a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая система по формированию духовно-нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Геронтьева Ольга Анатольевна Опубликовано: 2020-09-26 22:19:41

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовский район Смоленской области

 

 

Методическая система по формированию духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Разработал старший воспитатель Геронтьева О.А.

 

Патриотическое  воспитание одно из важнейших  звеньев системы воспитательной работы. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой  духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное  отношении к другим  людям.  Формирование личности ребёнка, его воспитания начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через  обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается.                                                                                                                

    Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края, страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к малой родине.

    Приступая  к  работе над данной  проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим основательный теоретический и практический опыт. Поэтому я взяла тему по самообразованию «Формирование  патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к  природе и традициям родного края».

    Целью моей работы является воспитание нравственно-патриотического чувств, развитие личной культуры  ребенка  посредством ознакомления с природой и традициями родного края. 

    Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие  задачи:

 - Подобрать методическую литературу, пособия, художественную литературу для детей, познакомиться с опытом работы по данной теме других педагогов.

-  Разработать систему работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой и традициями родного края.

-  Обогатить развивающую предметно-пространственную среду материалами по родному краю.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой  и традициями родного края я наметила следующие задачи:

  - Сформировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, родному краю.

   - Познакомить и закрепить знания детей  о родной природе, культуре, традициях Смоленского края.

Содержание работы по реализации поставленных задач, я выстроила по следующим этапам: 

                                                        1-й этап – «подготовительный»

                                                       2-й этап – «практический»

                                                       3-й этап – «итоговый»

В результате первого этапа:

 - Мною изучен опыт работы по формированию гражданско-патриотических основ у детей в практике дошкольного воспитания.

- Подобраны диагностические материалы для проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста по выявлению первоначальных знаний о природе и традициях родного края.

Реализация второго этапа велась следующим образом: на этом этапе были выявлены знания и умения детей по данной теме и разработана система работы.

  Проанализировав методическую литературу по данной теме, я выявила следующие  критерии по воспитанию патриотических чувств у детей:

- Наличие представлений у детей о семье, доме, поселке, 

- Наличие знаний о символике государства, областного города, поселка Кардымово.

- Наличие знаний о памятных местах малой Родины и об  известных людях поселка и Смоленской области.

- Умение ориентироваться в названиях улиц поселка.

- Наличие знаний о пословицах, поговорках, русских народных сказках, народных праздниках.

- Наличие сформированности бережного отношения к  природе и всему живому.

- Наличие сформированности чувства уважения к культуре и традициям своей малой родины.

  Выше названные критерии позволили определить уровень сформированности знаний о родном крае  у детей старшего дошкольного возраста.

 Первоначальная диагностика уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о своем родном крае

Уровень развития

2017 год

Высокий

20%

Средний

50%

Низкий

30%

     Результаты диагностики  показали, что 30% детей старшего дошкольного возраста имеют   низкий  уровень  сформированности  знаний о  родном крае. У детей не сформированы конкретные представления о природе родного края,  низкий интерес к истории родного края, плохо ориентируются в семейных ценностях и традициях. Это объясняется  недостаточностью жизненного опыта у детей, отсутствием систематических занятий и слабым интересом   по данной  теме у родителей.

     На основании проведенной диагностики я разработала систему работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой и традициями родного края.

Тематическое планирование в старшей группе «Непоседы» по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду.


Сентябрь. Тема "Моя семья»

Рассказы детей о членах своей семьи на основе личного опыта.
Оформление стенгазеты «Семья – это важно!».

Беседы на тему "Семейный отдых" (рассматривание фотографий).
Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Игра-викторина «Что объединяет семью?»

Октябрь. Тема "Мой любимый детский сад.
Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
 Оформление альбома « Мой любимый детский сад»
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".

Игра- викторина «Почему я люблю приходить в детский сад».

Ноябрь. Тема " Поселок, в котором я живу.

 Беседы о поселке Кардымово, его достопримечательностях, знаменитых людях. Экскурсии в парк, по улицам поселка, в районную  библиотеку, историко-краеведческий музей.
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в поселке.
Изготовление альбома «Наш поселок».

Выставка  детских  рисунков  «Мой любимый уголок».

Декабрь. Тема  История малой родины.

Беседы с детьми о возникновении поселка, о том, как жили наши предки, во что одевались, что ели.

Экскурсия в историко-краеведческий  музей с целью ознакомления с тематической выставкой «Как жили наши предки»  (макеты жилищ, предметы быта,  смоленская керамика, смоленская игрушка, старинная вышивка).

Знакомство детей с народными праздниками и традициями.

Январь. Тема "Наша Родина – Россия"

Беседы о Москве: «Москва- главный город нашей Родины.
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родин.

 Рождественские развлечения, народные игры, пение русских народных песен, частушек, колядок.

Февраль 1-2 недели
Тема «Природа нашего края»

 Беседы, рассказы, рассматривание иллюстраций на данную тематику.

 Участие детей в районной выставке детского творчества «Природа родного края»

 Выпуск стенгазеты: «Я люблю тебя,  мой край родной».

Акция «Покорми птиц зимой».

Февраль. 3-4 неделя. Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.
Просмотр видеофильма "Защитники Отечества"
Спортивное развлечение «Вместе мы сила!».

Рассказы пап о службе в армии, пение армейских песен.

 Оформление фотовыставки: «Как  я в армии служил»  (фотографии пап и дедушек).

Март. Тема "Мамочка, милая, я тебя люблю"
Беседы о мамах.
Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".
Пение песен о маме, чтение стихов.
Семейные посиделки  «Вместе с мамой»

Оформление выставки детского рисунка: « Портрет любимой мамы».

Апрель. Тема "Космонавты"

Рассказ воспитателя о первом космонавте - нашем земляке - Ю.А.Гагарине.
Рассказы воспитателя о космонавтах и космосе (с просмотром видеофильмов.)
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты". Игра « Космонавты ».
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля, обыгрывание постройки.

Май. Тема «День Победы»

"Беседы и рассказы о войне. Чтение  и рисование  на данную тематику в группе.
Встреча с ветераном с последующим  вручением ему  памятного подарка, изготовленного руками детей.
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов в районной библиотеке.
Слушание и пение фронтовых песен в историко-краеведческом музее.
Игры (соревновательного характера)
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов.

Экскурсия к памятному камню-месту расстрела подпольщиков в годы ВОВ.
Оформление стенда:  «Смоленск-город герой».

 

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы   «Непоседы»

 

Сентябрь. Тема: «Моя семья»
Работа над понятием «семья», чтение художественных произведений и рисование на данную тематику.
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Лепка и рисование домашней утвари для игры в игру  «Семья».
Изготовление панно "Моя семья".

Презентация  «С чего начинается Родина».

Октябрь 1 – 2 недели. Тема "Я люблю свой детский сад и поселок, в котором  я живу"

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах поселка  и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий

Экскурсия (пешая) по поселку.
Семейный праздник «Моя родословная»

.Развлечение для детей «Осенняя пора, очей очарованье».

Октябрь 3 - 4 недели. Тема  «Град на Днепре» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)

Просмотр фотографий и иллюстраций с изображением города Смоленска.
Рассказ воспитателя об истории города Смоленска  (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое).
Знакомство с Крепостной стеной (история построения).
Слушание песен о Смоленске.

Экскурсия в краеведческий музей на базе нашего детского сада.

Экскурсия по городу через просмотр  фильмов в районном историко-краеведческом музее.
Изготовление панно из природного материала «Герб Смоленска»
Участие детей в районной выставке детского рисунка: "Мой любимый  город".

Ноябрь. Тема  «Этими людьми гордится Смоленщина»
Беседы об известных людях Смоленщины, (Ю.А. Гагарин М.И.Глинка, С.Т. Коненков,

М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский, А. Мишин, Ю. Никулин, А. Папанов,  И Соколов-Микитов и др.) ознакомление с их деятельностью.

Посещение выставки в районной библиотеке  «Нам  есть, кем гордиться!».

Конкурс чтецов  «Поэты родного края – детям».

Оформление альбома  «Гордость земли Смоленской».

Декабрь. Тема «Встречаем Новый год».

Рассказ воспитателя о встрече Нового года в прошлом и сегодня.
Беседа о Новогодних символах, о Новогодних обычаях.

 Рассказ детей  о том, как в их семьях принято встречать Новый год.

Показ вертепа (вид кукольного театра) со сценами рождения Христа.
Зимние постройки из снега для малышей.
Акция "Поможем птицам зимой".

Январь. Тема   «Мы живем в России»
Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

.Беседа о березке – символе России.

.Прослушивание стихов и песен о Родине,  о березке.
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
Составление рассказов о будущем Родины.
Семейные национальные праздники, народные игры.

Февраль. Тема "Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества)

Рассказ воспитателя о славном русском народе, о его могучих и бесстрашных защитниках.
Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
Оформление фотовыставки  «Растем патриотами»

Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества».
Спортивные развлечения "Вместе с папой".

Март. Тема "Мамочка милая, самая родная"

Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).
Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".
Экскурсия в  историко- краеведческий  музей, с целью ознакомления с образцами  старинной  русской женской одежды.
Апрель 1 - 2 недели. Тема "Наши космонавты"

Рассказ воспитателя о первом космонавте – Ю.А. Гагарине.

Беседа о космонавтах и космосе (с просмотром видеофильма).
Конкурс детских рисунков  «Планета моей мечты».

Спортивное развлечение "Мы — космонавты".
Конструирование космического корабля, обыгрывание  постройки -сюжетно-ролевая игра «Летим в космос».

Апрель 3 - 4 недели. Тема "Наше государство — Российская Федерация"

Беседа о государстве — "Российская Федерация".
Знакомство с различными городами России.
Знакомство с флагом, гербом и гимном России.
Разукрашивание в альбомах Российского флага.
Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.

Май. Тема "Этот День Победы"

Рассказы воспитателя о героях ВОВ, отдавших жизнь за Родину.

Экскурсия в историка - краеведческий музей  с целью просмотра и обсуждения документального фильма  «Как началась война».

Встреча с ветераном с последующим вручением ему подарка изготовленного руками детей.
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов.

 Экскурсия к памятному камню – месту казни героев – подпольщиков, возложение цветов.
Праздничный концерт, посвященный Дню Победы.

Работа велась одновременно по трем направлениям:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о материале, привлечение к совместной деятельности),
- обогащение развивающей предметно-пространственной  среды

       Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест я начинала со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают дети на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, педагог учит детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в библиотеку, школу, музей , на почту формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка.

     Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению истории места, где они родились. Возникает интерес к тому, как было «раньше». Несмотря на удивление, прошлое дети воспринимают не как сказку, а как действительно происходившие события.

      Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми.  Каждый год, в канун празднования Дня Победы, воспитанники встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают детям  о тяжестях и невзгодах военного времени.

      Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание  уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом.

      Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. Я  знакомлю детей с природой родного поселка  на занятиях, экскурсиях и прогулках, в ходе бесед.  

- изготовила дидактические папки: «Мой посёлок»,  «Моя семья» , «Государственная символика России»,   оформила сюжетно-ролевые игры  «Моя семья», «На воде и на суше», «На флоте» и др.;
- подобрала методическую,  художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы  ВОВ, о Смоленском крае, о родном поселке, о Российской армии и др.;
- тематические выставки в ДОУ, в группе «Мои молодые родители» и др.

 Неоднократно проводила конкурс чтецов «Поэты родного края - детям»

Оформила альбомы: «Наш город», «Наш поселок», «Наш любимый детский сад»

Дети с удовольствием принимали участие в акциях: «Покорми птиц зимой», «Посади дерево в детском саду».

     И, конечно,   одним из важнейших  аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй.  Я переговорила с родителями, выяснила, кто хочет участвовать в моей работе по воспитанию патриотических чувств у детей, заинтересовала даже бабушек, провела родительское собрание. В результате родители «загорелись», поняли благотворное влияние этой работы на своих детей и начали работать.  Организовала семейный клуб «Знатоки родного края». Принесли много фотографий прошлых лет, по которым беседовали дома с детьми, а дети в детсаду показывали их друзьям и объясняли, кто на них запечатлён, где и когда это происходит. Мы сделали несколько стенгазет: «Это всё - моя Родина», «Я люблю тебя, мой край родной», «Я и моя семья». Были принесены медали прадедов – участников войны, медали прабабушек, работавших на победу в тылу. Несколько семей составили свои генеалогические древа; родители писали сочинения и снимали фильмы о своих детях, как они любят свой детский сад «Солнышко»; сделали очень трогательную презентацию «С чего начинается Родина…». Некоторые родители привезли свои отчёты о поездках с детьми по памятным местам нашего края, различные игрушки, фотографии, памятные сувениры. Родители сами подают идеи. Принесли семейную утварь прошлых веков Руси: рубель для глажки белья, прялку, самовар, угольный утюг, вышитые в народном стиле полотенца, которым уже больше полувека, прялку, картинки и книжки из истории нашего края. Дети относятся к этому очень серьёзно и с большим интересом.
В нашей группе «Непоседы» стало традицией совместное проведение народных праздников: «Осенины», «Коляда», «Масленица», «Благовещение», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Троицын день».

        Таким образом, мне удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на свою роль в детском саду - роль пассивного потребителя образовательных услуг

   Для итоговой диагностики использовались критерий первоначальной диагностики уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о своем родном крае

Сравнительная диагностика

Уровень развития

2018 год

2019 год

Высокий

20%

60%

Средний

50%

40%

Низкий

30%

нет

 

Вывод: В процессе познания малой родины воспитанники научились любить ее, уважать людей, живущих рядом. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к поселку, родной природе. Дошкольники научились сравнивать и сопоставлять события и явления,  видеть старое и новое, научились воспринимать конкретные исторические события. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной у детей обогатился и активизировался словарь, расширилось представление об окружающем мире.

 

   

Оставить комментарий: