a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программы

Автор: Топилина Марина Викторовна Опубликовано: 2020-09-06 10:24:38

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3«Семицветик» комбинированного вида» города Минусинска Красноярского края Согласовано: Утверждаю: Председатель ППк Заведующий МАДОУ МАДОУ «Детский сад № 3» «Детский сад № 3» О. В. Зелина_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приказ № Протокол № от от Т. И Ямщикова_ _ _ _ _ _ _ _ Родитель( законный представитель) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ « »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2019 г. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложным дефектом( задержка психического развития и нарушение опорно- двигательного аппарата) ФИО( составлена на период с 02. 09. 2019 по 29. 05. 2020) Составители: Учитель- дефектолог: Топилина М. В. Учитель- логопед: Веряева Ю. Э. Педагог- психолог: Мешегешева Н. А. Воспитатели: Фалеева Н. Ю. , Чупина Е. В. Музыкальный руководитель: Иваненко Е. А. Инструктор по физической культуре: Лисманова О. И. 2019 Содержание Страница I. Целевой раздел 3 1. 1. Пояснительная записка 3 1. 1. 1. Цели и задачи Программы 3 1. 1. 2. Принципы и подходы к формированию Программы 4 1. 2. Психолого- педагогическая характеристика ребенка с задержкой психического развития и нарушением опорно- двигательного аппарата. 4 1. 3. Характеристика ребенка 7 1. 4. Планируемые результаты 7 1. 5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе 8 II. Содержательный раздел 10 2. 1. Общие положения 11 2. 2. Описание образовательной деятель ности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 11 III. Организационный раздел 15 3. 1 Психолого- педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 15 3. 2. Особенности организации предметно- пространственной развивающей образовательной среды. 15 3. 3. Планирование образовательной деятельности. 16 3. 4. Режим дня и распорядок 17 3. 5. Программно- методическое обеспечение 19 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложным дефектом( задержка психического развития и нарушение опорно- двигательного аппарата) направлена на преодоление несоответствия между процессом воспитания и обучения ребенка с психофизическим нарушением по основной образовательной программе дошкольного учреждения и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей, на развитие его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности. Адаптированная образовательная программа составлена на основе заключения ПМПК№… от…, индивидуальной программы реабилитации ребенка- ивалида от …№ …, Положения об адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 3»( приказ от 01. 09. 2014 № 151) и Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида»( приказ от 28. 08. 2017 № 142) , Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития( приказ от …№) для воспитанника разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта МАДОУ «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида». Ребенку рекомендовано обучение в образовательной организации по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей со сложным дефектом( задержка психического развития и нарушение опорно- двигательного аппарата) . Ф. И. имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Программа содержит описание задач и содержания работы в пяти образовательных областях для всех специалистов, работающих в группе компенсирующей направленности ДОУ, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольника с задержкой психического развития и нарушением опорно- двигательного аппарата. Содержание образовательного процесса осуществляется по индивидуальному учебному плану. Составленная программа будет реализована в условиях ДОУ с согласия родителей с определением индивидуальных результатов достижений ребенка специалистами психолого- педагогического консилиума ДОУ через овладение навыков социализации. АОП рассчитана на учебный год. Учебные пособия, дидактический материал подобраны в соответствии к организации образовательного пространства и индивидуальных особенностей ребенка. Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов( обозначенные в Целевых разделах Программ: « Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида»( приказ от 28. 08. 2017 № 142) , « Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития »( приказ от …№) 1. 1. 1. Цели и задачи реализации Программы Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи. 1. Создать ребенку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития. 2. Обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка. 3. Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития. 4. Стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности. 5. Осуществлять профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. 1. 1. 2. Принципы и подходы образовательного процесса Программа базируется на основных принципах дошкольного образования, сформулированных в Целевых разделах Программ: « Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида»( приказ от 28. 08. 2017 № 142) , « Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития »( приказ от …№) Реализация поставленных задач осуществляется во всех видах деятельности. 1. 2. Психолого- педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с нарушением опорно- двигательного аппарата и ЗПР Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. Большая роль в отклонениях психического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций( удержание головы, сидение и т. п. ) способствуют ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Двигательные нарушения ограничивают предметно- практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно- моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Отклонения в психическом развитии у детей с церебральным параличом в большой степени обусловлены недостаточностью их практической деятельности и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности. Двигательные нарушения и ограниченность практического опыта могут быть одной из причин недостаточности высших корковых функций и, в первую очередь, несформированности пространственных представлений. Большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют и речевые расстройства. Особенности психических отклонений в большой мере зависят от локализации мозгового поражения. Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность. Иногда при этом наблюдаются более стойкие дистимические изменения настроения( пониженный фон настроения с оттенком недовольства) . Дети с церебральным параличом стойко психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению. Синдром раздражительной слабости обычно сочетается у этих детей с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям( громким звукам, яркому свету, различным прикосновениям и т. п. ) Определенная роль в утяжелении указанных нарушений принадлежит социальным факторам, в частности, воспитанию по типу гиперопеки. В результате может произойти недоразвитие мотивационной основы психической деятельности. В этих случаях более четко проявляется астеноадинамический синдром. Дети с этим синдромом вялые, заторможенные. Они малоактивны при выполнении любых видов деятельности, с трудом начинают выполнять задания, двигаться, говорить. Их мыслительные процессы крайне замедленны. Астеноадинамический синдром по большей части отмечается у детей со спастической диплегией( поражение нижней и верхних конечностей, с отчетливым преобладанием поражения ног) , а также при атонически- астатической форме церебрального паралича( на фоне низкого мышечного тонуса отмечаются отчетливые нарушения координации и равновесия) . При гиперкинетической форме, когда у ребенка, в первую очередь, наблюдаются непроизвольные движения — гиперкинезы, часто наблюдается астеногипердинамический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительностью и суетливостью. Церебрастенические синдромы наиболее отчетливо начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте, когда с ребенком начинаются систематические педагогические занятия. Резко проявляется недостаточность внимания, памяти и других корковых функций. Кроме того, более четкими становятся специфические особенности мыслительной деятельности. Нарушения мыслительной деятельности проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано, в первую очередь, с ограниченным практическим опытом ребенка. Можно предполагать, что обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта, общей стратегии познания. Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т. е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем. У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно- практической деятельности. Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью церебрастенического синдрома. Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную категорию: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения. Для детей с церебральным параличом также характерны нарушения формирования высших корковых функций. Наиболее часто отмечаются оптико- пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать. Недостаточность высших корковых функций может проявляться также в задержке формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза( узнавание предметов на ощупь) . Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной озоудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением( эйфория) , со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются и возникает угроза формирования патологического характера. Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе могут способствовать своеобразному формированию личности. Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем, с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности, так ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания. При нарушениях интеллекта особенности развития личности сочетаются с низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. Особенности психического развития детей с церебральным параличом во взаимокомплексе со спецификой речевых расстройств должны учитываться при подготовке их к обучению. Для развития речи и мышления детей с церебральным параличом важное значение имеет расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта. Работа по развитию речи проводится поэтапно в тесной взаимосвязи с развитием моторики и коррекцией двигательных нарушений. 1. 3. Характеристика ребёнка Миша посещает с 28 сентября 2016г разновозрастную группу компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта МАДОУ «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида». Образовательная область «Физическая развитие» Физические качества сформированы слабо, в связи с заболеванием, но проявляет старание. Движения не достаточно координированные. Проявляет потребность в двигательной активности, старается преодолевать физические нагрузки, необходимые для полноценного функционирования в обществе. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Культурно- гигиеническими навыками владеет с помощью взрослых. Ест самостоятельно. Не выполняет отдельные элементарные правила здорового образа жизни самостоятельно, в основном при помощи взрослого. Выполняет с удовольствием доступные трудовые поручения. Образовательная область «Познавательное развитие» Миша занимается по основной образовательной программе МАДОУ «Детский сад№3». На занятиях у Миши неустойчивое внимание, программный материал усваивает слабо, темп работы неравномерен, поэтому работу доводит до конечного результата с помощью взрослого. С интересом относится к тому, что происходит в группе. С помощью взрослого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности. Не имеет четких, информативных представлений. Образовательная область «Речевое развитие» Активный и пассивный словарь недостаточный. Сформирован интерес к художественной литературе. Эмоционально откликается на содержание текста, понимает эмоции персонажей. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Миша проявляет интерес к художественному творчеству. С удовольствием рисует, лепит, но плохо ориентируется в пространстве листа. Мальчик эмоционален, проявляет интерес к разным видам музыкальной деятельности. С помощью взрослого объясняет смену настроения в музыкальном произведении. Движения выполнять не может в связи с заболеванием. Пение недостаточно выразительное в связи с нарушением речи. 1. 4. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для ребенка с задержкой психического развития и нарушением опорно- двигательного аппарата. Представлены в Целевом разделе « Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития »( приказ от …№) Пункт 1. 2. 3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования дл я детей с задержкой психического развития. Целевые ориентиры зависят от возраста и степени задержки психического развития, состояния здоровья ребенка. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы для ребенка с задержкой психического развития и нарушением опорно- двигательного аппарата. «Социально- коммуникативное развитие» 1. Сформированы навыки и умения правильного пользования столовыми приборами. 2. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности( надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы и кнопки, складывать и вешать предметы одежды в шкафчик) 3. Имеет способность быстро переключаться с одной деятельности на другую. 4. Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. «Познавательное развитие» 1. Сформированы первичные представления о себе и о ближайшем окружении. 2. Выделяет цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группирует однородные предметы по нескольким признакам: величине, форме, цвету. 3. Считает до 10, пользуясь правильными приемами счета. Отсчитывает предметы из большего количества; выкладывает, приносит определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 10. 4. Уравнивает неравные группы предметов двумя способами, добавляя к меньшей группе один( недостающий) предмет или убирая из большей группы один( лишний) предмет. Обозначает результат сравнения словами. 5. Устанавливает отношения между числами натурального ряда. 6. Составляет и решает простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при решении задач пользуется знаками действий: плюс( + ) , минус( –) и знаком отношения равно( = ) . 7. Сравнивает предметы контрастных и одинаковых размеров, результат сравнения отражает в речи( длинный — короткий, одинаковые( равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые( равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые( равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые( равные) по величине) . 8. Делит предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета( бумаги, ткани и др. ) 9. Распознает фигуры независимо от их пространственного положения, классифицирует, группирует по цвету, форме, размерам. 10. Моделирует геометрические фигуры; конструирует фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составляет тематические композиции из фигур по собственному замыслу. 11. Ориентируется на ограниченной территории, отображает в речи пространственное расположение предмета. 12. Дифференцирует временные представления. 13. Называет, показывает и обобщает лексический материал по предметным картинкам. 14. Имеет уточненные, систематизированные и обобщенные знания. «Речевое развитие» 1. Употребляет существительные с обобщающим значением( мебель, одежда, посуда и т. п. ) . 2. Подбирает существительные к прилагательному( белый – снег, сахар, мел) , со слов со сходным значением( шалун – озорник – проказник) , с противоположным значением( слабый – сильный, пасмурно – солнечно) . 3. Согласовывает слова в предложениях: существительные с числительными( пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными( лягушка – зелёное брюшко) . 4. Использует в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. 5. Образовывает глаголы с приставками( забежал — выбежал — перебежал) . 6. Образует имена существительные единственного числа в множественное число, в именительном и винительном падежах. 7. Различает звуки сходные по звучанию и артикуляции. 8. Определяет место звука в слове( начало, середина, конец) . 9. Умеет вести самостоятельно диалог и участвовать в беседе. 10. Пересказывает( по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. 11. Составляет рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. «Художественно- эстетическое развитие» 1. Проявляет интерес к художественному творчеству, умеет различать виды и жанры народного искусства. 2. Умеет видеть и замечать красивое вокруг себя, бережно относится к живой и неживой природе. 3. С удовольствием рисует, лепит, четко ориентируется на пространстве листа. 4. Умеет гармонично располагать предметы на плоскости листа. Музыкальная деятельность 1. Внимательно слушает музыкальное произведение, чувствует его характер. Узнает знакомые произведения. 2. Замечает средства музыкальной выразительности( тихо, громко, быстро, медленно) . 3. Умеет петь без напряжения, без выкриков, в характере песни. 4. Умеет двигаться в характере, темпе музыки, самостоятельно менять движения со сменой частей музыки. 5. Выполняет движения с предметами( игрушками, ленточками) . 6. Подыгрывает простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре, умеет вовремя начинать и заканчивать игру. «Физическое развитие» 1. Улучшение в подвижности в суставах. 2. Улучшение координации движений и равновесия. 3. Стабилизация правильного положения тела. «Развитие игровой деятельности»- Самостоятельно создает игровые замыслы. - Объединяется в игре, распределяет роли, выполняет игровые действия, поступает в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. - Подбирает предметы и атрибуты для игры. - Проявляет дружеские взаимоотношения между детьми, развито умение считаться с интересами товарищей. - Самостоятельно выполняет правила. - Развиты творческие способности. - Проявляет интерес детей к театрализованной игре. - Играет в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов. - Развиты тактильные, слуховые, вкусовые ощущения, наблюдательность и внимание. 1. 5.  Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Образовательная деятельность по Программе оценивается посредством введения системы показателей, которые объединены в группы ведущих факторов, ориентированных на те или иные сферы деятельности дошкольной организации, оказывающей помощь ребенку с задержкой психического развития и нарушением опорно- двигательного аппарата( Приложение 1) . Предложенный вариант выделения показателей не является конечным. Он может быть расширен и дополнен с учетом особенностей деятельности образовательной организации, индивидуальных психофизических особенностей обучающегося. Педагогическое обследование проводится в начале и в конце учебного года. Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка( самостоятельное выполнение заданий) , зоны его ближайшего развития( возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого) , а также предполагает фиксацию статуса ребенка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности. Задачи обследования – выявить индивидуальные особые образовательные потребности ребенка, определить формы обучения, а также оценить эффективность педагогического воздействия для дальнейшего планирования коррекционной помощи. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за поведением ребенка в процессе индивидуального обследования специалистами( педагогом- дефектологом, педагогом- психологом и учителем- логопедом) . II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Общие положения На основе требований ФГОС ДО и с учетом образовательных потребностей ребенка с задержкой психического развития и нарушением опорно- двигательного аппарата в программе выделены пять образовательных областей: 1. Социально- коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно- эстетическое развитие 5. Физическое развитие Каждая образовательная область основывается на возрастных закономерностях развития ребенка, содержит концептуальные подходы к содержанию воспитания и обучения ребенка и обозначает целевые ориентиры его развития в разные возрастные периоды. 2. 2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Содержательный раздел направлен на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации ребенка. Содержание образования в специальной группе компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта направлено на решение следующих задач: - формирование представлений о себе; - формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения; - формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде; - формирование коммуникативных умений; - обучение предметно- практической деятельности; - обучение доступным знаниям, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанника. «Социально- коммуникативное развитие» Основная цель: - способствовать формированию общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 1. Формировать навыки и умение правильного пользования столовыми приборам. Учить соблюдать элементарные правила поведения во время еды, умывания, знакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь». 2. Учить строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Учить проявлять умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом, подбирать предметы и атрибуты для сюжетно- ролевых игр. Развивать способность быстро переключаться с одной деятельности на другую. 4. Учить владеть элементарными навыками самообслуживания Учить быстро и аккуратно одеваться и раздеваться. «Познавательное развитие» 1. Ф ормировать первичные представления о себе и о ближайшем окружении. 2. Учить в ыделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким признакам: величине, форме, цвету. 3. учить с читать до 10, пользуясь правильными приемами счета. Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 10. 4. Учить уравнивать неравные группы предметов двумя способами, добавляя к меньшей группе один( недостающий) предмет или убирая из большей группы один( лишний) предмет. Обозначать результат сравнения словами. 5. Учить устанавливать отношения между числами натурального ряда. 6. Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание. 7. Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, результат сравнения отражать в речи( длинный — короткий, одинаковые( равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые( равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые( равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые( равные) по величине) . 8. Учить делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета( бумаги, ткани и др. ) 9. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. 10. Учить моделировать геометрические фигуры. 11. Учить ориентироваться на ограниченной территории, отображать в речи пространственное расположение предмета. 12. формировать временные представления. 13. Учить н азывать, показывать и обобщать лексический материал по предметным картинкам. 14. Расширять и уточнять представления о деревьях, кустарниках, растениях сада, огорода, леса. Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных. Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. «Речевое развитие» 1. Учить употреблять существительные с обобщающим значением( мебель, одежда, посуда и т. п. ) . 2. Учить подбирать существительные к прилагательному( белый – снег, сахар, мел) , со слов со сходным значением( шалун – озорник – проказник) , с противоположным значением( слабый – сильный, пасмурно – солнечно) . 3. Учить согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными( пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными( лягушка – зелёное брюшко) . 4. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. 5. Учить образованию глаголов с приставками( забежал — выбежал — перебежал) . 6. Учить образованию существительных единственного и множественного числа, в именительном и винительном падежах. 7. Учить различать звуки сходные по звучанию и артикуляции. 8. Учить определять место звука в слове( начало, середина, конец) . 9. Учить вести самостоятельно диалог и участвовать в беседе. 10. Учить пересказывать( по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. 11. Учить составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. «Художественно- эстетическое развитие» 1. Приобщать ребенка к восприятию искусства, развивать интерес к нему. 2. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно- прикладного искусства 3. Познакомить с профессиями артиста, художника, композитора. 4. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах( литература, музыка, изобразительное искусство) . 5. Учить выделять и называть основные средства выразительности( цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. 6. Организовать посещение музея( совместно с родителями) , рассказать о назначении музея. 7. Знакомить с произведениями народного искусства( потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички) . 8. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Изобразительная деятельность Рисование 1. Продолжать формировать у ребенка умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов. 3. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. 4. Закреплять умение закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении( сверху вниз или слева направо) 5. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Декоративное рисование 1. Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских игрушек. 2. Использовать дымковские, филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей( для росписи могут использоваться силуэты игрушек, вырезанные из бумаги) . Лепка. 1. Продолжать развивать интерес ребенка к лепке; формировать умение лепить из глины( из пластилина, пластической массы) . 2. Продолжать учить приемам раскатывания прямыми( колбаска) и круговыми( шарик) движениями рук, сплющивание, соединения деталей 3. Закреплять умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипывать мелкие детали( ушки у котенка, клюв у птички) . Аппликация. 1. Приобщать к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. 2. Закреплять умение предварительно выкладывать( в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение( задуманное ребенком или заданное воспитателем) , и наклеивать их. 3. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры( на специально приготовленной клеенке) ; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. 4. учить пользоваться ножницами. Конструктивно- модельная деятельность 1. Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что он видит в окружающей жизни. Учить выделять основные части и характерные детали конструкций. 2. Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими. 3. Закреплять умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Музыкальная деятельность 1. Формировать интерес к музыке, умение вслушиваться в музыку, эмоционально на нее откликаться. 2. Учить петь в группе и индивидуально, подпевая взрослому слова знакомых песен. 3. У чить подыгрывать на музыкальных инструментах простейшие мелодии индивидуально и в оркестре, учить вовремя начинать и заканчивать игру. 4. Учить выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно менять их со сменой частей музыкального произведения, выполнять движения с предметами( игрушками, ленточками) ; соотносить характер музыки с характером и повадками персонажей сказок и животного мира. «Физическое развитие» 1. Коррекция основных движений 2. Развитие координационных способностей, ориентирование в пространстве. 3. Стимулировать компенсаторные процессы поврежденных органов и системах, за счет активизации сохраненных функций. 4. Снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц. 5. Укреплять мышечный корсет позвоночника. 6. Способствовать развитию мышц плечевого пояса. Развитие игровой деятельности Сюжетно- ролевые игры: 1. Учить развивать воображение, способность совместно развертывать игру; 2. Формировать представления о социальной роли, расширение и обобщение социального опыта в игре, и приобретение нового опыта в игре; 3. Формировать умение самостоятельно рассказывать о содержании и последовательности действий в игре. Театрализованные игры: Учить развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Дидактические игры: 1. Учить совершенствовать навыки игры в настольно- печатные игры; 2. Учить развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, оценивать результаты. II I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1. Психолого- педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. - соблюдение норм СанПин( температурный, световой реж имы, соответствие мебели росту) ; - учет индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий; - чередование всех видов деятельности; - короткая и четкая формулировка заданий; - при переходе от одного задания к другому предлагаются упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; - оказывается дозированная помощь; - пошаговость в предъявлении материала; - опора на субъективный опыт ребенка; - устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими заданиями; - при предъявлении нового и закреплении изученного материала используется вариативное повторение. 3. 2. Особенности организации предметно- пространственной развивающей образовательной среды. Развивающая предметно- пространственная среда в группе соответствует принципам ФГОС. Она содержательно- насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. 1. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем( в соответствии со спецификой Программы) . Такое разнообразие обеспечивает: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными материалами( в том числе с песком и водой) ; • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; • возможность самовыражения. 2.  Трансформируемость пространства дает возможность изменить предметно- пространственную среду в зависимости от изучаемого материала. 3. Полифункциональность материалов рассматривается как возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. Наличие в группе многофункциональных предметов, в том числе природных материалов, позволяет использовать их в разных видах детской активности( в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре) . 4. Среда в группе вариативна. В группе предусмотрены различные пространства( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор. Периодически игровой материал меняется и пополняется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность ребенка. 5. Вся предметно- развивающая среда группы доступна и безопасна. Для детей с церебральным параличом обычно показан максимум движений, в связи с чем в группе обеспечен должный уровень двигательной активности с соблюдением ортопедического режима. Осваивать ходьбу помогают кукольные коляски, ходунки. Мышечной тренировке способствуют мячи разного размера и веса, большие мягкие, достаточно тяжелые куклы, сухой бассейн. Для развития сенсомоторной сферы в игровых уголках подобран специальный материал и оборудование: шнуровки, разнообразная мозаика( крупная, мелкая) , пазлы, кубики, пирамидки, разрезные картинки, дидактические игры с крупами, прищепками, пуговицами, спичками и специальный стол для игр с песком и водой. При организации предметно- пространственной развивающей образовательной среды учитывались закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. 3. 3. Планирование образовательной деятельности Основные виды организованной деятельности Количество: в неделю в месяц Физическая культура в помещении 2 8 Физическая культура на прогулке 1 4 Познавательное развитие 4 16 Развитие речи 2 8 Рисование 2 8 Лепка 0, 5 2 Аппликация 0, 5 2 Музыка 2 8 Итого 14 56 Вид деятельности Количество занятий в неделю Занятие с дефектологом Занятие с психологом 2 раза 1 раз Занятие с логопедом 3 раза Расписание организованной образовательной коррекционно- развивающей деятельности Понедельник Индивидуальное занятие с дефектологом 8. 30- 8. 45 Художественно- эстетическое развитие( музыкальная деятельность) 8. 50- 9. 15 Познавательное развитие( ФЦКМ) 9. 25- 9. 45 Вторник Речевое развитие 9. 00 – 9. 25 Художественно- эстетическое развитие( лепка/ аппликация) 9. 35- 10. 00 Физическое развитие 10. 05- 10. 30 Индивидуальное занятие с логопедом 10. 40- 11. 00 Среда Художественно- эстетическое развитие( музыкальная деятельность) 9. 00- 9. 25 Познавательное развитие( ФЭМП) 9. 35- 10. 00 Художественно- эстетическое развитие( рисование) 10. 10- 10. 35 Индивидуальное занятие с логопедом 11. 00- 11. 20 Индивидуальное занятие с дефектологом 12. 10- 12. 30 Четверг Индивидуальное занятие с логопедом 8. 20- 8. 40 Познавательное развитие ПИиПД 9. 00 – 9. 25 Физическое развитие 9. 35 – 10. 00 Речевое развитие 10. 05 – 10. 30 Индивидуальное занятие с психологом 11. 00- 11. 20 Пятница Познавательное развитие( ФЭМП) 9. 00 – 9. 25 Художественно- эстетическое развитие( рисование) 9. 35 – 10. 00 Индивидуальное занятие с логопедом 10. 10- 10. 30 Физическое развитие на улице 10. 50 – 11. 15 3. 4. Режим дня и распорядок Теплый период Режимные моменты Дома Подъем, гигиенические процедуры 6. 30- 7. 30 В дошкольном учреждении Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность 7. 30- 8. 00 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 12–8. 40 Игры, подготовка к занятиям 8. 40–9. 00 Занятия( общая длительность, включая перерывы) 9. 00- 11. 00 Подготовка к прогулке, прогулка 11. 00- 12. 00 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12. 00- 12. 10 Подготовка к обеду, обед 12. 14- 12. 45 Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон 13. 00- 15. 00 Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15. 00- 15. 30 Коррекционная работа, самостоятельная деятельность 15. 30- 16. 15 Подготовка к полднику. Уплотненный полдник 16. 15- 16. 40 Самостоятельная деятельность, Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 16. 40- 18. 00 Дома Прогулка 18. 00- 18. 30 Возвращение с прогулки, спокойные игры Подготовка к ужину, ужин 18. 30- 19. 00 Спокойные игры, чтение художественной литературы, прогулка. 19. 00- 21. 00 Гигиенические процедуры, укладывание, ночной сон 21. 00- 6. 30 Примерный распорядок дня на холодный период Режимные моменты Дома Подъем, гигиенические процедуры 6. 30- 7. 30 В дошкольном учреждении Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность 7. 30- 8. 00 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 12–8. 40 Игры, подготовка к занятиям 8. 40–9. 00 Занятия( общая длительность, включая перерывы) 9. 00- 11. 00 Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке, прогулка 11. 00- 12. 00 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12. 00- 12. 14 Подготовка к обеду, обед 12. 14- 12. 45 Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон 13. 00- 15. 00 Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15. 00- 15. 30 Коррекционная работа, самостоятельная деятельность 15. 30- 16. 19 Подготовка к полднику. Уплотненный полдник 16. 19- 16. 40 Самостоятельная деятельность, уход домой 16. 40- 18. 00 Дома Прогулка 18. 00- 18. 30 Возвращение с прогулки, спокойные игры Подготовка к ужину, ужин 18. 30- 19. 00 Спокойные игры, чтение художественной литературы. 19. 00- 21. 00 Гигиенические процедуры, укладывание, ночной сон 21. 00- 6. 30 3. 5. Программно- методическое обеспечение Социально- коммуникативное развитие Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Петрова В. И. , Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Ребенок на улице – Л. А. Вдовиченко. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для детей 5- 7 лет. Буре Р. С. Социально- нравственное воспитание дошкольников( 3- 7 лет) . Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром С. Г. Шевченко «Природа и мы». С. Г. Шевченко, Г. М. Капустина «Предметы вокруг нас». И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром». Развитие элементарных математических представлений. Г. М. Капустина «Развитие элементарных математических представлений». И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений». Речевое развитие Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам( в папках) Н. В. Нищева «Картотека сюжетных картинок»( ФГОС) употребление предлогов № 1, 2. Н. В. Нищева «Глагольный словарь». Н. В. Нищева «Употребление предлогов»( ФГОС) . Логопедические домашние задания для детей 5- 7 лет с ОНР. Теремкова Н. Э. ( 4 альбома) Бойкова С. В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников- карточки. Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений Е. В. Васильева «Грамматические сказки»( развитие речи детей 5- 7 лет ФГОС ДО) . Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам». Опорные схемы в картинках( ФГОС ДО) ; Школьная книга. «Расскажи сказку»( мнемотаблицы) . Сюжетные картинки для составления описательных рассказов( ФГОС ДО) - 2016 г. Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом» Карточки на классификацию предметов. «Один- много», «Маленькая хозяйка», «Что где растёт? », «Числительные», «Сказки», «Чей домик», «Волшебный мешочек», «Мой, моя, мои», «Что к чему», «Изучаем профессии», «Что где растёт? », «Цвета», «Кто что делает? », лото «Мой дом», «Один – пять», «Большой- маленький», «Подходит- не подходит», «Мир вокруг нас», «Противоположности», Фрукты резиновые- 1 набор, хлебобулочные изделия- 1 набор. Бухарина К. Е. конспекты занятий по развитию лексико- грамматических представлений и связной речи у детей 6- 7 лет с ОНР и ЗПР. Гришвина А. В. Игры- занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах, словосочетаниях, скороговорках. Артикуляционная гимнастика в предметных картинках. Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях Т. А. Ткаченко «Логопедическое лото». Альбомы по автоматизации звуков. Обучение грамоте Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова «Звуки речи, слова, предложения – что это? » И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Обучение грамоте». Р. Д. Тригер «Я учусь писать». Р. Д. Тригер «Подготовка к обучению грамоте». Художественно- эстетическое развитие Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество: ( конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) . Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5- 7 лет с народным искусством. Чалезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2- 7 лет») . Малышева А. Н. , Н. В. Ермалаева «Аппликация в детском саду» Музыкальная деятельность Конспекты муз. занятий с аудиоприложением( 3 СD) «Праздник каждый день» И. Каплунова, И. Новоскольцева младшая – старшая группы. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры» «Природа и музыка». Радынова О. П. «Музыкальные шедевры» «Музыка о животных и птицах». М. А. Касицина, И. Г. Бородина, Коррекционная ритмика. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду О. Н. Арсеневская. Н. Г. Кононова Обучение дошкольников игре на ДМИ. М. В. Анисимова, «Музыка здоровья». И. Каплунова, И. Новоскольцева Этот удивительный ритм. Э. П. Костина Музыкально- дидактические игры. Э. П. Костина программа “Камертон”. Физическое развитие Алябьева Е. А. , Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5- 7 лет. Волошина Л. Н. ,  Гавришова Е. В. , Елецкая. Н. М. , Курилова Т. В.  Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников.   Воронова Е. К. , Формирование двигательной активности детей 5- 7лет: игры- эстафеты. Верхозина Л. Г. , Заикина. Л. А. ,  Гимнастика для детей 5- 7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации. Кандала Т. И. , Семкова О. А, Уварова О. В.  Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями. Нищева Н. В. «Планирование коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР( ОНР) и рабочая программа учителя – логопеда». Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Овчинникова Т. С. «Подвижные игры, физминутки и упражнения с речью и музыкой». Подольская Е. И. , Формы оздоровления детей 4- 7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. Подольская. Е. И. , Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3- 7 лет. Сидорова Т. Б. , Познавательные физкультурные занятия. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.

Оставить комментарий: