a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Опубликовано: 2014-12-20 14:55:16

Документы для скачивания

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста Актуальность. Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей- подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, освобождающих человека от бытовых проблем, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью. В решении данной проблемы детский сад занимает важное место, он может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей сознания, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании. Таким образом, п оиск эффективных способов, форм и методов в работе по сохранени ю и укреплени ю здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создани и традиций семейного физического воспитания. Исходя из выше изложенного, мы предполагаем, р абота ДО У с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников будет эффективной, если 1) она будет строиться на основе сотрудничества; 2) методы работы с родителями будут способствовать их личной заин тересованности в её результатах. Глава 1. Теоретические основы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей 1. 1. Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно- образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя: Рациональный режим. Правильное питание. Рациональная двигательная активность. Закаливание организма. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния[ 8, с. 56] . Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно- образовательных, оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. 1. 2. Формирование здорового образа жизни детей через взаимодействие педагогов и родителей Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка- дошкольника. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально- педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно- образовательных учреждений. Использование педагогами технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка необходим а атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Поэтому с емья должна являет ь ся источником и важным звеном передачи ребенку социально- исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми, т. к. семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Необходимо разрабат ать такие новые формы и методы работы с родителями, которые могли бы отвечать задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Целью работы с родителями, является не передача им научных психолого- педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции » и коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. Для этого педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо выстраивать свою модель по взаимодействию с родителями, по формированию основ здорового образа жизни дошкольников. Основой модели должно быть не только воспитание физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) создать развивающую среду- пространство самореализации; 2) помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно- оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья; 3) сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям; 4) стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности; 5) направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка; 6) формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья. Таким образом, изучения психолого- педагогической литературы позволили нам сделать вывод, что б ез активного взаимодействия в системе «ребенок- родитель- педагог» невозможно эффективное развитие здорового ребенка. Глава 2. Практический опыт совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни 2. 1. Система взаимодействия ДОУ и семьи по здоровьюсбережению дошкольников. В ходе проводимого нами иследования на базе МБДОУ « Вагановский детский сад» и п роанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьюсбережения( приложение 1) в практике дошкольного образования, можно констатировать, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно- оздоровительной работы. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала. Родители знают и понимают важность оздоровит ельных мероприятий, но большенство не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более половины семей не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности. Поэтому нами была разработана система, которая получила название « Два берега у одной реки», эта система ориентирована на всех педагогов дошкольного образовательного учреждения, направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого- педагогических особенностей детей дошкольного возраста. Основной целью работы является: объединить стремление педагогов, медицинск ого работник а и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни. Необходимые пред посылки для реализации системы «Два берега у одной реки»- организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 1, 5 до 7 лет. Задачи: дать знания родителям о приемах эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно- психологического климата; оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка; учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы; привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды; расширить спектр средств и способов работы с родителями; Принцип единства с семьей- главный принцип нашей системы работы. А так же в работе определены следующие принципы взаимодействия с семьёй: 1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия- принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. 2. Принцип «Активного слушателя»- это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства. 3. Принцип согласованности действий. 4. Принцип самовоспитания и самообучения. 5. Принцип ненавязчивости. 6. Принцип жизненного опыта. Не нужно бояться делиться своим о пытом и выслушыва ть опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми. 7. Принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребенка- значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, и т. д. , а просто так, за то, что он есть! Данная система предпологает этапы работы с семьёй: 1. Подготовительный( ознакомительный) . На этом этапе необходимо заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно- воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок. 2. Просветительский: подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды; распространение лучшего опыта семейного воспитания; подбор литературы по ЗОЖ в библиотеке, средствах массовой информации, социальных сетях. 3. Совместная деятельности с семьей: формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми; проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей; обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности. Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации нетрадиционных форм, которые предлагает Т. В. Кротова. Она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно- аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные( таблица 1) . Таблица 1 Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно- аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, " Почтовый ящик" Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные упражнения, досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары- практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней( недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини- библиотек Основной задачей информационно- аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно- образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Структурно- функциональная модель перспективного плана( приложение 2) работы с родителями состоит из трех блоков: информационно- аналитического, практического и контрольно- оценочного. Информационно- аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. Второй блок- практический. В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. С целью отслеживания качества и результативности работы с родителями был введен третий блок- контрольно- оценочный. Контрольно- оценочный блок- это анализ эффективности( количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами и специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс- диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. [ 1] В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки результата. Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации блока х. Одной из главных задач ДОУ является усиление связи между повседневной воспитательно- образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье. Разумные поручения, задания и т. п. , которые дошкольники должны выполнять дома( но не повторять, не копировать, что делалось в группе) , направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника. Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей. В системе определены задачи и стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и дома( таблица 2) . Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома В семье В ДОУ 1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей. 1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. 2. Желательно приобрести несколько настольно- печатных игр( учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. 2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. 3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. 3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек- как основу становления характера ребенка. 4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. 4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников. 5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха+ 20+ 22 °С. 6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. 6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ. 7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. 8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. 9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: - условиями домашних условий- условиями образовательного учреждения 10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. 10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной. 11. Личный пример взрослых родителей и педагогов- мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т. п. 12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни. 12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни. Соблюдение и обогащение семейных традиций одно из направлений нашей системы работы. У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. В ходе изучения социального статуса семьи, педагоги интересуются и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это помогает в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, проводимых в детском учреждении( таблица 3) . Таблица 3 Традиции семей воспитанников детского сада № п/ п Традиция Содержание 1. Семейный стол Взрослые должны есть вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. Совей культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. 2. Мы ходим в походы Эта традиция «для ума и тела». Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы. 3. Лыжные прогулки В развитии и формировании у ребенка привычки к здоровому образу жизни большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно- гигиенической культуры. 4. Праздники семьи Общение с ребенком согласно принципам Ю. Б. Гиппенрейтер: * Безусловное принятие* Законы «зоны ближайшего развития»* Давайте вместе* Передавать ответственность детям* Позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий( или своего бездействия) . Только тогда он будет взрослеть, становится «сознательным»- «Активное слушание» 5. Совместное чтение Ежедневное чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи. Ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учиться слушать и слышать. Голос матери, отца, близких на всю жизнь сохранится в памяти, воспоминания о совместно проведенном времени поможет в воспитании уже своих детей. 6. Походы в зоопарк, цирк Сближение отношений ребенок, родитель. Ребенок делится своими впечатлениями, родители объясняют то, что ребенок не понял. Активно развивать фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки поступкам героев. Эта таблица может быть продолжена каждым педагогом, исходя из конкретного социального статуса семьи, традиции, которые хранят в семье и в детском саду. Общаясь с родителями, педагоги делятся своими традициями, которые сохраняются и обогащаются коллективом детского сада. Таким образом, р аботая по системе «Два берега у одной реки, нам удалось объединить стремление педагогов, родителей и специалистов ДОУ к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни. Результаты работы показали эффе ктивность использования данной системы в работе с семьями, в повышении педагогической грамотности родителей в вопрос ах формирования навыков здорового образа жизни. Так анкетирование показало, что увеличилось число семей, которые целенаправленно стали заниматься формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей, а также стали активно заниматься закалива нием детей в домашних условиях. После проведённой работы р одители стали более осознанно относиться к профилактическим мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно- психологического климата. Сотрудничество и поддержка семьи в физическом в оспитании дошкольников позволила добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей. Заключение Проводя работу по системе «Два берега у одной реки» реализовывалось комплексное применение традиционных и нетрадиционных форм непосредственного и дистанционного взаимодействия. В результате, п овысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых в традиционной форме( родительских собраний, педагогических бесед и т. д. ) , но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. В частности к выполнению « требований » педагога, способствующих оздоровлению детей и поддержанию режимных моментов ДОУ. У родителей появился интерес к сотрудничеству с детским садом. Родители стали более активными участниками жизни группы и ДОУ. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей. У детей снизился процент заболеваемости, а также улучшилось их эмоциональное состояние Таким образом, представляется возможным утверждать, что работа ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников по системе «Два берега у одной реки» будет эффективной, если: она будет стр оиться на основе сотрудничества, а методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах, что подтверждает гипотезу исследования. Список литературы Андреева Н. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Электронный ресурс/ Н. А. Андреева. - Режим доступа к ст. : http: / / www. mgpu. ru- заглавие с экрана. Арнаутова Е. П. , Иванова В. М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова. - М. , 1993. - 208 с. Борисова, Е. Н. система организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками/ Е. Н. Борисова. – Издание 2- е, переработанное. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2099. – 144 с. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей/ под ред. Т. Н. Дороновой. - М. : Просвещение, 2005- 191 с. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход/ О. И. Давыдова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. Зверева О. Л. , Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис- Пресс, 2009. - 128 с. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/ Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/ Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с. Кротова Т. В. Основные направления методической работы в ДОУ по взаимодействию с семьей/ Т. В. Кротова/ / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого- педагогические науки. Сб. статей. - М. : «Прометей» МПГУ, 2004. С. 56- 69. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней/ В. В. Марков. - М. : Академия, 2004. - 320 с. Слепцова И. Ф. Что должен знать о ФГТ каждый педагог ДОУ: Методическое пособие/ Под ред. И. Ю. Синельникова. – М. : АРКТИ, 2012. – 120 с. ( Управление дошкольным учреждением) Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры/ Г. М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков/ А. Г. Сухарев. - М. : Медицина, 2003. - 270 с. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2011. – 52 с.

Оставить комментарий: