Опубликовано: 15:19:53 17-08-2020
Автор: Ивлиева Юлия Викторовна
По определению всемирной организации здравоохранения
ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. (Слайд 1)
Состояние здоровья состоит из нескольких компонентов – психическое, физическое, нравственное, социальное (Слайд 2)
Эти назревшие проблемы послужили достаточным основанием для начала работы с детьми по данной теме, которые подкреплены приоритетами дошкольного образования, а, именно, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них представлений о ЗОЖ.
Основные направления работы дошкольных учреждений по данному направлению: валеологическое образование, организация работы по оздоровлению дошкольников (Слайд 3)
Условиями формирования положительной мотивации к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста являются: (Слайд 4)
- Создание вокруг ребенка образовательной среды наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями ЗОЖ
- Наличие в ближайшем окружении дошкольника людей, ведущих ЗОЖ
- Создание положительного эмоционального фона при формировании знаний, умений и навыков валеологического характера
- Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера
- Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности
На начальном этапе своей работы провела исследовательскую деятельность, которая заключалась в выявлении знаний, умений и навыков как родителей, так и детей. Изучила запросы родителей, касающиеся воспитания детей в этом направлении. Родителям были даны анкеты:
«Что я знаю о ЗОЖ» - общий обзор знаний;
«Мама, папа, я – спортивная семья» - выявление степени приобщенности к спорту;
Беседы: «ЗОЖ дома и в семье» - выявление выполнения правил здорового образа жизни дома, изучение запросов родителей;
«Как сохранить и преумножить здоровье ребенка» - установление знаний, умений и навыков родителей о профилактических мероприятиях по укреплению здоровья детей и др.
Диагностика ЗУНов воспитанников группы посредством доверительных бесед (например, расскажи, как ты ухаживаешь за зубами; соблюдаешь ли ты режим дня? Расскажи когда ты ложишься спать? и т.п.), выполнения специальных заданий в течении дня (например, покажи как следует умываться, одеваться на прогулку и т.п.), различных дидактических игр и игровых упражнений (например, разложи на вредно и полезно, д/и «Кто что делает?» и т.п.), наблюдения за образом жизнедеятельности в д/с позволили выявить наиболее точные их результаты.
Общий анализ результатов исследования ЗУНов установил, что дети и родители
- имеют поверхностные знания о ЗОЖ;
- не в полной мере соблюдают правила ЗОЖ.
Исходя из результатов обследования, я поставила перед собой цель и сформулировала следующие задачи:
Цель: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Задачи: 1. Сформировать у детей знания об анатомии и физиологии организма человека в целом, так и ее основных системах и органах. (Слайд 5)
Из них видно, что они несут не только познавательную функцию, но и практическую и воспитывающую функции.
Для осуществления систематической работы по данному направлению мною разработан тематический план, который включает в себя цикл занятий по темам. (Слайд 6-7). В специально – организованной деятельности решаются задачи, направленные не только на информирование дошкольников, но и на формирование осознанного отношения к выполнению правил.
Например: 1. Чтобы заинтересовать детей к занятию, я использую проблемные вопросы, ситуации, логические задачи типа:
«Помогите мне разрешить один вопрос…»
«Что вы могли бы посоветовать друзьям, когда они пойдут в поход?»
Хочу маленькой девочке подарить зубную щетку и пасту, но она не знает для чего это. У нее возникнет много вопросов. Как лучше ей объяснить?»
«Как вы думаете, связана ли чистота и здоровье?»
«Давайте подумаем, как нужно одеваться в начале весны, когда трескучие морозы позади, но еще сыро и прохладно».
«Что мне делать, если с кем-то станет плохо?»
«Наш друг занозил пальчик. Как поступить?»
«Что будет, если….?» «Почему у Хрюши заболел живот?»
«Кто придет ему на помощь, если…?» и др.
Например: Н/печатная игра «Как избежать неприятностей» - настольно печатная игра на классификацию правил поведения в сложившейся обстановке, направленной на здоровьесбережение., «Отчего заболел мальчик» - на определение причинно – следственных отношений
Н/п игра«Доктор Айболит» - на классификацию по принципу вредно – полезно (продукты питания, лекарственные растения, соблюдение правил гигиены и т.п.)
Н/п игра «Алгоритмы» - на закрепление последовательности действий умывания, одевания, процесса чистки зубов и т.п.
Дидактические игры тоже использую в качестве 2-ой части занятия на закрепление знаний, полученных на занятии.
Например: В занятии «Мой организм» в качестве второй части можно использовать д/игру «На что похоже?» - приведение сравнений на что похожи внутренние органы (сердце – моторчик, желудок – бензобак, где вырабатывается энергия для работы «мотора», легкие – фильтр, который очищает поглощенный воздух и пропускает в организм кислород и т.п.)
Привлекаю к занятиям врачей, психолога, физкультурного работника. Такой способ поддерживает интерес детей к занятиям и расширяет возможность детей проявить самостоятельность и интерес в приобретении новых знаний.
Широко использую на занятиях художественное слово, цель которого может быть разнообразна: приобщение через худ. литературу к ценностям ЗОЖ; уточнение знаний детей о ЗОЖ; расширение представлений и т.п.
Например: знакомя с назначением уха можно включить аудиозапись с разным темпом, ритмом, высотой, громкостью мелодии.
- что бывает, если не чистить зубы просмотреть мультфильм «Тари»
- какие средства использовать, если заболит горло – поучительные истории «Смешарики»;
Физкультминутки провожу в виде двигательной разрядки, повторяющей слова стихотворения, элементов реалаксации – мысленное перебрасывание своих чувств в мир прекрасного (на море, в космос, в лесу, слушая пение птиц и т.п.), в виде дыхательной, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, точечный массаж.
Использую практические задания в сюжетно – ролевых играх, например, «Скорая помощь» - обучение оказанию первой медицинской помощи, правилам вызова спецслужб. «Школа» - знакомство со строением человека (урок), наблюдения и экскурсии, когда хорошо прослеживается модель поведения, образа жизни человека. Очень эффективно использовать прием возможных последствий неправильного поведения: например, Саша заболел потому, что (ел мороженное на улице в холодную погоду, бегал по лужам, не закалялся и т.д.) Хорошо оправдывают себя приемы самонаблюдения, обследования, самообследования, когда дети самостоятельно улавливают общие закономерности процессов, происходящих в своем организме и организме др. человека, помогают детям понять смысл биологических и здоровьесберегающих процедур.
Например: приемы обследования: Проверь руки товарищей перед приемом пищи; Посмотри, что у него случилось, где ему больно.
Самообследование – Посмотри на себя в зеркало и исправь, что в тебе не так.
Проверь свои руки, ногти и сделай вывод.
Спланировать экскурсии можно в ближайшую аптеку, поликлинику с целью расширения представлений о профессиях и их функциях; на полянку с целью сбора лекарственных трав для гербария.
Интересно проходят викторины, игры – конкурсы, которые развивают логическое мышление, умение действовать в нестандартной обстановке, способствовать адаптации детей к различным жизненным ситуациям.
Например: «Сколькими способами можно спать?»; «Сколькими способами можно ползать?» и т.п.
Особую роль в решении поставленных задач играют комплексные занятия, которые решают вопросы валеологического характера и задачи ведущего вида деятельности.
Например: Развитие речи и познавательное: «Как мы говорим» - познакомить с процессом речеобразования и с значением разных органов в образовании звуков, постановка звуков.
Изо – деятельность и познавательное: «Автопортрет» - формирование умения воспроизводить в рисунке реально существующие объекты с их качественными признаками.
Музыкальная деятельность и познавательное: «Что случилось с Колей?» - определение настроения человека по характеру музыки.
Экологическое и познавательное: «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники» - расширять представления о деревьях и кустарниках, формировать представления о значении деревьев и кустарников для здоровья человека, об использовании плодов некоторых из них.
Математика и познавательное: «Семь золотых правил» - знакомство с здоровьесберегающими правилами; счет в пределах 10.
Физкультурное и познавательное: «Поход» - смоделировать различные ситуации, которые могут возникнуть в походе, развивать двигательные навыки.
Модульный принцип организации пед. процесса в д/с позволяет сделать деятельность детей осмысленной и необходимой им самим на каждом конкретном этапе обучения, рассмотреть тему с разных сторон. Он формирует потребности ребенка в ЗОЖ легко, незаметно, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребенка.
Приведу пример модульного принципа:
Тема: Сохрани свое здоровье сам (слайд 8)
Цель: Осуществить просветительно – воспитательную работу, направленную на воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью. Реализовать комплексный подход к организации педагогического процесса.
Задачи: 1. Сформировать у детей целостное понимание здорового образа жизни. 2. Воспитание у детей потребности в здоровье. 3. Развитие культурно- гигиенических навыков. 4. Сформировать умение использовать профилактические мероприятия, направленные на сохранение своего здоровья.
СЮЖЕТ МОДУЛЯ: Подготовка к проекту «Где прячется здоровье»
Виды деятельности: познавательно – речевая, физкультурная, изобразительная, математическая, игровая
№ занятия |
Тема занятия |
Вид деятельности |
1 |
«Чистота-залог здоровья» |
Речевая |
2 |
«Что такое микробы» |
Познавательная |
3 |
«Семь золотых правил» |
Математическая |
4 |
«Я и спорт» |
Рисование (изобразительная) |
5 |
«Вредные и полезные привычки» |
Дидактическая игра (игровая) |
6 |
«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» |
Беседа |
7 |
Пальчиковые игры |
Свободная деятельность |
8 |
Экскурсия в кабинет врача с целью ознакомления с различными видами гимнастик, массажа |
Познавательная |
9 |
«Центр здоровья» |
Сюжетно-ролевая игра (игровая) |
10 |
Спортивные соревнования между мальчиками и девочками |
Физкультурная |
11 |
«Клуб знатоков здоровья» |
Викторина |
12 |
Спортивное развлечение «Делай как я, делай лучше меня» |
Физкультурная |
13 |
Проектная деятельность «Где прячется здоровье» |
Защита проекта (изобразительная, познавательно-речевая) |
Помимо форм обучения на специально – организованных занятиях планирую в совместной деятельности конкурсы, викторины, развлечения, КВН, беседы, акции, отгадывание кроссвордов. Это позволяет закрепить пройденный материал в игровой форме.
Например: конкурсы – Сколькими способами можно есть хлеб? Скольким способами может передвигаться человек? Что могут делать руки, ноги?
Эксперименты: Как мы дышим, слышим? Определи на вкус. Как правильно ухаживать за зубами. Есть ли у глаз помощники?
Практические задания: как правильно наложить перевязку, вызвать « Скорую помощь»
Викторины – «Знатоки здоровья»; «Что? Зачем? Когда? Как?» « На слете врачей» и т.д.
Предлагаю вашему вниманию несколько заданий из викторины «Что? Где? Когда?»
Ø У животных передние лапы, а у человека? (руки)
Ø У птицы перья, а у человека? (волосы)
Ø Какой орган есть у животных, но отсутствует у человека? (хвост)
Ø Чем отличается человек от животного?
Ø Отчего люди могут заболеть простудой?
А сейчас, я предлагаю вам рассказать вместе со мной историю.
Однажды мальчик взял в руки какой-то острый предмет – Какой? (Нож)
И стал обращаться с ним не так, как нужно. Что он стал делать? (Играть, баловаться)
Подставил он под нож очень важную часть руки. Какую? (палец, ладонь)
На пальце появилось повреждение. Как оно называется ? (царапина, рана)
Из раны потекла очень нужная человеку жидкость? (кровь)
Мальчик испугался и стал ...Что делать? ( плакать)
На крик прибежала мама. Она … Что сделала? (оказала первую помощь – промыла ранку кипяченой водой, смазала йодом, наложила марлевую повязку)
Что надо делать прежде, чем баловаться с острыми предметами? (думать)
Какой орган человека это делает? (мозг)
Что человек должен беречь всю свою жизнь? (здоровье)
Праздники и развлечения: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Вредные привычки»
Кроссворды по прочитанным литературным произведениям валеологического характера, По теме «гигиена» - «Назовем предметы гигиены»; по теме «наши органы» - «Как эти органы называются у человека?» и т. п.
Беседы: «Телевизор и компьютер – враги или друзья?»; «Что такое закаливание?»; «Где прячется здоровье?» и др.
Акции: «Доброе слово всегда вылечит» - составление писем заболевшим ребятам из группы.
«Дорог не подарок, дорого внимание» - изготовление подарков заболевшим детям. И др.
Организую тематические выставки детских работ под названием «Здоровым быть здорово». (Слайд 9)
Полученные знания детей закрепляю в играх, как в совместной, так и свободной деятельности. Охватить тему со всех сторон и помочь ребенку проявить свои знания в разных видах игровой деятельности, мне помогает, так называемая, игровая матрица: (слайд 10)
Тема |
Лекарственные растения |
Д/И |
Кто больше назовет? |
Н/п игра |
Лото «Что где растет?» |
П/И |
Эстафеты с заданиями |
С/р игра |
Фитобар, аптека |
Игры с предметами |
Создание гербария «лекарственные травы» |
Словесные игры |
Назови одним словом |
(Слайд 11)
Тема |
Лекарственные растения |
Части тела |
Органы чувств |
Питание и здоровье |
Д/И |
Кто больше назовет? |
Будь внимателен |
Угадай на вкус, слух, ощупь. |
Вредно – полезно |
Н/п игра |
Лото «Что где растет?» |
Собери человека, животное, птицу. |
Валеология – уход за органами чувств |
Из чего мы сделаны |
П/И |
Эстафеты с заданиями |
Лабада |
Жмурки |
Съедобное- несъедобное |
С/р игра |
Фитобар, аптека |
Скорая помощь, оздоровительный центр |
Больница, |
Кафе. Магазин. |
Игры с предметами |
Создание гербария «лекарственные травы» |
Конструирование «Человек –робот» |
Чудесный мешочек |
Что возьмем для супа,…? |
Словесные игры |
Назови одним словом |
Что, где, зачем? |
Испорченный телефончик |
Перечисли, что мы называем фруктами,… |
Хочется отметить, что основная масса сведений сообщается детям в форме обычного нерегламентированного разговора, а так же в ходе реализации принципа «делай как я», где важную роль играют педагоги, близкие значимые взрослые, которые подают положительный личный пример. Он закладывает основы поведения ребенка в будущем и формирует у него в значительной степени ЗОЖ.
Поэтому ознакомление детей с ЗОЖ провожу в тесном контакте с родителями, медицинским персоналом, психологом, руководителем физкультуры. (Слайд 12)
Из схемы видно, что ребенок выступает не как объект воздействия, а субъект действия, а значимые люди находятся в тесном взаимодействии, что позволяет добиться наиболее высоких результатов усвоения и выполнения правил ЗОЖ у детей.
В виде своеобразных заданий выступает совместная проектная деятельность, как воспитанников группы, так и индивидуальная – детей и их родителей под названием «Путешествие в страну Здоровья», подтемами которой выступают «Как мы проводим досуг дома»; «Наши увлечения», «Физкультура и мы»; «Расти малыш здоровым» и др. Так в ходе работы над темой «Расти малыш здоровым», родители изготовили макет оздоровительного центра, составили чертежи и рисунки физкультурных уголков, которые они сделали в домашних условиях. В ходе защиты проектов родители обменялись опытом приготовления витаминных блюд и напитков, а также рецептами народной медицины.
Одной из форм нерегламентированной деятельности являются созданные в группе
Как говорилось выше, работу по просвещению детей о ЗОЖ провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Поэтому в помощь им организую наглядную агитацию: стенды, папки-передвижки. Особым спросом пользуются буклеты, которые остаются у родителей надолго, и они могут воспользоваться этой информацией в любой момент. Большим вниманием и активным участием пользуются «Дни открытых дверей», «Круглые столы», родительские собрания с привлечением медицинского персонала, деловые игры и тренинги, в процессе которых родители приобретают практические знания и умения. Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических заповедей для родителей. (Слайд 13,14 )
Итог моей работы по данной теме подтвердил ожидаемый мною результат. При повторном диагностировании детей было выявлено, что уровень знаний умений и навыков по теме «Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» вырос почти в 1,5 раза и сформировал устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья. Анкетирование родителей показало, что они стали активнее интересоваться деятельностью детского сада, направленной на сохранение здоровья воспитанников, у многих из них появилось стремление ради детей следовать правилам здорового образа жизни.