Конспект ООД по звуковой культуре речи. Тема: "Путешествие со Смешариками" в старшей группе общеразвивающей направленности.
Документы для скачивания
Образовательная область: речевое, познавательное развития.
Тема: звуковая культура речи «Прогулка со Смешариками».
Группа: старшая
Цель: создание благоприятных условий для формирования звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные: формировать умение детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с],[ш]; придумывать слова с определенным звуком.
2.Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество.
3.Воспитательные: воспитывать интерес к родному слову, языку; культуру речи, общения; навыки сотрудничества в игре; умение слушать других внимательно не перебивая собеседника.
4.Здоровьесберегающие: способствовать сохранению здоровья детей, повышению двигательной активности и умственной работоспособности, созданию положительного эмоционального настроя и снятия психоэмоционального напряжения.
Активизация словаря: звуки [с] и [ш], каша, машинка, кошка, шорты, шар.
Наглядный материал и оборудование:
Оборудование: картинки с заданиями от Смешариков, Язычок, мяч, руль, фуражка пилота .
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Алфавит», беседа о звуках.
Ход:
- Организационный этап:
В.: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.
Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).
«Улыбка – трубочка»
- Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
- Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.
«Качели»
- Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.
«Чашечка»
- Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим,
Крепче, крепче, крепче.
Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.
«Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть
(глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой.
- II. Основной этап:
- В.: Язычок дружил со Смешариками и позвал их на прогулку.
Пришли они в гости не с пустыми руками, у Нюши был красивый синий воздушный шар, у Кроша велосипед. Но к несчастью у Нюши шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Кроша спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться, мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.
В.: - Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?
Д.: - Сегодня мы будем закреплять и правильно произносить звуки [С] и [Ш].
В.: - Звук [С] - согласный, твердый, глухой, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы.
- Звук [Ш] - согласный, всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и округлены, язык принимает форму чашечки, находится вверху.
Сегодня мы будем помогать Смешарикам определять, какой звук «живёт» в слове. Но называть его не нужно, а покажем рукой: если в слове есть звук [С], то руку опускаем вниз (потому что при произнесении звука язык опускается вниз к передним зубам). Если в слове слышится звук [Ш], то руку поднимаем вверх ( потому что при произнесении этого звука язык поднимаем вверх чашечкой)
- Игра «Замени звук» (с мячом)
В.: Ребята, у нас в группе есть игрушка очень похожая на Смешариков. Поможете её найти?
Д. –Это мяч (приносят мяч)
В. Мяч очень хочет с вами поиграть. Я вам буду кидать мяч и говорить слог со звуком [С], а вы замените на звук [Ш], например са – ша.
Со – Шо Су – Шу Сы – Шы Си – Ши
- Физкультминутка:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз-сюда, два-туда
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-привстали
Раз, два заниматься нам пора!
- Игра «Кто на чём будет путешествовать?»
Дети, которые придумывают слова со звуком [Ш], занимают место в машине, а те дети, которые придумывают слова начинающие со звука [С], «садятся» в самолёт. Когда все пассажиры заняли свои места, отправляются в путь. (Двигаются по группе: пассажиры самолёта двигаются с вытянутыми в стороны руками, на машине имитируют движение шофёра)
В.: Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем. (Включает компьютер с песенками-чистоговорками)
Са-са-са – это хитрая лиса
Су-су-су – и живет она в лесу
Сы-сы-сы – много дела у лисы
Со-со-со – она крутит колесо
Ша-ша-ша – наша Маша хороша
Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо
Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу
Ши-ши-ши – каши ешьте малыши
- Игра «Исправь ошибку»
В.: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.
Мама положила кассу – Мама положила кашшу
У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка
Максим надел ссорты – Максим надел шшорты
У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка
- Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику. А давайте покажем нашим друзьям, как мы хорошо слышим слова. Сколько всего звуков в слове ШАР, СОМ.
Д.: В слове шар первый звук – Ш, Второй – А, и третий – Р. Всего- три звука.
III Заключительный этап:
- Подведение итогов. Рефлексия:
В.: Смешарики говорят, ребята, что им пора домой. За то, что вы надули шарик и накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски.
Д.: Спасибо! До свидания! Приходите ещё!
- Оценка деятельности воспитанников:
В.: Молодцы ребята! А что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?