Проект для детей группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет по ознакомлению с трудом взрослых "Путешествие в мир профессий"
Проект для детей группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет по ознакомлению с трудом взрослых на тему:
«Путешествие в мир профессий».
Актуальность.
Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников может быть отражена в мудром народном изречении: «Без труда нет добра».
«Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько заключённые в труде возможности положительно влиять на ум, сердце ребёнка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, трудовая деятельность детей, как и другие виды деятельности, содействуют развитию личности ребёнка.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Одним из путей формирования у ребёнка интереса к трудовой деятельности, является ознакомление с трудом взрослых. Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших членов семьи, из собственных наблюдений, из средств массовой информации. Ребёнок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу. Когда ребёнок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участие в труде.
Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.
Конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой пути и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время пребывания в детском саду и по мере своего развития и развития своих интересов дети мечтают стать представителями разных профессий, и это естественно. В наших интересах объяснить детям сейчас, рассказывая о профессиях, как интересна и увлекательна любая из них, если ты хороший специалист и обладаешь рядом профессиональных навыков.
Считаем необходимым проведение данной работы с целью формирования первоначальных навыков социализации через знакомство с трудом взрослых. Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления детей о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально – нравственных задач трудового воспитания.
Поэтому работу в этом направлении мы решили вести с учётом следующих принципов:
- системности;
- привлекательности и эмоциональности;
- усложнения и нарастания объёма познавательного материала;
- наглядного восприятия.
Цель проекта:
- формировать представления детей о людях разных профессий, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; формировать интерес к профессиям своих родителей;
- развивать трудовую деятельность детей;
- воспитывать уважительное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Задачи проекта:
- воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, оказывать сверстникам и взрослым посильную помощь;
- подчёркивать и разъяснять значимость труда;
- учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда, одежду и головные уборы человеку определённой профессии;
- знакомить детей с художественными произведениями; обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;
- обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, орудиями труда, необходимыми в работе людей различных профессий;
- развивать связную речь, внимание;
- закреплять полученные знания детей о профессиях в дидактических играх и упражнениях;
- вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Методы и формы работы.
1 Наглядные методы и приёмы:
рассматривание специальной одежды людей разных профессий, иллюстраций, картин, альбомов; рассматривание орудий труда для качественного выполнения работы; просмотр презентаций и видеороликов;
наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии по детскому саду; целевые прогулки и посещения; игра – экспериментирование
2 Словесные методы и приёмы:
проведение бесед с детьми; ситуативные разговоры; разговоры – обсуждения; встречи с интересными людьми разных профессий в рубрике «А у нас гость»; чтение произведений художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок, стихов для пальчиковых игр; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей с использованием мнемотаблиц, техники сторителинга.
3 Практические методы:
использование дидактических и настольно – печатных игр; игры детей с сюжетными игрушками; введение детей в сюжетно – ролевую игру; обыгрывание специально созданных ситуаций; разукрашивание иллюстраций на тему «Все профессии нужны, все профессии важны».
Вид проекта: творческий.
Участники: дети средней группы, воспитатели, сотрудники детского сада, родители.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май).
Предполагаемые результаты.
Дети:
- более глубоко познакомятся с такими профессиями, как врач, повар, водитель, прачка, профессии военных и др; поймут значение слова «профессии»;
- обладают начальными знаниями о содержании труда взрослых;
-понимают цель труда взрослых;
- проявляют любознательность, задают вопросы о труде взрослых в детском саду, о труде родителей и других членов семьи;
- повысится качество речи детей через сформированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий;
- смогут самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях;
- повысится уважительное отношение к родителям, как представителям разных профессий;
- будут принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Родители:
- расширят и пополнят знания о необходимости знакомить детей среднего возраста с разными профессиями;
- активное участие родителей в реализации проекта «Путешествие в мир профессий»;
- примут участие в изготовлении атрибутов для сюжетно – ролевых игр, трудового инвентаря для уборки группы и участка.
Этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный:
- выяснить уровень знаний детей по данной теме;
- определение темы, целей, задач и содержания проекта, прогнозирование результата;
- обсуждение с родителями темы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- изучение и отбор методической литературы по теме;
- подготовка методического материала, конспектов занятий по реализации проекта с использованием компьютерных технологий, технологии Сторителинга;
- составить перспективный план работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых;
- создание лепбука по теме «Город профессий»;
Второй этап – основной:
- разработка и создание дидактических игр, мнемотаблиц, схем, альбомов о профессиях, презентаций по теме;
- составление картотеки дидактических игр по трудовому воспитанию детей 4-5 лет;
- составление картотеки пальчиковых игр по данной теме;
- оснащение предметно - развивающей среды новыми играми, пособиями, игровыми наборами;
- привлечение родителей к пополнению сюжетно – ролевых игр атрибутами;
- приглашение родителей в рубрику «А у нас гость»;
- пополнение уголка книги произведениями художественной литературы;
- разработка консультаций, бесед, рекомендаций, памяток, советов по воспитанию у детей интереса к труду взрослых;
Работа с родителями:
- анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия у детей среднего возраста в семье»;
- оформление информационных стендов для родителей: «Что должен уметь ребёнок пятого года жизни», «Делу – время, потехе – час», « Не делайте работу за детей или как воспитать помощника», «Все работы хороши или…»;
- консультации групповые и индивидуальные: « Чтобы ребёнок любил трудиться», «Трудовое воспитание ребёнка»; «Знакомим детей с профессиями»; «Воспитание в труде»;
- беседы с родителями: « Буду маме помогать, поварёшками стучать», «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», «Как следует знакомить ребёнка с профессиями», «Профессии в моей семье»;
- рекомендации, советы, памятки, буклеты для родителей: «Маленький помощник», «Как знакомить детей с трудом взрослых»; «Как рассказать детям о профессиях»;
- привлечение родителей к участию в акции: «Книжка - в подарок»;
пошив новых комплектов фартучков для дежурства по столовой; пополнение новыми пособиями сюжетные игры;
- привлечение родителей к участию в мастер – классе: рубрика «А у нас гость!»;
- дни общения (ответы воспитателя на вопросы родителей);
- привлечение родителей в фотовыставках: «Помогаю маме (папе)», «Моя мама (мой папа) на работе»;
- участие родителей в часах общения: « Воспитание детей среднего возраста в труде».
Третий этап – заключительный:
- анализ проделанной работы по теме проекта;
- родительское собрание на тему: « Воспитание детей среднего возраста в труде»;
- участие детей и родителей в итоговом развлечении: «Путешествие по миру профессий»;
- фото – отчёт: «Знакомим детей с трудом взрослых»;
- продуктивная творческая деятельность детей.
Результативность проекта.
Как видно из содержания проекта, тема «Профессии» достаточно объёмна и даже неиссякаема. Проект находится на стадии реализации, но уже сейчас можно сказать о промежуточных результатах данного вида деятельности.
Взаимосвязь тематики недель и знакомства с новой профессией улучшило процесс понимания значения той или иной профессии;
Использование дидактических, сюжетно – ролевых и настольно – печатных игр позволило закрепить полученные знания у детей, что позволило понять степень усвоения материала;
Возросла речевая активность детей, расширился словарный запас по теме «Профессии»;
Дети с радостью обыгрывают социальные роли в сюжетно – ролевых играх;
Большой интерес вызывали у детей профессии, которые были представлены родителями в рубрике «А у нас гость»;
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагогов с родителями: они принимали участие в реализации проекта;
Предметно – развивающая среда группы пополнилась следующими играми и пособиями:
- д/игры «Кто где работает?», «Все профессии важны» (наклеивай и играй), «Военные профессии» (игра – пазлы), «Кому без них не обойтись?», «Одень куклу», «Выбери предметы к каждой профессии»; «Умные кубики» (техника сторителинга);
- лепбук на тему: «Город профессии»;
- пособиями «Военные профессии в стихах и картинках», «Головные уборы людей военных профессий»;
- книгами советских и русских писателей и поэтов по теме;
- книжками – раскрасками по теме проекта;
- картотеками пословиц и поговорок, загадок о труде, дидактических игр по трудовому воспитанию и пальчиковыми играми;
- новыми атрибутами для сюжетно – ролевых игр;
Научно – методический ресурс:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т,С.Комаровой, М.А.Васильевой.
М: Мозаика – Синтез, 2016
- Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?».
М: издательство «Гном», 2011
- Арнаутова Е. «Родителям – о воспитании трудолюбия у детей»
Журнал «Дошкольное воспитание», 1993г
- Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» (для занятий с детьми 3-7 лет) М: Мозаика – Синтез, 2014.
- Куцакова Л.В. «Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду», М: Мозаика – Синтез, 2007-2010.
- Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. (для работы с детьми 4-7 лет) М: Мозаика – Синтез, 2011