a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

11.12.2014г. Каблучко Л.Б. Реализация ФГОС ДО в ДОУ.

Опубликовано: 2014-12-22 21:32:38

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. Возможности замкнутых, унифицированных, образовательных систем, рассчитанных на формирование стандартизированной личности, исчерпаны. Для педагогических работников дошкольных обра¬зовательных организаций настало время серьезных перемен.

Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов. Сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций.

C 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который поставил перед дошкольными образовательными организациями новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, учет запросов и интересов детей и родителей. Ведь главный принцип Стандарта – это сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог - ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок - взрослые - сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования. Этот подход нельзя назвать новым, но его признание как единственно верного на уровне ФГОС дошкольного образования потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Новая фаза развития повлечет за собой изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды. Стандарт дошкольного образования требует создания в детском саду определенных условий: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых, конкретной предметно-пространственной среды. Чтобы создать эти условия нужно довольно много времени. Коллектив детского сада «Белочка» села Новая Таволжанка проанализировал имеющиеся в учреждении возможности и постарался создать условия для реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Первое и самое главное условие для реализации стандарта дошкольного образования – это кадры, в системе образования они «решают всё».

Реализовать стандарт в детском саду сможет только высокопрофессиональный педагог. Воспитатели должны поддерживать индивидуальность каждого ребенка, обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают:

- обеспечение эмоционального благополучия - поддержку индивидуальности и инициативы детей;

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Для этого наш детский сад организовал участие педагогических работников в курсах повышения квалификации, вебинарах, дискуссиях в контексте требований, которые определены в стандарте дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. На сегодняшний день основной задачей дошкольных учреждений является создание условий, при которых дети смогут полноценно развиваться в игровой деятельности для перехода на следующий уровень, то есть к обучению в школе. Для этого необходимо создать в детском саду предметно-пространственную среду, которая будет соответствовать реализуемой в учреждении образовательной программы. В нашем дошкольном учреждении активно идет процесс по обновлению предметно-развивающей среды.

Перед нами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, которая:

- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

- способствует профессиональному развитию педагогических работников;

- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - обеспечивает открытость дошкольного образования;

- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Многое нами уже сделано.

Образовательное пространство детского сада оснащено игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, в соответствии с требованиями к материально-техническим условиям ФГОС. В каждой групповой ячейке детского сада создана предметно-развивающая среда, которая может легко меняться в зависимости от деятельности и пожеланий детей.

Процесс обновления коснулся и методического обеспечения. На данный момент приобретены методические пособия по реализации стандарта дошкольного образования, используются электронные образовательные ресурсы.

В ДОУ создана рабочая группа, которая выступает инициатором новых идей, нацеливает педагогический коллектив на активное участие в запланированных мероприятиях. Состав рабочей группы был определен на основе диагностики профессиональной позиции и инновационного потенциала педагогических работников ДОО. Рабочей группой осуществлен мониторинг степени готовности педагогических работниов к введению Стандарта, соответствия материально-технического обеспечения ДОУ его требованиям, разработан план повышения квалификации педагогических работников, проведены семинары на тему «Знакомство с основными положениями ФГОС дошкольного образования».

 

Оставить комментарий: