и малыш чувствует. Обращайте внимание не только на предметы, но и на эмоциональную сторону.

    Затем, когда малыш подрастает ,он учится копировать поведение и звуки, которые видит и слышит вокруг себя. Здесь очень важно внимание родителей к тому, кто и как говорит в их семье. Важно учитывать, что мамы и папы должна следить за своей речью не только в отношении ребенка, но и в отношении друг друга.

    В возрасте примерно от полтора до трех лет формируются основные речевые навыки детей. В этом возрасте они активно пытаются повторить все звуки вокруг себя: как гудит паровозик, как мяукает кошка, как шумит вода и многое другое. Так же он начинает произносить слоги, а затем и слова, которые обозначают самые важные для него вещи: зовет маму, просить пить или есть, зовет играть или показывает разные предметы, постепенно привыкая их называть словами.

   Чтобы речь ребенка развивалась правильно стоит читать ему книжки и стишки, сопровождая их определенным набором действий. Это включает элемент игры и малышу не становиться скучно. Поэтому короткие стихи, потешки, скороговорки, как часть дидактических игр способствует их развитию.

   Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи.

Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества.

Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов.

Детки постарше учатся с помощью дидактических игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять свой словарный запас.

Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.

Каждая игра оставляет свой след в развитие малыша, использование дидактических игр способствует:

  • Обучению ребенка восприятия речи, как средства связи;
  • Пополнению словарного запаса;
  • Развитию фонематического слуха;
  • Развитию речевого творчества;
  • Восприятию интонационной и звуковой культуры речи;
  • Постановке связной речи;
  • Постановке диалогической речи;

      Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения детей способам и средствам общения, различным действиям с предметами. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Играющий ребёнок непрерывно говорит. Он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

    Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей, исключительное. Это – игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребёнок, для него - живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью её хозяин. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь-игру в слове. Кукла становится партнёром по общению для ребёнка. Использование дидактических кукол позволяет сформировать у малыша достаточно богатый бытовой словарь. Образовательные ситуации могут быть разными: "Знакомство с куклой Катей» (называние своего имени и имени других детей); "Катя умывается», "Купание куклы» (называние туалетных предложений и действий с ними); "Катя убирает игрушки" (называние игрушек и действий с ними); "Оденем Катю на прогулку", "Научим Катю убирать одежду "(называние предметов верхней одежды, обуви и действий с ними); "Кукла Катя обедает", "Катя готовит обед", "Катя угощает друзей" (называние предметов посуды).

      В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: - Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

 Настольно-печатные;  

Словесные.

     В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

    Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам - это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки одинаковые по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Важную роль в эффективности дидактических игр занимает проведение их верным путем. Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для того, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова , находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: