a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Планета толерантности

Автор: Никульшина Татьяна Васильевна Опубликовано: 2020-09-13 15:20:25

Документы для скачивания

Классный час в 8б классе: «Планета толерантности». Классный руководитель: Никульшина Т. В. Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности( возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества) ; Задачи: - формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей; - воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; - способствовать повышению уровня творческой активности учащихся. развитие способности к познанию себя и других людей; - содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться; - формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности. План классного часа. 1.  Приветствие. 2.  Притча «Ладная семья». 3.  Что такое толерантность? 4.  История происхождения понятия толерантность. 5.  Праздник толерантности. 6. Стихи о толерантности. 7. Мультфильм о толерантности. 8.  Мозаика. Чего не хватает? ( Игра) . 9.  Игра «Поднимите руку, у кого. . . ». 1 0. Упражнение «Толерантная и интолерантная личности». 1 1. Анкетирование «Насколько вы терпимы? » 1 2. Тренинг 1 3. Творческая работа «Дерево толерантности». 1 4. Сказка о любви. 15. Рефлексия в конце занятия: 16. Видоклип «Мир, который нужен мне » ХОД КЛАССНОГО ЧАСА: ( Песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать …») . 1.  Приветствие- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. 2.  Притча «Ладная семья»( слайд № 2) - Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте. «Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ( слайд № 3) Любовь Прощение Терпение И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё? ». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже». - Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? - Как вы думаете, о чем я хочу с егодня с вами поговорить? 3.  Что такое толерантность? - У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, зву чит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для суще ствования и развития человеческого общества. ( слайд № 4) Тема нашего классного часа «Планета толерантности». ( слайд № 5) Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу «Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди». - Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди? - Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить. 4.  История происхождения п онятия толерантность( слайды № 6, 7) . - И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое. Ученик: На рубеже XVIII- XIX веков во Франции жил Талейран- Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах( и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего- в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и св язанно понятие “толерантность”. 5.  Праздник толерантности – 16 ноября( слайд № 8) . - Толерантность- уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать" другого" , имеющим равные права на определенные жизненные ценности. ( Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5. 61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) - 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. ( слайд № 9) . - Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. Ученик: В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. В китайском языке быть толерантным- значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению». В русском – способность терпеть что- то или кого–то( быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо) . - Какое из определений вам импонирует более всего? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения? - Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков. ( слайд № 10) На доске изображение. 6. Стихи о толерантности( слайд № 11) . Читают дети. Толерантность- это дружба, Труд и уважение. И для нас она не служба, А одно спасенье. Толерантным будь всегда! Ненависть откинь ты. И гуманность навсегда, Закрепи ты в мире. Совладать сумей с собой, Слушай своих близких. В мире мы живем семьей, Нет поступкам низким! Доверяй своим друзьям! Будь, терпим и вежлив! Не кричи по пустякам! Не кати ком снежный! Кто в беде покинет друга, Сам узнает горечь бед, И на сердце будет вьюга, Если дружбы в сердце нет! 7. Мультфильм «Толерантность» Обсуждение мультфильма. 8.   Игра « Пазлы ». Чего не хватает? ( слайд № 12) - Что такое пазлы? ( Игра « Пазлы ». Детей разделить на 3 команды и раздать пазлы. У двух команд не хватает по 1- 2 элементов. Ребята должны сделать вывод. ) - Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по- своему важен и нужен. 9.  Игра « Поднимите руку, у кого. . . ». ( слайд № 13) - Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого. . . » – русый цвет волос; – родился зимой; – в имени есть буква А; - карие глаза; – любит мороженое; - чья фамилия заканчивается на – ов; - общается с друзьями в сети Интернет; - кто учится в Красногвардейской школе. ( слайд № 14) «МЫ РАЗ НЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА» 1 0. Упражнение «Толерантная и интолерантная личности». - Вам даны разные понятия, рассмотрите их и определите к какой личности они относятся. ( слайд № 16) Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность. ( слайд № 17) 11. Анкетирование «Насколько вы терпимы? »- Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? 1 2. Тренинг- Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы: Наша Родина- Россия. Россия – многонациональная страна Мы живем дружно. Мы терпимы друг к другу. Мы милосердные, добрые, справедливые. ( слайд № 18) 1 3. Творческая работа «Дерево толерантности». - Ребята, давайте попробуем посадить дерево толерантности. ( Заготовки – дерево, листы) . - Перед вами на партах лежат листы, напишите на них, что для вас есть толерантность. Прикрепите ваш листок на дереве. - В ы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда- то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. 1 4. Сказка о любви. - Н е было бы жизни на земле без любви. ( Звучит музыка, рассказывается сказка. ) ( Сказка о любви) . ( слайд № 19) Жила- была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на све те без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: ( слайд № 20) - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет. . . ( слайд № 21) Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. . . Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник, - ( слайд № 22- 26) одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвертую- Печаль, пятую- Доброта. ( слайд № 27) - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . . - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и бу дет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задума лась Любовь. - А кого выбрали бы вы? Почему? ( Ответы детей. ) ( Звучит музыка и продолжение сказки. ) Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. - Почему Любовь выбрала Доброту? ( Ответы детей. ) ( слайд № 28) Прикоснитесь ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой. 15. Рефлексия в конце занятия: - Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии? Что больше всего понравилось? На следующих встречах мы продолжим разговор о толерантности. ( Заключительное действие — «Техасские объятия») Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кла дут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. ( Звучит тихая музыка. Заключительное слово преподавателя Молитва о встрече Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в это мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я- это я, а ты- это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга- то это прекрасно! А если нет- ну что ж, ничего не поделаешь. - Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. 16. Видоклип «Мир, который нужен мне Анкета «Насколько вы терпимы? » 1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не под держали. Расстроитесь? а) да; б) нет. 2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто- то предлагает начать игру. Что вы предпочтете? а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил. 3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость? а) да; б) нет. 4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают? а) вы терпеливо ждете, находя для себя какие- то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд; б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают. 5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками? а) мне трудно было бы это сделать; б) я не обращаю внимания на такие вещи. 6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере. 7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке? а) да; б) нет. 8. Вы приводите в компанию друга( подругу) , который становит ся объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внима ние отвлечено от меня; б) я лишь радуюсь за него( нее) . 9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы" реагируете? а) уходите пораньше под благовидным предлогом; б) вступаете в спор. Обработка результатов А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы 1- 6, 2- 6, 3- 6, 4- а, 5- 6, 6- 6, 7- 6, 8- 6, 9- а. От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете. От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собесед нику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с че ловеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать гор лом, когда можно победить более достойно? От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными. Используемые ресурсы: http: / / tolerantnost. 21309s01. edusite. ru/ p1aa1. html http: / / garmonija. ucoz. ru/ publ/ 1- 1- 0- 8 http: / / www. ug. ru/ issue/ ? action= topic& amp; toid= 4040 http: / / tolerance. fio. ru/ forum. php http: / / www. tolz. ru/ library/ ? id= 649

Оставить комментарий: