a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Праздник как средство формирования музыкально-эстетического сознания дошкольников в условиях сельского ДОУ"

Опубликовано: 2014-12-19 20:51:17

Документы для скачивания

Праздник как средство формирования музыкально- эстетического сознания дошкольников в условиях сельского ДОУ Современный этап развития социально- культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей: неблагоприятная социально- экономическая ситуация, изменение жанрово- видового состава любительских объединений и творческих коллективов, падение уровня исполнительского мастерства и качества создаваемых художественных произведений в большинстве творческих коллективов. В музыкальном воспитании и образовании можно наблюдать низкое качество предметных и духовных личностных продуктов художественной деятельности, слабую реализацию в детском саду педагогического потенциала искусства. В области музыкального искусства и музыкальной педагогике важным становится формирование основ музыкальной культуры ребенка, так как его значение для обучения детей и для профессиональной деятельности музыкантов – исполнителей, теоретиков, композиторов, педагогов неоднократно подчеркивалось в научно- методической литературе и составляет одно из направлений обучения и развития личности детей в детском саду. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально- оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Разработкой проблемы формирования музыкально- эстетического сознания детей занимались В. Н. Петрушин, А. В. Ражников, М. Г. Арановский, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Л. В. Школяр, Ю. Б. Алиев. В работах этих ученых затрагиваются отдельные стороны музыкального воспитания. В работах Т. А. Барышевой, В. К. Белобородовой, Л. В. Горюновой, раскрываются особенности формирования музыкальной культуры в разные возрастные периоды и методы формирования музыкальной культуры дошкольников. В. А. Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки…». Именно поэтому возникает необходимость обращения к синтезу искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс, по мнению педагогов и психологов( Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комарова, О. П. Радыновой и др. ) , наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремиться выразить их в собственном «творческом продукте» через музыцирование, рисование, словотворчество. Интеграция различных видов искусств происходит в рамках такой формы организации детской деятельности, как праздник. Праздник – это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности. Праздники поражают воображение детей, обогащают восприимчивость каждого ребенка, делают его лучше, направляют на добрые поступки, ибо только «прекрасное пробуждает доброе». Недостаточная исследованность проблемы и ее практическая значимость обусловила выбор темы работы: «Праздник как средство формирования музыкально- эстетического сознания дошкольников в условиях сельского ДОУ». Цель исследования: выявить особенности организации праздника и его влияние на формирование музыкально- эстетического сознания дошкольников в условиях сельского ДОУ. Объект изучения: формирование музыкально- эстетического сознания дошкольников в условиях сельского ДОУ. Предмет исследования: возможности праздника в формировании музыкально- эстетического сознания у дошкольников в условиях сельского ДОУ. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что эффективным средством формирования музыкально- эстетического сознания детей дошкольного возраста в сельском ДОУ является праздник. Эффективность применения праздника обусловлена его специфическими особенностями: - в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувств и сознание ребенка; - вариативностью, вызывающей интерес и потребность в музыкальной деятельности, вследствие чего, ребенок из объекта воздействия превращается в активного субъекта взаимодей ствия; - использование народной музыки, как средства развития эмоциональной отзывчивости у детей; - эмоциональным и интеллектуальным сопереживанием, являющимся внутренним механизмом «проникновения» и «вхождение» в праздник, через его идею, в результате чего у ребенка проявляется творческая активность, новые представления и явления мира музыки. Задачи исследования: Определить сущность и содержание музыкально- эстетического сознания как компонент музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Рассмотреть особенности формирования музыкально- эстетического сознания у детей дошкольного возраста. Дать характеристику средств и условий формирования музыкально- эстетического сознания у детей дошкольного возраста. Выявить специфику применения праздника в процессе формирования музыкально- эстетического сознания у детей дошкольного возраста в сельском ДОУ. Экспериментально исследовать праздник как средство формирования музыкально- эстетического сознания в условиях сельского ДОУ. Для достижения цели и поставленных задач нами применялись следующие методы научного исследования: Теоретические( теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта) ; Эмпирические( экспериментальное исследование, беседа, анкетирование) . С пецификой праздника, как формы в сельском ДОУ, является расширение тематики проведения праздников, предложенных в программе за счёт введения народных праздников. При проведении праздника в сельском ДОУ особенностью является не только участие педагогов и детей, но и участие родителей, жителей села, учителей школы, школьников, работников сельского дома культуры. Организация и проведение праздника в сельском ДОУ требует очень серьёзной и кропотливой подготовки, при этом необходимо пройти ряд этапов. Подготовка- включает осмысление празднования, причин возникновения праздника, составления плана проведения, информирование о празднике всего коллектива, подбор репертуара. Проведение – этап реализации замысла. Очень важно сделать празднование не заорганизованными, чтобы не лишить детей непосредственного эмоционального восприятия красочного действа, в которое они были включены. Понимание – заключительный этап – это обсуждение всеми участниками прошедшего праздника. Этот этап очень важен, так как часто у ребенка осознание смысла праздника проявляется не в момент праздника, а гораздо позже. Нами была проведена экспериментальная работа с целью подтверждения эффективности праздников в формировании музыкально- эстетического сознания детей дошкольного возраста в сельском ДОУ. С целью подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило на базе двух дошкольных учреждений МДО Б У «Тарасовский детский сад» и М Б ДОУ « Вагановский детский сад». Цель исследования – выявления уровня музыкально- эстетического сознания детей дошкольного возраста сельского ДОУ. Для проведения экспериментальной работы нами была выбрана методика О. П. Радыновой «Изучение особенностей проявления начал музыкальной культуры дошкольников». Для исследования выявления уровня музыкально- эстетического сознания детей дошкольного возраста нами: были отобраны 4 произведения из числа шедевров и народной музыки, разработаны серии диагностических вопросов, направленных на выявление отношения детей к музыке, отобраны 3 пары музыкальных произведений. Констатирующий эксперимент проходил в 3 этапа: 1 этап – обследование уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку; 2 этап – выявление особенностей музыкальных представлений и отношения детей к музыке; 3 этап – диагностика музыкальных предпочтений детей. Подсчитав общее количество баллов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, было выявлено, что в контрольной группе 5 детей( 50% ) имеют низкий уровень развития музыкальной культуры, 5 детей( 50% ) – средний уровень развития музыкальной культуры, в экспериментальной группе 6 детей( 60% ) имеют низкий уровень развития музыкальной культуры, 4 ребёнка( 40% ) – средний уровень развития музыкальной культуры. В целом можно констатировать, что проявления начал музыкально- эстетического сознания дошкольников того и другого детского сада находится в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально- образных впечатлений, отсутствие опыта творческой деятельности, неумении себя проявлять. На 4 этапе констатирующего эксперимента изучали отношение детей к празднику. Метод исследования: беседа. В ходе беседы дошкольникам задавались вопросы: 1. Ты любишь праздник? Почему? 2. Тебе нравится участвовать в праздниках? 3. Что тебе больше нравится: смотреть, как участвуют другие дети или участвовать самому? 4. Чего ты ждешь от праздника? В ходе беседы было выявлено, что большинство детей( 80% опрошенных) предпочитают праздники другим видам деятельности( занятиям, прогулкам) , детям нравится, когда в детском саду проводятся праздники, дети говорили о том, что это «увлекательно», «красиво», «интересно», 90% детей предпочитают участвовать в празднике, больше всего детям нравится петь, танцевать. Таким образом, дети дошкольного возраста испытывают интерес к праздникам, у них есть потребность видеть праздник, участвовать в нём. Благодаря проведению констатирующего эксперимента, оказывается возможным на основе анализа его результатов доказать, что существует необходимость в разработке авторской программы, так как уровень знаний, умений и навыков детей, как говорится «оставляет желать лучшего». Мы предполагаем, если формирование музыкально- эстетического сознания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского ДОУ будет осуществляться, по предложенной нами технологии «Праздники в сельском ДОУ», то процесс этого формирования будет более эффективным. Наша работа в формирующем эксперименте строилась в соответствии со следующими условиями: в условиях сельского ДОУ возможно значительное увеличение количества праздников; при планировании, организации праздников учитывалась необходимость обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи, поэтому приветствовалось сотрудничество воспитателей с родителями, создавалась благоприятная и эмоциональная атмосфера для ребенка. Для реализации данных условий, нами была разработана и частично апробирована программа «Праздники в сельском ДОУ». В ходе реализации данной программы проводятся следующие праздники: н ародные и православные, г осударственно- гражданские, м еждународные, б ытовые и семейные. Музыкальных занятий недостаточно для подготовки и проведения праздников в сельском ДОУ, поэтому мы предполагаем о необходимости кружковой деятельности по музыкальному воспитанию. В ходе проведения формирующее работы, нами на практике учитывались специфические особенности использования праздника в сельском ДОУ: в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувств и сознание ребенка; вариативностью, вызывающей интерес и потребность в музыкальной деятельности, вследствие чего, ребенок из объекта воздействия превращается в активного субъекта взаимодей ствия; использование народной музыки, как средства развития эмоциональной отзывчивости у детей; эмоциональным и интеллектуальным сопереживанием, являющимся внутренним механизмом «проникновения» и «вхождение» в праздник, через его идею, в результате чего у ребенка проявляется творческая активность, новые представления и явления мира музыки. После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент. Для эксперимента использовалась та же методика, что и на контрольном этапе. Подсчитав общее количество баллов, полученных в ходе контрольного эксперимента, было выявлено, что в контрольной группе 5 детей( 50% ) имеют низкий уровень развития музыкальной культуры; 5 детей( 50% ) – средний уровень развития музыкальной культуры. В экспериментальной группе 1 ребёнок( 10% ) с высоким уровнем развития музыкальной культуры, 6 детей( 60% ) имеют средний уровень развития музыкальной культуры, 3 детей( 30% ) – низкий уровень развития музыкальной культуры. Сравнив результаты контрольного эксперимента, пришли к выводу о том, что у экспериментальной группы М Б ДОУ « Вагановский детский сад» уровень значительно выше, чем у экспериментальной группы МДО Б У «Тарасовский детский сад». В целом можно констатировать, что проявления начал музыкально- эстетического сознания дошкольников МДО Б У «Тарасовский детский сад», находится в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально- образных впечатлений, отсутствие опыта творческой деятельности. Также мы предполагаем, что на высокие результаты детей из М Б ДОУ « Вагановский детский сад» повлияло более профессиональное и целенаправленное развитие детей в сфере музыкальной деятельности. Сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов, пришли к выводу, что уровень развития музыкально- эстетического сознания детей контрольной группы остался практически на том же уровне, у детей экспериментальной группы уровень развития музыкально- эстетического сознания повысился. Таким образом, по результатам экспериментальной работы был сделан вывод об эффективности разработанной нами программы. Итак, гипотеза исследования подтверждена, задачи исследования решены.

Оставить комментарий: