a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

"Программа работы по выявлению одаренных детей в группе старшего дошкольного возраста"

Автор: курменёва наталья степановна Опубликовано: 2020-10-08 20:51:29

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1Пояснительная записка.

 

1.2. Актуализация проблемы "Работа с одарёнными и талантливыми дошкольниками".

 

1.3. Концепция программы.

 

1.4. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

 

1.5. Формы работы с одаренными детьми.

 

1.6. Цель программы.

 

1.7. Задачи.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Основные направления реализации программы

 

2.2. Организация воспитательной работы в рамках программы

 

2.3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

 

2.4. Предполагаемые результаты.

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно - образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…

1.2. Актуализация проблемы "Работа с одарёнными и талантливыми дошкольниками"

Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

 

1.3. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

Одаренные дети:

-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

1.4. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли дополнительного образования;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;

1.5. Формы работы с одаренными детьми:

-групповые занятия с одаренными детьми;

-конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры;

-работа по индивидуальным планам;

-исследовательская деятельность.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

-С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

-В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

-Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

1.6. Цель программы:

-создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

1.7. Задачи:

-изучение природы детской одаренности;

-выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, -создание условий для развития творческого потенциала личности таких детей;

-создание базы данных в рамках Программы;

-внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

-организация совместной работы ДОУ и прочих учреждений по поддержке одаренности;

-подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Задачи первой ступени образования детей:

-определение и развитие творческого потенциала детей;

-развитие интереса к исследовательской деятельности;

-формирование основ теоретического мышления;

-формирование элементов самостоятельной деятельности;

-развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;

-формирование положительного отношения к себе, человеку;

-формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.

 

  1. Содержательный раздел.

 

2.1.Основные направления реализации программы

«Одаренные дети»:

-Выявление одаренных детей;

-Создание банка данных «Одаренные дети»;

-Разработка индивидуальных форм работы;

-Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;

-Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

-Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.

-Включение детей в проектную деятельность.

2.2. Организация воспитательной работы в рамках программы:

-Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

-Формирование высокой речевой культуры;

-Пропаганда здорового образа жизни;

-Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

2.3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-Принцип возрастания роли дополнительного образования;

-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

-Принцип гуманизма и демократизма.

2.4. Предполагаемые результаты:

-увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

-повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

-положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;

-повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне.

III. Организационный раздел.

План работы с одаренными детьми на 2017-2019 учебный год.

Цель: уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (высокомотивированных детей), ранней диагностики одарённости детей в различных областях, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа : каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Задача: предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых и высокомотивированных детей;

в самораскрытии

 

Сроки

Содержание деятельности

Ответственные

 

Сентябрь

1. Создание плана- программы работы с одаренными детьми на 2017/2019 учебный год.

2.Составление базы одаренных детей (наблюдения, диагностирование, анкетирование родителей, беседы, изучение интересов детей)

3.Мониторинг способностей детей, индивидуальные беседы.

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

1.Детская спартакиада(футбол)

2.Осенний кросс

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

октябрь

1.Организация работы кружков по интересам

2.Круглый стол «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики – педагогический совет)

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

1.«День веселого мяча» (игры, конкурсы, соревнования с использованием мяча.

2.Поэтический конкурс «Краски Осени.

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

ноябрь

1.Создание портфолио одаренных детей

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

 

 

декабрь

1.Заседание творческой групп: использование новых форм работы с одаренными и высокомотивированными детьми.

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

2.Конкурс «Лучшая новогодняя сказка.

 

 

январь

 

 

1.Зимняя спартакиада

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

февраль

1.Продолжение работы по созданию банка данных об одаренных детях

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

2.Неделя творчества: «Зимняя мозаика»

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

март

1.Создание модели работы ДОУ с родителями одаренных детей (как части основной модели).

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

2.Выставка детских рисунков: «Для мамы с любовью»

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

апрель

1.Методическая гостиная: «Спортивные игры – как форма повышения двигательной активности и открытия новых спортивных талантов»

Ст. воспитатель

 

2.Выставка детского творчества: «Весенняя капель»

3.Спортивные соревнования: «Отряд юных космонавтов»

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

май

1.Подведение итогов работы ДОУ с одаренными детьми

2.Акция « День Победы посвящается»

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

1.Итоговая выставка работы кружков по интересам

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

 

 

Литература

 

  1. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований // Воспитание школьников. - 2009. - № 1. - С.25-31.
  2. Антонова Е. Е. Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одарённости // Завуч. Управление современной школой. - 2009. - № 5. - С.117-124.
  3. Барбитова А. Д. Проблема одаренности: от теории к практике // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.9-20.
  4. Галянт И. Г. Принципы художественно-творческого воспитания дошкольников // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.23-30.
  5. Галянт И. О проблемах художественной одарённости дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.31-38.
  6. Генералова Н. С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.
  7. Гердт, Н. И. Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.30-34.
  8. Гончарова Е. М. Развитие творческой одарённости младших школьников // Начальная школа плюс. - 2009. - № 8. - С.11-13.
  9. Дворжецка Л. В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.
  10. Джиджавадзе, Л. А. Программы работы образовательного учреждения с учащимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.87-107.
  11. Долженкова, Т. В. Организация работы с одарёнными школьниками как один из параментров оценки качества образования // Приложение к журналу "Методист" Мастер-класс. - 2008. - №7. - С.15-17.
  12. Евтушенко, И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
  13. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.
  14. Емельянова, И. Е. Особенности организации деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.21-23.
  15. Емельянова, И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
  16. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одарённости // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.27-30.
  17. Коваленко, Н. В. Программа деятельности педагогического коллектива школы по работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.119-123.
  18. Копёшкина, С. "Функцией школы должно стать воспитание "средних талантов" // Вестник образования. . - 2009. - № 19. - С.12-17.
  19. Копытов, А. Д. О формировании практического и творческого мышления в процессе развития детской одаренности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.70-75.
  20. Левит, М. В. Образование одаренных в гимназическом образовательном пространстве // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.34-45.
  21. Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.45-52.
  22. Менделевич, С. Принципы и технология обучения одарённых детей. // Директор школы. - 2007. - № 9. - С. 59-65.
  23. Монина, Г. Б. Стратегия помощи детям с двойной исключительностью: Одарённость с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Начальная школа плюс. - 2009. - № 6. - С.82-84.
  24. Назарова, А. Е. План работы школы с одарёнными и наиболее подготовленными учащимися. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 4. - С.51-53.
  25. Назарова, А. Е. План работы школы с одарёнными и наиболее подготовленными учащимися. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 4. - С.51-53.
  26. Нохрина, Н. А. Диалог педагога и психолога в диагностике одаренных детей // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.81-87.
  27. Пасечник, Л. Дети с особыми познавательными потребностями // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.4-10.
  28. Пасечник, Л. Одарённый ребёнок - особая ценность для общества // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С.13-22.
  29. Песечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье (статья вторая) // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С.14-21.
  30. Письмо Минобрнауки России от 23.05.07 № 06-946 "О Московском международном форуме "Одарённые дети"". // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - № 10. - С.104-106.
  31. Савенков, А. И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.9-20.
  32. Соколова, Т. А. Использование арт-педагогических технологий с работе с одарёнными детьми // Методист. - 2008. - № 10. - С.49-54.
  33. Соловьёва, А. В. Основные направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе искусств "ДЦДР" // Методист. - 2009. - № 5. - С. 34-38.
  34. Ткачук, В. М. Система работы с одарёнными детьми в НОУ "Эврика" // Методист. - 2009. - № 8. - С. 35-36.
  35. Трубайчук Л. В. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одарённости // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
  36. Трубайчук, Л. В. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одаренности ребенка // Начальная школа плюс. - 2009. - № 11. - С.10-15.
  37. Трубайчук, Л. Одарённый ребёнок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С.32-35.
  38. Фурсова, М.Ю. Выявление и развитие детских талантов и одаренности // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 10. - С.38-44.
  39. Циклограмма работы с одарёнными детьми. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С.34-39.
  40. Чичель И. Д. О педагогической поддержке одаренного ребенка // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.63-70.
  41. Шайдуллина, Г. Р. Интерактивный проект "Перспектива" в рамках реализации комплексно-целевой программы "Одарённые дети" // Методист. - 2009. - № 3. - С. 16-24.
  42. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.23-27.
  43. Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С.42-48.
  44. Шустова, Л. П. Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.60-63.

Документы для скачивания