a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Автор: Аббасова Марина Викторовна Опубликовано: 2020-08-10 16:32:59

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания» Воспитатель Аббасова Марина Викторовна Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте». Макаренко Антон Семенович Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?   В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит ту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях,   интеллектуальных и нравственных качествах:  бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры,  воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом,  экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому, что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта и трудолюбие. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.   В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость,  « я – бережливый ребенок». Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить( «поделиться»,  «подарить»,  «положить в копилку»  и т. п. ) . Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая,  воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа « от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Работу по знакомству ребенка с миром экономики и финансов логически надо выстраивать от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий:   «труд»,  «профессия»,  «потребность»,  «деньги»  - к более сложным финансово – экономическим явлениям:   « товарно – денежные отношения»,  «купля – продажа»,  «бюджет»  и др. Перечень базовых финансово- экономических понятий: - труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга; - деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата; - личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство; - сбережения, копилка, кошелек, сейф; - покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево; - долг, должник, заем; - план,  экономия; - потребность, капризы, желание, возможность; - торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки; - подарок, реклама; - богатство, бедность, жадность, щедрость.   Формирование финансовой культуры у дошкольников направлено на: • любовь к труду • уважение к результатам труда взрослых • умение считаться с потребностями семьи • тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо • проявлять терпение при достижении желаемого • ответственно относится к чужим вещам Что лежит в основе финансовой культуры Деньги не растут на деревьях. Деньги – продукт труда. Я уважаю деньги не потому, что на них можно все купить, а потому что они являются эквивалентом человеческого труда. Деньг и- это форма благодарности за ту пользу, которую ты принес обществу. Любой труд почетен. Деньги- р есурс ограниченный. Они призваны удовлетворять, по крайней мере, в первую очередь, потребности( т. е. то, что необходимо для качественного физиологического выживания и первоочередные платежи, а не желания или хотелки. Деньги не главная цель в жизни, а один из видов товаров, позволяющих облегчать обмен между продуктами труда людей. Формы и методы, которые необходимо воспитателю  использовать в своей работе: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо- трудовая деятельность, раскраски, интерактивные мини спектакли, возможности в анимации представляемого материала, видео- и звуковых материалов и пр. Предметно – пространственная экономическая среда является необходимым условием для успешного осуществления педагогического процесса. При построении ППЭС необходимо соблюдать следующие положения: - статичность и подвижность предметного окружения; - гибкость; - комфортность; - открытость – закрытость ППС. Предметно – пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность. Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Семья формирует отношение ребенка к здоровью, учебе, близким, работе, деньгам. Только объединение детского сада и семьи дает полноценный опыт и практику  «экономического поведения».

Оставить комментарий: