a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сказкотерапия. Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы «Герой любимой сказки. Баба Яга»

Автор: Войтко Татьяна Владимировна Опубликовано: 2020-10-09 13:39:45

Конспект музыкально го занятия для детей подготовительной к школе группы «Герой любимой сказки. Баба Яга» Разработала: Войтко Т. В. ( м узыкальный руководитель) Цель: Развитие музыкальных способностей во всех видах детской музыкальной деятельности. Задачи: - ознакомление с музыкальным произведением, его запоминание, накопление музыкальных впечатлений; - развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона; - развитие музыкального восприятия, музыкально- ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений; - обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок; - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Оборудование и материалы: П ортрет композитора П. И. Чайковского, проектор, компьютер Аудиозаписи: Песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского; П. И. Чайковский «Баба- Яга» в фортепианном и в оркестровом исполнении, Т. Морозова «Баб ка- Ежка». Дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики. Слайд 1 «Сказка» Звучит музыка «Сказки гуляют по свету» Музыкальный руководитель: Сказки гуляют по свету, Ночь запрягаю т в карету. Сказки живут на полянах Бродят на зорьке в туманах. Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас в сказку, в гости к герою любимой сказки. А про кого мы сегодня будем говорить вы сейчас должны угадать. Слушайте внимательно … Загадка В дремучем лесу затерялась избушка. В избушке живет непростая старушка- Берет помело, да в ступу садится, И тут же над лесом взлетает, как птица! ( Баба Яга) Конечно, это Баба Яга. I Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Баба Яга» И. Бодраченко( приложение 1) Музыкальный руководитель: Кто такая Баба Яга? Где она живет? С кем дружит или не дружит? Столько возникает вопросов, когда представляешь эту непонятную БАБУШКУ. Что вы можете рассказать про Бабу Ягу? ( Во время ответов детей побудить их назвать как можно больше прилагательных, характеризующих персонаж: старая, страшная, седая, некрасивая, добрая, сердитая, летящая и т. д. ) Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы правы. Баба – Яга – самый загадочный, самый сказочный образ русских волшебных сказок. Потому поэты о ней слагают стихи, художники пишут картины, режиссеры придумывают кинофильмы – сказки, а композиторы сочи няют музыкальные произведения. II Слушание. Сравнение фортепианного и оркестрового исполнения музыкального произведения. ( Баба Яга из «Детского альбома П. И. Чайковского) Музыкальный руководитель: А теперь давайте послушаем, какой Бабу- Ягу изобразил в музыке композитор Петр Ильич Чайковский( указать на портрет ко мпозитора) . Закрывайте глазки и внимательно слушайте.   Слушание произведения Чайковского «Баба- Яга» в фортепианном исполнении.   Музыкальный руководитель:  Ребята, а теперь расскажите мне, какая же получила сь Баба- Яга в услышанной музыке.  ( Возможные ответы детей: б ыстрая, стремительная, страшная, громкая, яркая, дремучая)   Музыкальный руководитель:  А почему вы думаете, что у музыки такой характер? Что вы услышали в музыке? ( Предполагаемые ответы детей: м узыка была громкая, быстрая, таинственная, высокая и т. д. )   Музыкальный руководитель:  А как вы думаете, что она делает? ( Предполагаемые ответы детей: п рыгает, летает, злится, колдует и т. д. ) Картинка на экране «Баба Яга» Повторное слушание с установкой Музыкальный руководитель: Послушайте еще раз и скажите: - Как меняется музыка на протяжении всего произведения? Музыкальный руководитель: Да, музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит, в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает. Слышны остановки, пугающие жесткие звуки. Как будто Баба Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что- то недоброе. Потом появляется непрерывное суетливое движение, мелодия звучит то вверху, то внизу, потому что Баба Яга мечется, суетится, что- то ищет. В средней части пьесы музыка изображает как Баба Яга понеслась в своей ступе. Третья часть повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полете поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается в низ на землю, закружилась, колдует, вертится, и вдруг пропала. Музыкальный руководитель:  Ребята, а какой инструмент звучал сейчас, вы знаете? ( Возможный ответ детей: фортепиано, пианино) Картинка на экране « Фортепиано» Музыкальный руководитель:  Молодцы, давайте послушаем эту пьесу еще раз, но уже в другом исполнении. Вы внимательно слушайте и скажите мне, что изменилось?   Слушание произведения Чайковского «Баба- Яга» в оркестровом исполнении.   Музыкальный руководитель:   Ребята, вы заметили, что это исполнение отличается от первого?    А что изменилось?    Какие и нструменты вы услышали и узнали?    В каком исполнении произвед ение понравилось больше?     Почему?   Картинка на экране «Симфонический оркестр» Музыкальный руководитель:   Ребята, а давайте вспомним как выглядят и назовем эти музыкальные инструменты.  Картинка на экране «Музыкальные инструменты»   Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы вспомнили все инструменты. Они такие разные и необычные, одни играют словно кто- то крадется, другие стонут так, что мурашки бегут…. совсем как наша главная героиня, Баба Яга. . Она может быть и хитрой, и мрачной, и злой … А вот в стихотворении, которое нам сейчас прочитает…. ( ребенок) говорится совсем о другой Бабе Яге. Давайте послушаем. Стихотворение читает ребенок Баба Яга в лесу живет, Соседям спуску не дает. Со всеми она ссорится, Почти ни с кем не водится. То к Водяному прибежит. - Уйми лягушек! - закричит, - Они мешают, ночью, спать, А утром рано мне вставать. То к Лешему, под дуб, придет И поучать его начнет, Что нужно грибникам кричать, Как их заманивать, пугать. С Кощеем, в карты, раз, сыграла И свою ступу проиграла. К счастью, волшебная метла, В запасе, у нее была. Ступу Кощей не возвратил, Он в ней поганки засолил. Вот, и нажил себе врага. Злится, теперь, Баба Яга. - Коль хочешь мимо проходи, Но, в дом, ко мне, не заходи, - Бессмертному она сказала И с ним общаться перестала. Картинка на экране «Баба Яга» III Пение Музыкальный руководитель: Спасибо. Замечательное стихотворение. Итак, о какой Бабе Яге г оворилось в этом стихотворении( ответы детей) . Конечно, она и хитрая, и загадочная, и веселая…. . Так и в разных сказках Баба Яга предстает перед нами совсем разной. В одной она положительный персонаж, в другой отрицательный, она вроде бы на стороне тёмных сил, но помогает и светлым, только с ней надо как- то договариваться. . . Кстати, перечислите м не сказки, в которых «живет» Баба Яга. ( Возможные ответы детей: " Василиса Прекрасная" , « Иван Царевич и Серый Волк" , " До брыня Никитич и Змей Горыныч" , " Гуси- лебеди" и т. д. ) Замечательно. Вот сколько сказок вы знаете. И это неудивительно, ведь сказки они такие интересные. В них живут самые разнообразные герои… Совсем как в песне «Сказка, приходи», которую мы с вами сейчас разучим. Разучивание песни « Приходи, сказка! »( В. Дашкевич, Ю. Ким) ( Приложение 2) IV Музыкально- ритмическое движение Музыкальный руководитель: Сейчас вернемся к нашей старой знакомой, Бабе Яге. Давайте еще раз вспомним особенности ее внешности. ( дети описывают Бабу Ягу) . Сейчас вы вспомнили, что у нее «костяная нога». Именно об этом я и хотела с вами поговорить. О том, что Баба Яга старенькая, и, как оказалось, немного больная и чуть- чуть хромая. И это, несомненно, отразилось на ее походке. Ребята, кто- нибудь хочет показать, как ходит Баба Яга. ( дети изображают походку Б. Я. , в результате получается «шаг с припаданием») . Ребята, выходите в центр зала и попробуем все вместе выполнить « Шаг с припаданием» Разучивание танцевального движения под любую р. н. танцевальную мелодию Припадаем мы на ножку И покружимся немножко. Наши танцы хороши, Мы танцуем от души! Припадаем, припадаем, Русский танец начинаем. Как лебедушки плывем. Хоровод мы наш ведем! Музыкальный руководитель: После такой зажигательной импровизации мы обязательно должны с вами потанцевать. V Творчество Танец по показу «БАБКА- ЁЖКА» Музыкальное сопровождение: песня «Бабка Ежка» сл. и муз. Т. Морозова Хореография: Т. Суворова( Приложение 3) Музыкальный руководитель: Ребята, наше с вами занятие подошло к концу, поэтому мне приходится с вами проститься. Мне очень понравилось с вами путешествовать в сказочной стране. Вы такие замечательные, отзывчивые, умные и сообразительные, и я очень бы хотела попутешествовать с вами еще раз. Но я хочу попросить вас выполнить небольшое творческое за дание: нарисуйте дома Бабу- Ягу такой, какой она вам запомнила сь. До свидания! Приложение 1 Пальчиковая гимнастика «Баба Яга» И. Бодраченко В тёмной чаще Есть избушка, Стоит задом на перёд. В этой маленькой избушке Бабушка Яга живёт Нос такой кривой Глаз такой косой Костяная нога Здравствуй, Бабушка Яга! сжимают и разжимают пальцы в замке складывают руки домиком поворачивают кисти рук тыльной стороной складывают руки домиком делают окошечко из рук, качают головой дразнятся выполняют перекрещивающиеся движения пальцами постукивают кулаком о кулак Разводят руки в стороны Приложение 2 Песня « Приходи, сказка! »( В. Дашкевич, Ю. Ким) Если вы не так уж боитесь Кощея, Или Бармалея и Бабу- Ягу, Приходите в гости к нам поскорее, Там, где зеленый дуб на берегу. Там гуляет чёрный котище учёный, Пьёт он молоко и не ловит мышей, Это настоящий кот говорящий, А на цепи сидит Горыныч- змей. Пр. Приходите в гости к нам, Поскорей приходите в гости к нам! Кот про всё расскажет вам, Потому что он видел всё сам. Ах, как тихо и темно! Ах, как чудно и чудно! Ах, как страшно и смешно, Зато в конце все будет хорошо! Ты узнаешь много волшебных историй: Тут тебе и" Репка" , и ключ золотой. Тут и Черномор, тот самый, который Зря всех пугал своею бородой. А в конце концов, всему свету на диво, После приключений, сражений и драк, Станешь ты весёлым, как Буратино, И очень умным, как Иван- дурак! Пр. Приложение 3 Танец по показу «БАБКА- ЁЖКА» Музыкальное сопровождение: песня «Бабка Ежка» сл. и муз. Т. Морозова Хореография: Т. Суворова На неведомых дорожках, Где растёт дремучий лес. Избушка там на курьих ножках Да сосны вьются до небес. Кто в избушечке живёт? Песню громкую поёт? Там бабушка Яга Костяная нога Припев: Бабка Ёжка, выгляни в окошко( 2 раза) Не боимся мы тебя Тру- ля- ля, тру- ля- ля Выходи скорей гулять Будем петь и танцевать Проигрыш: Ох, и скучно же старушке Жить одной в такой глуши. Когда вокруг одни лягушки Да густые камыши. Вот бы было б хорошо, Кабы в гости кто пришел к бабушке Яге- Костяной ноге. Припев: И. П. : ноги в 6 п. , руки свободно опущены выпад в пр. сторону пр. р. над бровями – «смотрим вдаль», повторить в лев. сторону поднимаем руки вверх и опускаем руки домиком над головой поднимаем руки вверх и опускаем держать руку «под козырек»( то правую, то левую) удивляются: вправо – влево приседаем: руки как «Чунга- Чанга» 4 хлопка по пр. н. – 4 раза показываем Бабку Ежку в окошке( показать руками окошко) руки на пояс, поочередно выставлять на пятку то пр. , то л. н. – 4 раза сложить руки полочкой, поворот вокруг себя в пр. сторону, затем в л. сторону повторяются движения первого куплета повторить движения припева

Оставить комментарий: