Методический кабинет в ДОУ

Опубликовано: 15:31:23 24-07-2020

Автор: Иванова Екатерина Павловна

Методический кабинет в ДОУ

 

Методический кабинет в дошкольном учреждении создается для того, чтобы оказывать повседневную целенаправленную методическую помощь воспитателям в осуществлении программы, по которой работает учреждение, в подготовке к рабочему дню, к педагогическому совету или родительскому собранию, к занятиям по самообразованию и т. д.

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен при подборе содержания и оформлении ориентироваться на потребности педагогов. В кабинете обычно имеется информация об учреждении       и                        авторских           разработках,   годовой    план,    материалы педагогических советов, приказы, методические письма, рекомендации, материалы из опыта работы воспитателей, музыкального руководителя, педагогов-дефектологов; календарные планы, конспекты и протоколы обсуждения открытых просмотров занятий, игр, трудовой деятельности, прогулок и т. д.; программы праздничных утренников; материалы консультаций и тематических выставок для родителей и т. п. Здесь же хранятся наглядные учебные пособия, раздаточные материалы, технические средства обучения по всем разделам программы, по которой работает детский сад, что позволяет их использовать на разных занятиях в разных возрастных группах.

Весь материал, находящийся в методическом кабинете можно условно разделить на несколько групп (рис.1).

 

1. Нормативные и нструктивные материалы.

2. Методическая литература.

3. Справочная литература.

4. Дитактические материалы.

5. Технические средства обучения.

6. Наглядные материалы.

 

 В    методическом    кабинете    должна    быть    библиотека    -    фонд методической и детской художественной литературы. Библиотека может включать книги по следующим разделам: педагогика и психология, методика обучения и воспитания детей, воспитание в семье, совместная работа со школой, справочная литература, журналы по дошкольному образованию. Целесообразно систематизировать методическую литературу по отдельным вопросам воспитания, например, «Физическое развитие», «Нравственное воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Все о природе», «Музыкальное развитие» ит. д, Необходим в методическом кабинете и специальный отдел, содержащий труды классиков педагогики и психологии. Основу его могут составить собрания сочинений или избранные произведения Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, я. А. Коменского, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Д. Б. Элъконина и других видных ученых,

В разделе «Справочная литература» можно поместить различные энциклопедии, справочники. Для совершенствования речевой культуры работников детского сада в качестве настольных книг можно использовать словари: «Толковый словарь русского языка» В. И. Даля, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др. Значительное     место     в     методическом     кабинете     отводится     периодическим изданиям профессиональной направленности, таким как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Справочник

старшего      воспитателя      дошкольного     учреждения», «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш» и др.

Кроме того, здесь нужны документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», Закон             РФ «Об      образовании»,  «Типовое   положение    о    дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации» и др., с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники детского сада.

В библиотеку детской художественной литературы должны входить прежде всего произведения, рекомендованные программой, по которой работает детский сад. Затем этот раздел дополняется сборниками сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературой, произведениями русских и зарубежных поэтов и писателей. Расставить детские книги можно в алфавитном порядке или по возрастному принципу. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, лучше всего составить библиографические списки или каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т. д., по разделам, методикам, отдельным проблемам. Также важно ввести систематический каталог книг для детей дошкольного возраста. Каталоги лучше сделать электронными, например, в виде базы данных. Для этого можно приобрести специальные программы для работы с библиотекой, позволяющие создавать алфавитный, систематический каталог, легко и быстро осуществлять поиск нужных книг или подбирать список литературы по теме.

В настоящее время при наличии в методическом кабинете компьютера старший воспитатель может создать электронную библиотеку методических материалов, пособий, художественных произведений для детей. Это позволит каждому воспитателю в любой момент воспользоваться тем пособием, которое ему нужно, даже если оно выдано на руки в печатном виде. Использование сети Интернет позволит заведующему и старшему воспитателю всегда быть в курсе самых современных технологий в сфере дошкольного образования, знакомиться с опытом работы детских садов по всей России и за рубежом. Сейчас практически у каждого детского сада есть свой сайт, где

размещаются материалы о жизни конкретного учреждения, что дает возможность наиболее удачно представить работу учреждения, делает ее открытой для родительской общественности, вызывая стремление работать лучше и добиваться существенных результатов.

Заведующий оказывает помощь старшему воспитателю в оформлении периодических выставок по наиболее актуальным проблемам воспитания и обучения, над которыми педагогический коллектив работает в течение учебного                   года.    Выставки    знакомят    с     новинками    педагогической, методической и детской литературы, с новыми пособиями и игрушками. Также можно организовывать выставки, отражающие воспитательно - образовательную работу в разные сезоны года. На них могут быть представлены сезонные календари природы, примерные планы проведения прогулок и экскурсий, рекомендации по работе с детьми разных возрастных групп на участке и в уголке природы, иллюстративно-наглядный материал, художественные произведения для чтения детям.

Выставки могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными выставками являются, например, такие, как «Новинки литературы», «Наш календарь», «Знакомьте детей с природой (по сезонам)», «В помощь воспитателю (самообразованию)» и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.

К эпизодическим выставкам можно отнести следующие: «Изучаем педагогическое наследие», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)», «Занимательная психология», «Готовимся к смотру-конкурсу» (аттестации, итоговым занятиям и др.); «Альтернативы» (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников) и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.

Тематика выставок может быть разнообразной, но при их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:

-              если поданной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т. д.), то должны быть представлены план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т. д.;

-              методические рекомендации по данной теме;

-              опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других городов, зарубежных стран);

-              литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку);

-              наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.

Для учета всех материалов в методическом кабинете заводят инвентарную книгу (или ее электронный аналог), в которой записываются название материала (книги или пособия), дата поступления, раздел, куда помещается новый материал.

Заведующему    вместе     со     старшим    воспитателем    необходимо анализировать использование воспитателями материалов, имеющихся в кабинете, обсуждать с сотрудниками, что им оказывает реальную помощь в улучшении педагогического процесса, а что нужно изменить, пополнить и т. д. Важно добиваться, чтобы методический кабинет эффективно влиял на повышение качества воспитательной и методической работы.

Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к

педагогическому совету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию   или    обобщению    опыта.    Для    этого    составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой. Желательно так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли поработать там с книгами, получить консультацию, чтобы каждый приход в методический кабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Для этого помещение должно быть соответствующим образом подготовлено: здесь необходимо            расставить удобные столы и стулья, организовать место для работы за компьютером, поместить мягкий уголок с чайными атрибутами.

Помимо всего рассмотренного, старшему воспитателю в методическом кабинете желательно постоянно представлять новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе.

Кроме того, в методическом кабинете нужно собрать достаточное количество материалов по работе с родителями. Это связано с тем, что воспитателям в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает                   определенные    трудности:    воспитатели    не     всегда    могут методически грамотно менять такой материал в зависимости от сезона, темы родительского собрания и т.д., характер его чаще всего довольно однооб-разен, и, как результат, он не достигает главной цели: родители с ним не знакомятся.

Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении     материала    для     родителей.     Такой     материал    может сосредотачиваться под разными рубриками: «Советы врача?), «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» и др. На одну и ту же тему может быть разработано несколько материалов, для подготовки которых следует привлечь воспита-телей,              занимающихся     самообразованием,     готовящих     отчет     о     своей деятельности или знакомящихся с опытом работы, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей. Такая форма работы может быть интересна родителям, которые читают яркий, эстетично оформленный, полезный по содержанию материал, где могут быть рассмотрены актуальные вопросы семейного воспитания, проблемы здоровья, развития детей, готовности к

школе, даны задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, высказывания и рассказы детей и многое другое. Информацию можно менять в каждой группе ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.

При    организации   материалов    методического    кабинета    важно прислушаться к мнению воспитателей, для которых он и создан. Необходимо проанализировать характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, кто редко и т, д. Факты для такого анализа предоставит тетрадь (дневник, журнал) выдачи методических пособий, который ведется в рукописном, электронном или печатном виде в кабинете. В дошкольном учреждении должен быть составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Это время выбирается таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие как в первую, так и во вторую смену.

Для того чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий современным методическим требованиям, тщательно продумывать его систематизацию.

Если все эти условия будут учитываться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет большую пользу в процессе повышения квалификации сотрудников, сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане дошкольного образовательного учреждения.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно

проведенных мероприятий. Кроме того, существенное влияние на результаты управленческой   деятельности    старшего   воспитателя    и    заведующего оказывает выбранный ими стиль и методы руководства.

Методический кабинет имеет многофункциональное назначение: это место, где собраны методический материал ДОУ по всем направлениям развития детей дошкольного возраста; лучший опыт работы педагогов своего ДОУ и других детских садов; научно-методическая литература по многим проблемам ДОУ и другое. С другой стороны, методический кабинет можно назвать творческой мастерской, где воспитатель может получать конкретную практическую помощь в организации работы с детьми. Методический кабинет – это центр сбора педагогической информации (нормативные документы,            педагогическая                       и                           методическая           литература,   передовой педагогический опыт).

 

 

Правила функционирования методического кабинета

 1. Важным условием высокой       результативности      учебно-воспитательного        процесса        является        постоянное, своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания. В то же время в методическом кабинете должна быть сосредоточена информация о своем учреждении, авторских разработках. Здесь представлен план развития учреждения, годовой план, материалы педсоветов. Регулярно оформляются тематические выставки, которые не должны быть статичны, должны чаще меняться под разными, привлекающими внимание воспитателей рубриками.

2. Методический кабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы, проведения совещаний, семинаров, консультаций.

3. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе.

4. В детском саду бывают гости, коллеги, ежедневно приходят родители. И для них кабинет должен иметь исчерпывающую информацию.

5. Опыт, представленный в кабинете,    должен  «провоцировать» педагогов      на        творчество,        побуждать        к    совершенствованию профессионального мастерства.

 

 

Оставить комментарий: