Сообщение из опыта работы на тему "Организация работы с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения"

Опубликовано: 13:13:38 01-08-2020

Автор: Ивлиева Юлия Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка

 

 

 

 

 

Сообщение из опыта работы

на тему «Организация работы с детьми 6 – 7 лет

по ознакомлению с правилами дорожного движения»

 

 

 

Составила: воспитатель

Ивлиева Юлия Викторовна

 

 

 

Кузнецк, 2017

 

 

Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее.

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых – создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с правилами дорожного движения. В исследованиях Н.П. Парамонова, Е.В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки им. (С.Г. Якобсон).

Эти наблюдения позволяют предположить, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, а с его осознания. Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно-значимым, оно должно стать мотивом действия ребенка. Возникает необходимость в игровой, интересной для ребенка обстановке формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами безопасности дорожного движения строится на основе нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих данную деятельность, а также она должна осуществляться в системе. Следовательно, основными задачами по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице являются: развитие заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах города; формирование навыков безопасного поведения; воспитание устойчивых привычки соблюдать правила дорожного движения.

Современными подходами при организации психолого-педагогического процесса по ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения являются: интегративный,  деятельностный,  гендерный, индивидуальный, особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с ПДД.

Что нужно знать педагогу о возможностях старшего дошкольника, связанных с ознакомлением с Правилами дорожного движения:

Начиная с 6 лет: обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые; большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; дети еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенно от незначительного.

Начиная с 7 лет: уверенно отличают правую сторону дороги от левой.

Начиная с 8 лет: уже могут реагировать мгновенно, т.е., тут же останавливаться, когда их окликают; у них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде; они могут определить, место и источник шума; способны устанавливать и понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; не распознают возможные опасные ситуации.

Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы: беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры; подготовка и организация выставок детского творчества; работа с перфокартами, схемами, моделями и др.

Наиболее эффективной формой совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с ПДД является игра - основной вид детской деятельности.  С детьми использую разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр учитываю нагрузку на разные группы мышц, а так же учитываю интересы мальчиков и девочек.

Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, сформировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использую дидактические игры  в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе ОД, на прогулке, вечером.

Сюжетно – ролевые игры. Содержание игр по ОПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

«Минутка безопасности движения» – это кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1 – 3 минуты), которое проводится мною в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме. Минутку  провожу 1-2 раза в неделю, а так же «по ситуации». Так же знакомлю и родителей с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.

Совместная деятельность.

«Перекресток» представляет собой импровизированный участок с дорожной разметкой и всем необходимым развивающим материалом и игровым инвентарем. Специально оформлен комплект дорожных знаков, светофор с мигающим сигнальным светом, макеты разных видов транспорта.

В группе так же имеется мини библиотечка детской познавательной и художественной литературы по ОПДД, дидактические и развивающие игры,  которые дети могут взять для самостоятельной деятельности.

При этом важно создать положительный настрой у дошкольников, заинтересовать их. В связи с новыми требованиями  осуществляю интеграцию разных видов деятельности, в процессе которых происходит ознакомление детей с правилами дорожного движения. Так, в процессе образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим  даю  детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети на дороге» и др.), просмотр познавательных видеофильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений  знакомлю с  понятиями «левая-правая сторона», «снизу-сверху», «широкая-узкая полоса», т. е. ориентирую в окружающем пространстве; привлекаю детей к составлению планов, схем участка, дороги, улицы, квартала.

В процессе трудовой деятельности дети изготавливают атрибуты для игр (макеты транспорта, дорожных знаков, жезлы, флажки, шапочки, пилотки, разнообразную игровую атрибутику).

В процессе конструктивной деятельности у детей формирую интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала.

В процессе физической культуры развиваю координацию движений и ориентировку в пространстве.  Учу детей ездить на велосипеде по прямой,  по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

В процессе музыкальной деятельности создаю условия для активного участия детей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Художественной деятельности придается особая роль. Пристальное внимание уделяю на бережное отношение к детским работам на тему «Правила дорожного движения» (рисунки, поделки), которые используются не только для оформления выставок, атрибутов к играм детей, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Для закрепления программного материала, детям, даю задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например: «Нарисуй дорогу в детский сад», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой», «Придумай сказку про тот знак, который мы изучали».

Формирование знаний безопасного поведения у детей целесообразно организовывать поэтапно:

  1. Тестирование уровня сформированности знаний о правилах безопасности движения.
  2. Формирование представлений и знаний о правилах поведения на дороге.
  3. Развитие осознанного отношения к выполнению правил поведения на дороге.
  4. Развитие умения самостоятельно применять знания в поведении и деятельности.

5.Развитие творческих способностей в процессе применения знаний в практической деятельности.

 

В результате уровня усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрос. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни. Высокий уровень дети показали в изобразительной деятельности. Рисунки детей по этому разделу отличаются содержательностью и актуальностью. В беседах с детьми было отмечено владение детьми не только знаниями по этому разделу, но и умением составлять связные, логически правильно выстроенные рассказы по данным разделам, отмечалось владение детьми необходимой информацией. Уровень организации игровой деятельности по данным разделам был отмечен не только наличием необходимых знаний, знанием ролевых действий, но и правильно подобранным оснащением предметной среды с наличием необходимого игрового материала. Уровень проведения занятий и вечеров — развлечений показал высокую заинтересованность детей этим разделом программы. Дети с удовольствием и высоким уровнем подготовки исполняли стихи, песни и танцы по данному разделу программы.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Поэтому работе с родителями я уделяю огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Активизирую работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы. В начале учебного года я провожу анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения. В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма использую различные формы взаимодействия с родителями: - памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД; - папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми; - консультационный материал «Дошкольник и дорога». Традицией стало проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог». Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса. Устраиваю конкурс семейных газет «Дорожная азбука — детям» выявляет таланты не только художников — родителей, но и поэтов, сочинителей рассказов. Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер — класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме. В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей. Все это позволяет мне комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Белая, К. Ю. Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице (для среднего дошкольного возраста / К. Ю. Белая. — М.: Просвещение, 2001.
  2. Белокурова, Г. В. Творчества солнечная нить. Пособие для педагогических работников./ Г. В. Белокурова, О.М, Беляева, Л. А. Шагова. — Тольятти, Форум, 2010. — 114 с.
  3. Беляевскова, Г. Д. Правила дорожного движения для детей 3–7 лет. / Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова, О. Н. Сирченко, Э. Г. Шамаева. — Волгоград: Учитель, 2012. — 170 с.
  4. Данилова, Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. / Т. И. Данилова. — СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 208 с.
  5. Кобзева, Т. Г. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. / Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 219 с.
  6. Кузнецова, А. В. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет / А. Е. Кузнецова. — М.: РИПОЛ классик: ДОМ. ХХIвек. 2009.
  7. Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения: Практическое пособие / Под ред. Л. А. Сорокиной. — М.: АРКТИ, 2011.
  8. Урунтаева, Г. Н. Дошкольная психология / Г. Н. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 235 с.
  9. Шинкарюк, С. А. Правила безопасности дома и на улице / С. А. Шинкарюк. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
  10. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Инт-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 416 с.
  11. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. –1997.

 

Оставить комментарий: