Особенности методической работы в соответствии с требованиями ФГОС

Опубликовано: 15:36:32 24-07-2020

Автор: Иванова Екатерина Павловна

Особенности методической работы в соответствии с требованиями ФГОС

 

Необходимость в изучении, освоении и внедрении концептуальных положений федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) меняет стратегию развития методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ.

Задачи методической работы на данном этапе:

 

- организация методического сопровождения перехода на ФГОС;

- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области планирования и организации образовательного процесса на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);

- освоение в ходе различных форм работы основных положений ФГОС ДО и апробирование их на практике;

- организация информационного обеспечения введения ФГОС и просветительской работы среди родителей.

- внедрение требований ФГОС в профессиональную деятельность каждого педагога.

В    соответствии    с    этим,    можно    выделить    следующие этапы методической деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

1 этап: Организационно-подготовительный: изучение и осмысление нормативно-правовой базы ФГОС ДО, работа с педагогическим коллективом по формированию профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО.

2 этап: Внедренческий – апробирование педагогами на практике федеральных требований.

3 этап: Итоговый – анализ, выделение положительного опыта и определение перспектив.

  1. Критерии эффективности методической работы в ДОУ

 

Важно    определить   реальные   показатели    конечного   результата методической работы, сформулировать критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее важные нужно учитывать всегда.

Первый критерий – рост уровня развития детей. Данный критерий можно считать достигнутым, если результаты развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню или приближаются к нему без перегрузки воспитанников.

Второй критерий – качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Третий критерий – повышение профессиональной компетентности педагогов.

Четвертый критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.

Таким образом, методическая деятельность дошкольного учреждения является                     важной       составляющей, обеспечивающей             повышение профессиональной квалификации педагогов и обеспечивающей повышение качества учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Анализ методической литературы позволил выделить новые формы организации методической работы:

1) мастер-класс;

2) творческие микрогруппы; 3) «круглый стол»;

4) эвристическая беседа; 5) деловая игра;

6) конкурс;

7) фестиваль педагогических идей; 8) аукцион;

9) консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками;

10) педагогический ринг; 11) тренинг.

12) метод проектов; 13) методический день;

14) литературная или педагогическая газета.

 

Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.

 

Мастер-класс

 

На сегодняшний день одной из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний является мастер-класс. Основные преимущества мастер-класса – это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Мастер-классы     похожи     на     компактные     курсы     повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.

Часто        на        мастер-классе        предоставляется        возможность попрактиковаться под контролем преподавателя. Это двусторонний процесс, с непрерывным контактом «преподаватель-слушатель».

«Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего – путѐм прямого и комментированного показа приѐмов работы» (М. М. Поташник).

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:

1) обеспечивается    формирование    мотивации    и     познавательной потребности в конкретной деятельности;

2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию,     самоорганизации    и      самоконтролю     педагогической деятельности;

           3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

 

Творческие микрогруппы

 

Следующая форма методической работы – это создание творческих микрогрупп, целью которых являются: создание в коллективе обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми; формирование у педагогов потребностей во владении современными технологиями в области дошкольной педагогики и психологии; выделение наиболее                     перспективных      идей      в      организации     воспитательно-образовательного процесса с детьми; внедрение новых образовательных технологий, способствующих мотивации и активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Для    создания    творческих    микрогрупп    проводится    детальное обсуждение с коллективом возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых      с    учетом     актуальности,    результативности,      новизны, методической разработанности и нормативно – правовой базы. Выявляются проблемы на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей. Отбор участников творческих групп организовывается на добровольной основе.

Основными направлениями работы микрогрупп могут быть: 1) изобретение технологического инструментария;

2) нетрадиционные средства разрешения актуальных образовательных проблем;

3) самоопределение ребенка в предметно-развивающей среде. «Круглый стол»

Следующей новой формой методической работы является «круглый стол» – это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы                 размещения      участников      позволяют      сделать      коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение,

обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

«Круглый стол» – проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

Эта форма методической работы позволяет сплотить коллектив, научить педагогов прислушиваться к мнениям коллег, уметь слушать и слышать их.

В    некоторых    ДОУ    используется    интересная    форма    работы, объединяющая сотрудников – это литературная или педагогическая газета. Цель такой формы работы – показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, – сочинительство, владение речевыми навыками – образность высказываний и т. д.

 

Эвристическая беседа

 

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе            беседы    более    детально    раскрываются   отдельные    положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется

ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Таких условий два:

1) предметом    беседы    лучше    избирать    практически    значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения;

2) необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом.

Характерная особенность эвристической беседы состоит в том, что в ней выдвигается проблема, требующая решения. Эвристическая беседа – это взаимосвязанная серия вопросов, большая или меньшая часть которых является небольшими проблемами, в совокупности ведущих к решению поставленной проблемы. Суть эвристической беседы состоит в том, что в ходе ее каждый раз выдвигается искомое, требующее решения. Именно эта особенность принципиального характера и есть отправная точка к более глубокому решению вопроса о структуре эвристической беседы.

Структура эвристической беседы содержит:

а) искомое (вопрос, проблема, проблемная задача и т. п.); б) способ решения;

в) решение, деятельность педагогов по решению проблемы (пошаговая инструкция);

г) результат решения.

Организуя    эвристическую     беседу, целесообразно         чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

 

Деловая игра

 

Далее обратимся к наиболее распространенному виду новых форм организации методической работы – это деловая игра.

           Деловая игра – это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.                       Нередко      деловые      игры      называют      имитационными управленческими играми. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом. Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

Подготовить и провести деловую игру – процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели. Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

- создание проекта деловой игры;

 

- описание последовательности действий; - описание организации проведения игры; - составление задания для участников;

- подготовка оборудования.

 

Методический день

 

Существует и другая не менее интересная форма методической работы, которая называется «методический день». Целью такой формы работы является                  стимулирование   педагогического   коллектива    к    повышению профессионально-педагогического мастерства.

А задачами:

- ознакомление педагогического коллектива с технологией работы воспитателей ДОУ;

- создание «копилки» внутрисадовских методических находок.

 

В ходе этого мероприятия проводятся открытые просмотры и различные   мероприятия   по    определенной    проблеме,    анкетирование участников образовательного процесса (воспитателей, детей, родителей). Завершается обычно единый методический день собранием педагогического коллектива (в любой форме) с подведением итогов работы и с выработкой решения.

 

Конкурс

 

Следующей новой формой методической работы в ДОУ является конкурс. Слово «конкурс» произошло от латинского concursus – сход, стечение, столкновение. Конкурс – соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Смотр-конкурс – способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов.

Для    успешного    проведения    конкурса    необходимо    соблюдать ряд условий:

- создать мотивацию для участия в конкурсе;

- разработать Положение о конкурсе (оно должно быть четким, понятным). В Положении прописываются: тема конкурса, цель и задачи, условия, содержании и порядок проведения, требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов, критерии оценки, сроки проведения, состав жюри, процедура подведения итогов;

- обеспечить методическое сопровождение участников (консультации, методическая литература, опыт других педагогов своего ДОУ и ДОУ района);

-     обеспечить     по     возможности     необходимыми     материалами (канцтовары, костюмы, техническое оснащение и др.);

- поощрить всех участников морально (вручение грамот, дипломов, организация торжественной церемонии награждения) и материально;

- предоставить возможность ознакомления с лучшими конкурсными материалами;

- познакомить с аналитическими материалами конкурса (справки, экспертные заключения и т. д.);

- опубликовать итоги конкурса для общественности (в газете ДОУ, информационном листе, на сайте).

Участие педагогов ДОУ в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свой профессионализм и педагогическое мастерство.

 

Фестиваль педагогических идей

 

Фестиваль педагогических идей – следующая форма методической работы. Это широкий, общий осмотр достижений, празднование, которое сопровождается показом, осмотром форм, методов, приѐмов, средств обучения, объединенных с художественным оформлением

Целью такой формы работы является знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных педагогов.

Задачи данной формы работы:

- ознакомить широкий круг педагогов с интересными педагогическими находками;

-      проложить     дорогу     педагогическому     изобретательству     и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными подходами к воспитанию и обучению детей, с опытом воспитателей по интеграции образовательных областей.

 

Аукцион

 

Аукцион – это форма методической работы, которая в настоящее время вызывает больший интерес у педагогов. Аукцион – это публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продаѐтся в присутствии многих желающих – покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар.

           Педагоги «покупают» только те идеи, которые не только заслуживают внимания, но и наиболее реальны, жизнеспособны в условиях работы дошкольного учреждения.

Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто ответит на 3 вопроса. Идея достанется тому, кто правильно ответит на 3 вопроса. Если педагог не отвечает на вопросы, то идея остаѐтся в банке методического кабинета.

 

Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками

 

Следующей формой методической работы является консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками. В методической работе с педагогами данную форму используют с целью, повышения активности, побуждения к размышлению, анализу, и привлечения внимания педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы.

В начале консультации-парадокса старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок (не более 10 для двухчасовой консультации и соответственно не более 5 для консультации длительностью    1    час).    Далее    педагогам   предлагается   фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками: педагоги называют те положения, которые они посчитали неверными. При этом возможны разные варианты, которые в определенной мере сами по себе являются экспресс-диагностикой профессиональной зрелости педагогов и показывают направления для дальнейшей работы с ними.

1. Обнаружены все ошибки, что свидетельствует о понимании проблемы педагогами;

2. Ошибками названы правильные    положения.    Следовательно, достигнута цель консультации – привлечь внимание к важным аспектам проблемы, и дальнейшая задача старшего воспитателя – разъяснить, как должна осуществляться работа по данному вопросу;

3. Отмечены не все ошибки, а это говорит о недостаточной профессиональной подготовке воспитателей.

Есть и другой вариант проведения такой консультации – слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева – достоверный, справа – ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения.

Особенностью консультаций такого типа является обязательное предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.

 

Педагогический ринг

 

Существует и другая форма методической работы – это педагогический ринг. Целью такой формы методической работы является совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Здесь предлагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ: «да» или «нет». Такая форма используется, конечно, только среди опытных педагогов. Педагогический ринг помогает уточнить и систематизировать знания педагогов или провести мини-диагностику их знаний по целому комплексу вопросов.

Эта форма работы совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников: общая эрудиция; профессиональные знания, умения, навыки; умение выйти из нестандартной ситуации.

 

Тренинг

 

Следующая форма методической работы, пришедшая к нам из психологии – это тренинг. Целью такой формы работы является отработка профессиональных навыков и умений.

Тренинг –     это     слово     английское,     означающее     «специальный, тренировочный режим». Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации,        раздаточный    материал,    технические     средства    обучения. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах численностью от 6 до 12 человек.

Тренинги помогают строить в группе доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

 

Метод проектов

 

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным    вопрос    создания    системы     работы    по    внедрению    в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы.

Проектная технология предполагает:

 

-    наличие    проблемы,   требующей   интегрированных   знаний    и исследовательского поиска ее решения;

-     практическую,     теоретическую,     познавательную    значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность воспитанника;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

-    использование   исследовательских   методов,    т. е.    определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения;

-     обсуждение    методов    исследования,    оформление    конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения         до         его          завершения         с          прохождением определенных этапов деятельности:

1) постановка задачи;

2) разработка самого проекта принятого задания;

3) организация     общественного      мнения      об      осуществляемом мероприятии;

4) непосредственно трудовая деятельность;

5) учет проделанной работы.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть различными. Главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Но сначала интерес должен появиться у воспитателей.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности    самостоятельного    приобретения    знаний    при    решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода в том, что он является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, повышает качество образовательного процесса, служит развитию критического и творческого                         мышления,     способствует     повышению     компетентности педагогов.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

-     занятия     с     включением     проблемных    ситуаций     детского экспериментирования и т. д.;

- комплексные блочно-тематические занятия.

 

Освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

Формы   методической    работы   проводятся   с    учетом   категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и дополняют друг друга на основе педагогической диагностики и социально-психологического климата в коллективе, поэтому они должны быть максимально гибкими, способствовать развитию инициативы, поиску нового содержания, форм и методов работы с педагогическим коллективом и их целенаправленному и систематическому внедрению в образовательный процесс.

План работы в условиях реализации ФГОС ДО может состоять из четырех разделов.

Раздел «Организационно-управленческая работа по созданию условий работы в соответствии с ФГОС ДО предусматривает:

-       создание и определение функционала рабочей группы по подготовке введения Стандарта. Рабочая группа выступает инициатором новых идей, нацеливает педагогический коллектив на активное участие в запланированных мероприятиях;

-       разработку и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений Стандарта;

-       организацию      непрерывного      повышения       квалификации педагогических кадров в соответствии с ФГОС ДО в течение учебного года;

-       предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

-       анализ и получение объективной информации о работе ДОО в соответствии с ФГОС ДО;

-        разработку плана методического сопровождения педагогов (подготовка педагогического совета, инструктивно-методического совещания

и обучающих семинаров в соответствии с ФГОС ДО;

-       преодоление   профессиональных   затруднений   и    уточнение смысловых понятий;

-       организацию процесса разработки и внедрения образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО;

-       формирование    сетевого    взаимодействия    по    обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО;

-       мониторинг и организацию отчетности в соответствии с ФГОС ДО.

Раздел «Кадровое обеспечение работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования» включает следующие мероприятия:

-       создание    условий    для    прохождения    курсов    повышения квалификации педагогов по вопросам ФГОС ДО;

-       формирование   рабочих   групп   воспитателей    для    решения методических проблем, связанных с ФГОС ДО.

Раздел     «Создание     материально-технического    обеспечения      в соответствии с ФГОС ДО» предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

-       обновление оснащенности педагогического процесса в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

-       обеспечение     соответствия     материально-технической    базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОО;

-       методическое      обеспечение      образовательной     программы печатными и электронными образовательными ресурсами;

-       доступ       педагогических      работников      к       электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах     данных;     доступ        участников     образовательных     отношений           к информационным образовательным ресурсам в Интернете.

Раздел «Создание организационно-информационного обеспечения в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:

-       размещение на сайте ДОО информации о работе в соответствии с ФГОС ДО;

-       информирование общественности о ходе и результатах данной деятельности педагогического коллектива;

-       создание банка полезных ссылок, оформление странички на сайте ДОО;

-       обеспечение публичной отчетности ДОО о ходе и результатах работы в соответствии с ФГОС ДО;

-       размещение публичного отчета на сайте ДОО; -         подготовка публикаций из опыта работы ДОО.

Все формы методической работы (систематические и эпизодические, коллективные и индивидуальные) организуются и проводятся с учетом категории    педагогов,    уровня    их    подготовленности,   стажа    работы, образования и условий организации деятельности ДОУ.

Таким    образом,   современная   система    образования   требует   от методической работы активных форм. Педагоги должны не только «впитывать» новые знания, но тут же учиться их применять, а на основе этого и формировать свой взгляд на конкретную проблему. Также, новые формы методической работы нацелены на продуктивный результат, за счет которого педагоги будут пополнять свои Портфолио. Чем больше материалов в Портфолио, тем легче будет педагогу подготовиться к аттестации. А это значит, что повысить свою квалификацию такому педагогу не составит труда.

 

 

 

 

Оставить комментарий: