Презентация на педагогическом совете проектной деятельности "Чтобы не было беды" (старший дошкольный возраст)
Документы для скачивания
Проект
по основам безопасности жизнедеятельности с детьми подготовительной группы № 9
Тема: «Чтобы не было беды»
(Слайд №2)
Паспорт проекта:
Полное название проекта: «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников - «Чтобы не было беды»»
Тип проекта: творческо-информационный.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Время реализации: долгосрочный (2018-2019 учебный год).
Возраст участников: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Форма работы: групповая, фронтальная.
(Слайд №3)
Введение:
Николай Алексеевич Островский, известный писатель, автор романа «Как закалялась сталь» писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он делает только первые шаги в этом сложном и порой небезопасном мире. А научить его безопасному поведению – задача нас с вами – взрослых, воспитателей и родителей».
(Слайд №4)
Актуальность проекта: Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. К тому же старших дошкольников часто оставляют дома одних. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проблема безопасности детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна.
Цель проекта: Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
(Слайд №5)
В соответствии с целью сформированы задачи проекта в работе с детьми:
Обучающие:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
-Познакомить с телефонами экстренных служб :
МЧС-101 СКОР .ПОМОЩЬ-103
ПОЛИЦИЯ-102 ВЫЗОВ СПАСАТЕЛЕЙ-112
- углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, окружающего мира;
- учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.
(Слайд №6)
Развивающие:
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.
(Слайд №7)
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.
- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.
(Слайд №8)
Задачи работы с родителями:
- Повысить компетентность родителей в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
- Воспитывать у родителей ответственность за безопасность и сохранение здоровья детей, их эмоциональное благополучие.
(Слайд №9)
Предполагаемый результат:
- Ø Сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
- Ø Дети знают номера телефонов экстренных служб.
- Ø Имеют представления о безопасныхспособах общения со знакомыми предметами.
- Ø Сформированы умения соблюдать правила безопасногообщения с незнакомыми людьми, безопасногоповедения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.
(Слайд №10)
Этапы работы:
- Подготовительный.
- подбор методической и художественной литературы,
- подбор иллюстраций по теме,
- подбор пособий, загадок и игр по данной теме,
- подготовка материалов для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр);
- подготовка информации для родителей: оформление папок-передвижек; консультаций, памяток для родителей, размещение справочной информации по тематике.
- оглашение целей и задач проекта детям и родителям.
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
- Познавательные занятия
- Беседы
- Рассказ
- Рассказ – объяснение
- Работа с наглядным материалом
- Дискуссии
- Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
- Игровые ситуации - загадки
- Моделирование ситуаций
- Просмотр тематических фильмов
- Просмотр мультфильмов
- Конкурсы
- Викторины
- Кроссворды
- Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
- Развлечения
- Праздники
- Экскурсии и т.д.
Средства обучения
- Плакаты;
- Иллюстрации;
- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- Разрезные картинки;
- Мозаики;
- Настольно-печатные игры;
- Дидактические игры;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- Компьютерные презентации;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Видеоуроки по ОБЖ;
- Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
- Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
- Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
- Альбомы по ОБЖ;
- Дорожные знаки;
- Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- Аптечка;
- Карточки с телефонами служб спасения;
- Телефон;
- Картотека подвижных игр по ОБЖ;
- Подборка художественной литературы по теме;
- Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- Папки-передвижки;
- Подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
(Слайд №11)
- Основной этап.
Тема 1: «Безопасность в быту»
- Рассматривание альбома «Безопасность».
Задачи: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых правил безопасности.
- Изготовление картотеки игр и кроссвордов по О.Б.Ж. (Показать папку – картотеку)
- Беседы «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности». Задачи: введение детей в тему проекта.
- «Ножницы, катушки – это не игрушки» правила безопасного использования острых предметов (беседа).
- Пальчиковая гимнастика «Ножницы».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Сюжетно-ролевая игра «Ателье» (правила обращения с утюгом, иглой, швейной машиной, ножницами).
- Чтение художественной литературы. Стих. О. Корнеевой «Осторожным надо быть!», которая предупреждает детей об опасности при падении с высоты, ходьбе по речке зимой, ходьбе по скользкой дороге, встрече с пчелами в летнем лесу и т.д.
- Домашнее задание – отметить вместе с родителями красными кружочками все опасные предметы и места в своем доме. Задачи: предупреждение опасности, побуждение к поисковой деятельности.
(Слайд №12)
- Дидактическая игра «Безопасный дом». Задачи:
Закрепить у детей представление об опасных для жизни предметах с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими, помочь сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами (газ, электричество, откр.окна, быт. химия, острые, горячие…).
- «Таблетки – не конфетки» (осторожно – лекарства!) посещение мед .кабинета и беседа с мед. сестрой. Н.В. пояснила опасность, которая может исходить от лекарст. средств, воспитывая чувство ответственности у детей за свое здоровье.
- Разыгрывание игровых ситуаций: «Незнакомец стучится в дверь», «Если ты потерялся или заблудился». Задачи: развивать умение детей ориентироваться в пространстве, находить выход из трудного положения, предостеречь от контакта с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности и осмотрительности.
- Театрализация сказок «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Колобок» (опасности в сказках).
Лепка «Доверчивые герои сказок»
- Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома». Задачи: Познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем стихотворения. Актуализировать и систематизировать представления детей о правилах поведения дома.
- Просмотр познавательных мультфильмов из серии «Лукоморье»: «Острые предметы дома», «Где опасно играть?», «Незнакомец».
(Слайд №13)
- Познавательная беседа на тему: «Не шути с огнем» с рассматриванием плаката о причинах пожара.
- Показ презентации: «Огонь - друг или враг?» Задача: активизировать знания детей о пользе и вреде огня.
- Экскурсия в пожарную часть. Детей встретил и провел увлекательную экскурсию дежурный пожарного караула А.Бородачев. Он проводил детей в диспетчерскую, куда поступают сигналы о пожаре в городе, затем в гараж, где размещаются спецмашины. Дошкольники рассмотрели спецодежду, защитные маски, увидели огнетушители, носилки для спасения попавших в беду и многое другое.
- Рассматривание детьми уголка безопасности в дет. саду (беседа о системе оповещения и показ эвакуационных путей, плана эвакуации).
- Режиссерская игра: «Мы пожарные».
Дети распределяли роли, понимали воображаемую ситуацию и действовали в соответствии с ней. Одновременно закрепляли знания о противопожарной безопасности.
(Слайд №14)
- Выставка детских рисунков: «Осторожно огонь».
- Просмотр мультфильмов: «Кошкин дом», из серии «Лукоморье»: «Электрические розетки», «Игра с огнем».
- Выставка рисунков: «Осторожно - электроприборы». (показать альбом)
(Слайд №15)
- Учебная эвакуация по ЧС в детском саду. Задача: отработать навыки безопасного поведения и путей эвакуации при воображаемом пожаре.
- Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Полоса препятствий»
- Игра – тренинг: «Вызов пожарных по телефону», «Вызов экстренных служб»
- Просмотр обучающего видеоролика: «Что такое терроризм?», «Как себя защитить?» (правила безопасности, работа органов ФСБ, МВД)
- Разыгрывание ситуации с детьми: «Брошенный пакет». Задачи: формировать ответственное отношение к себе и людям, осторожность, внимательность.
- Папка – передвижка: «Формирование основ пожарной безопасности» для родителей. (Показать)
- Беседа с родителями: «Действия при обнаружении взрывного устройства», о бдительности при подозрительных мелочах в транспорте, в торговом центре, спортивных и культурно-развлекательных центрах.
- Стенд для родителей: «Осторожно - терроризм».
-Сообщение воспитателя на род. собрании на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников». (Показать папку работы с родителями и сказать, что в ней собран материал не только по данному направлению, но и по блоку «Безопасность в природе», «Безопасность на дороге».)
(Слайд №16)
Тема 2: «Безопасность в природе»
- Беседа «Где в природе прячутся опасности?». Задачи: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе: в лесу, у водоема, во время грозы, молнии, урагана, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.
(Слайд №17)
- Презентация: «Опасности леса». Дети узнали об объектах опасности: звери, змеи, клещи, ядовитые ягоды, жалящие насекомые.
- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу». Задачи: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный рассказ, воспитывать детей в экологическом направлении (не разводить огонь, не разрушать муравейники и гнезда, не обижать животных, не шуметь, не мусорить, не ломать…).
- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение книги о безопасности в природе «Непоседа-ветерок» И. А. Лыковой и др.
- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра-ходилка «Полное лукошко». Задачи: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.
(Слайд №18)
- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу». Задачи: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые приемы лепки и воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе и своему здоровью.
- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке». Задачи: развивать лексико-грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать любовь к природе. (Показать игру)
- Беседа о безопасном поведении детей в природе и способах взаимодействия с животными.
- Пальчиковая гимнастика «У собачки острый носик…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
(Слайд №19)
- Аппликация из осенних листьев «Моё любимое животное (ежик)
- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я люблю нашу природу».
- Экологическая акция «Сбережем природу!» Задача: закрепить представления детей о пользе природы для здоровья человека. Воспитывать осознанно - правильное поведение в природе.
- Папка передвижка для родителей. (правила безопасного поведения детей во время игр в разное время года: купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках и лыжах).
(Слайд №20)
Тема 3: «Безопасность на улице»
- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице», презентация: «Азбука пешехода».
- Чтение художественной литературы. «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят».
- Рисование «Уличные опасности», «Городской транспорт»
- Выставка рисунков: «Специальный транспорт». (Показать альбом)
- Работа в раскрасках «Будь осторожен!».
- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».
- Просмотр развивающего мультфильма про светофор.
- Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение произведения С. Михалкова: «Дядя Степа»
Задачи: познакомить с новым произведением, учить характеризовать поступки героя, восп. интерес к прф., уважение к труду милиционера, дать представл. что прф милиц. -важна и опасна, что его работа- это охрана и защита людей, оказание помощи и борьба с нарушителями закона.
- ООД по познавательному развитию «Осторожно, улица!». Задачи: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС, побуждение детей соблюдать ПДД.
(Слайд №21)
- Встреча с инспектором ГИБДД по г. Кузнецку с Н.В.Ковалевой на тему: «Дорожная азбука в дет. саду».
- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт). Задачи: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.
- Лепка: «Дорожные знаки»
- Аппликация: «Улица города».
(Слайд №22)
- Развлечение по ПДД: «Дорожная азбука».
- Подвижная игра «Светофор». Задачи: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя.
- Дидактическая игры - «Быстрая зебра», «Говорящие знаки», с макетом: «Улица города». Задачи: развитие пространственных представлений детей, закрепление правил дорожного движения на практике.
- Сюжетно-ролевая игра «Мы – пешеходы».
- Чтение. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Дидактическая игра «Подбери знак». Задачи: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Подвижная игра «Будь внимателен!» Задачи: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся условиях, развитие внимательности и осторожности.
(Слайд №23)
- Познавательное мероприятие в библиотеке на тему: «Законы улиц и дорог», на систематизацию знаний детей о правилах дорожного движения).
- По результатам проектной деятельности совместно с детьми был разработан и изготовлен лепбук «Азбука безопасности», на котором разместились дидактические игры, игровые упражнения, познавательная литература, мини – информационный стенд для детей, ребусы, загадки с отгадками, затронувшие все три направления работы с детьми по безопасности жизнедеятельности. (Показать лепбук).
- Изготовление атрибутов к с.р. игре (совместно с родителями).
- Совместно с родителями создание альбома: «Памятка юного пешехода». (Показать папку)
- Папка передвижка для родителей: «Безопасная дорога».
(Слайд №24)
III. Заключительный этап.
- Подведение итогов проекта;
- Презентация проекта.
Результаты:
Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. У них сформировались такие качества как ответственность, самостоятельность, умение предвидеть результат складывающейся неблагоприятной обстановки и находить выход из сложившейся опасной ситуации. Сформировалось понимание осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.
(Слайд №25)
Литература:
1.Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
2.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. - М., 1996.
3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
- Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000
- О.В.Черемшенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель» , 2012г
6.В.К.Полынова, З.С.Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.
(Слайд №26)