Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ

Опубликовано: нет данных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в Д О У» Подготовила: Антошкина Е. М. Кочкурово - 2013 Для формирования психики детей раннего возраста главным является эмоциональное благополучие, которое служит показателем оптимального состояния ребенка. У одних детей эмоциональное благополучие – это радость бытия, открытость, согласие с миром, то есть относительная гармония в эмоциональной сфере («солнечные дети»), у других – состояние подавленности и настороженности, тревожности и даже страха, то есть выраженная дисгармония в эмоциональной сфере («сумрачные дети»). Дошкольные педагоги часто сталкиваются с проявлениями эмоциональной нестабильностью ребенка, особенно в период его адаптации при поступлении в детский сад. Эмоциональные проявления, ярко выступающие во внешнем поведении детей, свидетельствуют об их разных возможностях в социальных контактах, в развитии речи, в особенностях ориентировки, в доминирующих способах решения возникающих ситуаций. Как показывают наблюдения, для большинства детей, начинающих посещать дошкольное учреждение, характерно проявление аффекта разлуки (плач, крик и другие негативные эмоции). Такими реакциями стрессового характера дети сигнализируют о появлении угрозы для своей жизни ( оставят в садике, не придут за ним, забудут о нем и т. п.). Бесконечные вопросы («Где моя мама? Мама за мной придет? Где мой папа?» подчеркивают сложность осмысления ребенком сложившейся ситуации, переживания им кризиса жизненных отношений и неясности новых условий, которым он поначалу активно сопротивляется. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда в семье не проводилась предварительная работа по подготовке ребенка к новым условиям, а также в тех случаях, когда родители не пытаются облегчить стрессовое состояние ребенка и в негативной форме проявляют нетерпение, оставляя его в детском саду: «Как тебе не стыдно! Мама опаздывает на работу, а ты не понимаешь этого!». Значительную роль в преодолении у детей выраженного аффекта разлуки принадлежит специалистам Д О У (воспитателям, музыкальному руководителю, психологу и др.). Педагоги, пришедшие на смену мамы, должны своим поведением, эмоциональным отношением создать для маленького ребенка атмосферу преемственности. Для педагога важно знать не только причины эмоционального неблагополучия ребенка, но и индивидуальные возможности по преодолению негативного состояния. Одним из врожденных уровней, который может заявить о себе на ранних стадиях развития необычными особенностями, является уровень эмоциональной чувствительности (первый уровень). Иногда родители сами замечают у сына (дочери) чрезвычайно сильную реакцию на отдельные воздействия окружающего мира. Например, ребенок вздрагивает и напрягается при некоторых звуковых сигналах (громкая музыка, фейерверк за окном, работающая дрель на другом этаже и др.). Главный способ преодоления такой гиперчувствительности – совместное проживание взрослого с ребенком этой ситуации: «Дядя Петя ремонтирует квартиру, а мы испугались». Некоторые дети не реагируют столь болезненно на внешние слуховые, зрительные и тактильные воздействия, но очень чувствительны к экспрессии человека: выражению глаз, направленности взгляда, интонациям голоса. Обычно они плохо контактируют с новыми людьми, не могут сказать «Здравствуйте» и «до свидания», так как боятся даже посмотреть на незнакомого человека. Они привыкают к одному воспитателю и могут расплакаться, если тот по какой-то причине вышел из групповой комнаты. Второй и третий год жизни – возраст стереотипов (второй уровень). Формирующиеся в этом возрасте стереотипы могут быть позитивными: традиционная поездка к бабушке, поход в магазин, привычные вопросы детей при возвращении родителей домой вечером («Что купила? Что принесла? Давай разгружать!». Но стереотипы могут быть и нежелательными: дети сосут пальцы, раскачиваются, постоянно что-то обнюхивают. Часто они связаны с дефицитом общения в семье, чрезмерной занятостью родителей, плохим самочувствием ребенка. Важный параметр развития эмоциональной сферы детей является качество освоения новизны (третий уровень): нового пространства, новых игрушек, новых книг, новых людей. Особенно ярко эмоции проявляются в общении детей со взрослыми и сверстниками, то есть в способах и формах коммуникативных отношений (четвертый уровень). Некоторые дети, адекватные в проявлении эмоций со своими близкими, обнаруживают растерянность или напряжение, когда к ним обращается чужой человек (ребенок прячется за маму, тянет ее в другую сторону, не отвечает на вопросы). Благополучным показателем эмоционально-личностного развития является символический уровень (пятый уровень). Переход на этот уровень означает качественный скачок в психическом развитии ребенка. Символическая регуляция эмоционального опыта осуществляется в игре, рисунках, речи. Формирующийся эмоциональный опыт ребенка позволяет свести к минимуму влияние некоторых внешних событий и внутренних ощущений и адекватно переработать их воздействие. Это повышает устойчивость к стрессам, помогает в регуляции тревоги, страхов и импульсивного поведения.

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: