a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для воспитателей «Развитие интеллектуальной одаренности детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Автор: Ерохина Екатерина Вячеславовна Опубликовано: 2020-09-16 21:43:23

Документы для скачивания

Мастер- класс для воспитателей « Р азвитие интеллектуальной одаренности детей дошкольного возраста посредством и спользования палочек Кюизенера » Ерохина Екатерина Вячеславовна воспитатель МДОУ детский сад «Солнышко» с. Шелаево Валуйского района Белгородской области Цель: создать условия для повышения мотивации педагогов к овладению методов работы с палочками Кюизенера. Задачи мастер – класса: сформировать у педагогов представление об игровой технологии. - способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов; - создать условия для активного взаимодействия участников мастер- класса между собой; - содействовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей. Оборудование: палочк и Кюизенера, листы картона зеленого цвета, карточки с цифрами. Ход мастер- класса Теоретическая часть: Методика познавательного развития у детей дошкольного возраста постоянно совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными понятиями в доступной детям форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях с интеллектуально одаренными детьми универсальный дидактический материал палоч к и Джоржа Кюизенера, б ельги йский учитель начальной школы, разработал материал для обучения детей и развитию их интеллектуальных способностей, воображения, фантазии, способност и к моделированию и конструированию. Палочки Кюизе нера развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Легко вписываю тся в систему пред подготовки детей к школе. Основные особенности игровой технологии: абстрактность, универсальность, высокая эффективность вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач, знакомят со своеобразной цветной алгеброй. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные классы: Палочки 2, 4, 8( розовая, красная, бордовая) – это красная семья, кратная 2. Палочки 3, 6, 9( голубая, фиолетовая, синяя) - синяя семья, кратная 3. Палочки 5, 10( Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5. 7- черного цвета. 1- белого цвета и кратна любому числу. Этапы работы с палочками Кюизенера. I этап. Палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. II этап. Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Палочки К ю изе нера можно предлагать детям с 1, 5- 2 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач. На практике эти задачи реализуются мной через организацию познавательного развития с палочками Кюизенера. В деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Практическая часть: - Уважаемые коллеги, я приглашаю фокус- группу для практической части моего мастер- класса. Важно в начале работы с палочками Кюизенера, дать детям рассмотреть, перебрать, потрогать все палочки, рассказать какого они цвета, длины, работать только за столом, в сегда ставить перед детьми цель: зачем это выполняем( найти сходство, различие, посчитать и др. ) , не давать образец. Вопросы к фокус – группе: - Вы любите путешествовать? - На чем, вы любите путешествовать? - У гадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня: В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. ( Поезд) А поедем мы на дачу. Что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь- дорогу. . . Составьте поезд из палочек- вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы». Сколько всего вагонов у поезда? Какой вагон находится между оранжевым и бордовым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее( правее) бордового? Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. Каким по порядку стоит бордовый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какого цвета девятый вагон? В вагоне какого цвета ты поедешь? Какой он по порядку? Мы приехали на дачу и увидели домик. Сделайте его. В нимание: домик выкладываем на картоне зеленого цвета! Какого цвета твой домик? Какой формы у тебя крыша? Сколько палочек ты использовал, чтобы сделать домик? На участке мы увидели дерево. Сделайте его. Где находится дерево? ( слева, справа) Какое у тебя дерево? ( яблоня, груша, …) Если дерево с плодами, то сколько плодов висит на твоем дереве? Там была собачка. Сделайте ее. Какой породы твоя собачка? Как ее зовут? Что собачка делает? Какое время года у тебя на даче? Какой месяц? Соединим все участки. У нас получился дачный поселок. Придумайте ему название. Сколько домов в вашем дачном поселке? В ходе выполнения этого задания нами были решены вопросы: Социализации, Коммуникации, Конструирования, Художественного творчества, Познания. 1. Сенсорное развитие. В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках. Примерные задания: - Назови, какого цвета самая длинная( короткая) палочка. - Какой формы белая( голубая, оранжевая) палочка. - Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые- справа. - Какого цвета палочки длиннее( короче) фиолетовой. - Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между желтой и черной( бордовая) 2. Развитие познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности. При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия. Примерные задания: - Выложи из любых палочек мебель для куколки. - Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки. - Выложи коврик для собачки из любых палочек. - Выложи из палочек любых животных. 3. Формирование элементарных математических представлений. Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше- меньше», «больше- меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой. Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями( слева, справа, вверху, внизу и т. д. ) Выполнение простых арифметических действий: сложения и вычетания. Примерные задания: - Белая палочка обозначает число 1. Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки( голубой, красной и т. д. ) . - Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению. - Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку( и наоборот) . - Разложите палочки в порядке убывания( от самой длинной к самой короткой) . - Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка( синяя, оранжевая и т. д. ) . - Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т. д. - Разложите палочки на листе так: в л евый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол- красную, в левый нижний угол- розовую, в правый нижний- фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа. 4. Предметный мир. Используя палочки Кюизенера, как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений. 5. Развитие речи. Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей: 1. В использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. 2. В построении предложно- падежных конструкций. 3. В употреблении порядковых и количественных числительных. 4. В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков. Заключительная часть. На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в работе с интеллектуально одаренными детьми. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи. Рефлексия. Что я ожидаю от данного мастер – класса? Закончите фразу: Мне понравилось в данной технологии… Я бы хотела подробнее изучить… Буду применять данную игровую технологию… Критерии оценки мастер- класса. Я предлагаю оценить работу данного мастер- класса по следующим критериям: Оранжевая палочка- мастер заинтересовал данной игровой технологией. Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения. Черная палочка – Мастер класс не интересен. Используемая литература: 1. Дидактические игры- занятия в ДОУ/ А вт. - сост. Е. Н. Панова – Воронеж 2007. 2. Логика и математика для дошкольников/ А вт. - сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – Спб, 1996. 3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М. : Просвещение, 1981.

Оставить комментарий: