a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект для детей группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет по ознакомлению с трудом взрослых "Путешествие в мир профессий"

Автор: Феклистова Татьяна Святославовна Опубликовано: 2020-09-26 18:39:53

Проект для детей группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет по ознакомлению с трудом взрослых на тему:

         «Путешествие в мир профессий».

 

Актуальность.

   Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников может быть отражена в мудром народном изречении: «Без труда нет добра».

  «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько заключённые в труде возможности положительно влиять на ум, сердце ребёнка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, трудовая деятельность детей, как и другие виды деятельности, содействуют развитию личности ребёнка.

     Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

   Одним из путей формирования у ребёнка интереса к трудовой деятельности, является ознакомление с трудом взрослых. Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших членов семьи, из собственных наблюдений, из средств массовой информации. Ребёнок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу. Когда ребёнок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участие в труде.

   Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.

  Конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой пути и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время пребывания в детском саду и по мере своего развития и развития своих интересов дети мечтают стать представителями разных  профессий, и это естественно. В наших интересах объяснить детям сейчас, рассказывая о профессиях, как интересна и увлекательна любая из них, если ты хороший специалист и обладаешь рядом профессиональных навыков.

  Считаем необходимым проведение данной работы с целью формирования первоначальных навыков социализации через знакомство с трудом взрослых. Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления детей о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально – нравственных задач трудового воспитания.

  Поэтому работу в этом направлении  мы решили вести с учётом следующих принципов:

- системности;

- привлекательности и эмоциональности;

- усложнения и нарастания объёма познавательного материала;

- наглядного восприятия.

 

 

Цель проекта:

- формировать представления детей  о людях разных профессий, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;  формировать интерес к  профессиям своих родителей;

- развивать трудовую деятельность детей;

- воспитывать уважительное отношение  к  собственному труду, труду других людей и его результатам;

 

Задачи проекта:

- воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, оказывать  сверстникам и взрослым посильную помощь;

- подчёркивать и разъяснять значимость труда;

- учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда, одежду и головные уборы человеку определённой профессии;

- знакомить детей с художественными произведениями; обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;

- обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, орудиями труда, необходимыми в работе людей различных профессий;

- развивать связную речь, внимание;

- закреплять полученные знания детей о профессиях в дидактических играх и упражнениях;

- вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

 

Методы и формы работы.

 

1 Наглядные методы и приёмы:

рассматривание специальной одежды людей разных профессий, иллюстраций, картин, альбомов; рассматривание орудий труда для качественного выполнения работы; просмотр презентаций и видеороликов;

наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии по детскому саду; целевые прогулки и посещения; игра – экспериментирование

 

2 Словесные методы и приёмы:

 проведение бесед с детьми; ситуативные разговоры; разговоры – обсуждения;  встречи с интересными людьми разных профессий в рубрике «А у нас гость»; чтение произведений художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок, стихов для пальчиковых игр; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей с использованием мнемотаблиц, техники сторителинга.

3 Практические методы:

 использование дидактических и настольно – печатных игр; игры детей с сюжетными игрушками; введение детей в сюжетно – ролевую игру; обыгрывание специально созданных ситуаций; разукрашивание иллюстраций на тему «Все профессии нужны, все профессии важны».

 

 

 

Вид проекта: творческий.

 

Участники: дети средней группы, воспитатели, сотрудники детского сада, родители.

 

Срок реализации: долгосрочный  (сентябрь – май).

 

Предполагаемые результаты.

Дети:

- более глубоко познакомятся с такими профессиями, как врач, повар, водитель, прачка,  профессии военных и др; поймут значение слова «профессии»;

 - обладают начальными знаниями о содержании труда взрослых;

-понимают цель труда взрослых;

- проявляют любознательность, задают вопросы о труде взрослых в детском саду, о труде родителей и других членов семьи;

- повысится качество речи детей через сформированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий;

- смогут самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях;

- повысится уважительное отношение к родителям, как представителям разных профессий;

- будут  принимать  посильное участие в трудовой деятельности.

 

Родители:

- расширят и пополнят знания о необходимости знакомить детей среднего возраста с разными профессиями;

- активное участие родителей в реализации проекта «Путешествие в мир профессий»;

- примут участие в изготовлении атрибутов для сюжетно – ролевых игр, трудового инвентаря для уборки группы и участка.

 

Этапы реализации проекта.

Первый этап – подготовительный:

- выяснить уровень знаний детей по данной теме;

- определение темы, целей, задач и содержания проекта, прогнозирование результата;

- обсуждение с родителями темы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- изучение и отбор методической литературы по теме;

- подготовка методического материала, конспектов занятий по реализации проекта с использованием компьютерных технологий, технологии Сторителинга;

- составить перспективный план работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых;

- создание лепбука по теме «Город профессий»;

 

 

Второй этап – основной:

- разработка и создание дидактических игр, мнемотаблиц, схем, альбомов о профессиях, презентаций по теме;

- составление картотеки дидактических игр по трудовому воспитанию детей 4-5 лет;

- составление картотеки пальчиковых игр по данной теме;

- оснащение предметно - развивающей среды новыми играми, пособиями, игровыми наборами;

-  привлечение родителей к пополнению сюжетно – ролевых игр атрибутами;

- приглашение родителей в рубрику «А у нас гость»;

- пополнение уголка книги произведениями художественной литературы;

- разработка  консультаций, бесед, рекомендаций, памяток, советов по воспитанию у детей интереса к труду взрослых;

 

Работа с родителями:

- анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия у детей среднего возраста в семье»;

- оформление информационных стендов для родителей:  «Что должен уметь ребёнок пятого года жизни»,  «Делу – время, потехе – час», « Не делайте работу за детей или как  воспитать помощника», «Все работы хороши или…»;

- консультации групповые и индивидуальные: « Чтобы ребёнок любил трудиться», «Трудовое воспитание ребёнка»; «Знакомим детей с профессиями»; «Воспитание в труде»;

- беседы с родителями: « Буду маме помогать, поварёшками стучать», «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», «Как следует знакомить ребёнка с профессиями», «Профессии в моей семье»;

- рекомендации, советы, памятки, буклеты для родителей: «Маленький помощник», «Как знакомить детей с трудом взрослых»; «Как рассказать детям о профессиях»;

- привлечение родителей к участию в акции: «Книжка  - в подарок»;

пошив новых комплектов фартучков для дежурства по столовой; пополнение новыми пособиями сюжетные игры;

- привлечение родителей к участию в мастер – классе: рубрика «А у нас гость!»;

- дни общения (ответы воспитателя на вопросы родителей);

-  привлечение родителей в фотовыставках: «Помогаю маме (папе)», «Моя мама (мой папа) на работе»;

- участие родителей в часах общения: « Воспитание детей среднего возраста в труде».

 

 Третий этап – заключительный:

- анализ проделанной работы по теме проекта;

- родительское собрание на тему: « Воспитание детей среднего возраста в труде»;

- участие детей и родителей в итоговом развлечении: «Путешествие по миру профессий»;

- фото – отчёт: «Знакомим детей с трудом взрослых»;

- продуктивная творческая деятельность детей.

 

Результативность проекта.

 Как видно из содержания проекта, тема «Профессии» достаточно объёмна и даже неиссякаема. Проект находится на стадии реализации, но уже сейчас можно сказать о промежуточных результатах данного вида деятельности.

  Взаимосвязь тематики недель и знакомства с новой профессией улучшило процесс понимания значения той или иной профессии;

  Использование дидактических, сюжетно – ролевых и  настольно – печатных игр позволило закрепить полученные знания у детей, что позволило понять степень усвоения материала;

Возросла речевая активность детей, расширился словарный запас  по теме «Профессии»;

  Дети с радостью обыгрывают социальные роли в сюжетно – ролевых играх;

   Большой интерес вызывали у детей профессии, которые были представлены родителями в рубрике «А у нас гость»;

 Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагогов с родителями: они принимали участие в реализации проекта;

  Предметно – развивающая среда группы пополнилась следующими играми и пособиями:

-  д/игры «Кто где работает?», «Все профессии важны» (наклеивай и играй), «Военные профессии» (игра – пазлы), «Кому без них не обойтись?», «Одень куклу», «Выбери предметы к каждой профессии»; «Умные кубики» (техника сторителинга);

- лепбук на тему: «Город профессии»;

- пособиями «Военные профессии в стихах и картинках», «Головные уборы людей военных профессий»;

- книгами советских и русских писателей и поэтов по теме;

- книжками – раскрасками по теме проекта;

- картотеками пословиц и поговорок, загадок о труде, дидактических игр по трудовому воспитанию и пальчиковыми играми;

- новыми атрибутами для сюжетно – ролевых игр;

 

 

 

Научно – методический ресурс:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т,С.Комаровой, М.А.Васильевой.

М: Мозаика – Синтез, 2016

  1. Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?».

М: издательство «Гном», 2011

  1. Арнаутова Е. «Родителям – о воспитании трудолюбия у детей»

   Журнал «Дошкольное воспитание», 1993г

  1. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» (для занятий с детьми 3-7 лет) М: Мозаика – Синтез, 2014.
  2. Куцакова Л.В. «Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду», М: Мозаика – Синтез, 2007-2010.
  3. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. (для работы с детьми 4-7 лет) М: Мозаика – Синтез, 2011

Оставить комментарий: