a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

План кружка по экологическому воспитанию детей средней группы "Клубничка" на 2016-2017 учебный год

Автор: курменёва наталья степановна Опубликовано: 2020-10-09 21:36:28

- 1080135- 72961500 Пояснительная записка В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Дошкольный возраст – важный этап в развити и личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развит ие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности. Цель: Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы. Задачи: - форм ировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; - воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании пр ироде, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; - воспитывать основы гуманно- ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшег о окружения, проявление ответственности за свои поступки. Виды деятельности: 1. Организованные: - непосредственная образовательная деятельность( познавательная, продуктивная, интегрированная) ; – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе. 2. Совместная деятельность: – наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней; – целевые прогулки; – чтение художественных произведений о природе( стихи, расск азы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки; – рассматривание картин из жизни диких животных; – рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе; – беседы и разговоры с детьми на экологические темы; – сбор коллекций: с емян, камней, листьев и пр. ; – опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя; – экологические тропы; – игры( подвижные, дидактические, театрализованные) ; – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику; – работа с календарями природы; . – изготовление и обыгрывание макетов( зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет) . Задачи развития экологических представлений у детей средней группы: 1. Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства( деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д. ) . Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них. 2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и пред почтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями. 3. Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видет ь его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому. Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкол ьного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассма тривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут. Перспективный план работы Октябрь 1 Неделя Тема: «Наш дом- природа». Программное содержание: Формировать понятия о неживой природе, ка к факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формы работы: 1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа? » 2. Дать поня тие живая, не живая природа. 3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом- природа» 4. Д/ и «Природа – не природа» 5. Внести календарь природы. 2 Неделя Тема: «Путешествие в страну осень». Программное содержание: Закреплять представления детей об осени, её пр изнаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. Формы работы: 1. Наблюдение за состоянием погоды на участке. 2. Чтение стихотворения «Осень» 3. Беседа о сезонных изменениях в природе. 4. Работа с календарём природы. 3 Неделя Тема: «Лес». Программное содержание: Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2- 3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе. Формы работы: 1. Что такое лес? 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. 3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные» 4. Собирание гербария. 4 Неделя Тема: «Царство грибов». Программное содержание: Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедо бные. Побеседовать о пользе грибов. Формы работы: 1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ воспитателя о грибах. 3. Рисование «Грибы» Ноябрь 1 Неделя Тема: «Перелётные птицы». Программное содержание: Закреплять и расширять представления о птицах: да ть представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Формы работы: 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». 4. На прогулке организовать п/ и «Перелётные птицы». 2 Неделя Тема: «Знакомство детей с почвой». Программное содержание: Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Формы работы: 1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких». 2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву» 3 Неделя Тема: «Глина и земля». Программное содержан ие: Познакомить детей с природными материалами- земля, глина. Учить сравнивать землю и глину. Формы работы: 1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы. 2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются. 3. Совместно с детьми посадить в землю цветок( комнатное растение) . Наблюдение за ним. Неделя Тема: «Ваза с яблоками». Программное содержание: Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление о её использовании. Формы работы: 1. Бесе да о свойствах глины 2. Просмотр иллюстраций «Глиняные изделия» 3. Лепка из глины «Ваза с яблоками»( коллективная работа) Декабрь 1 Неделя Тема: «Растения зимой». Программное содержание: Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. Формы ра боты: 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа 2. Беседа «Для чего растениям снег» 3. Наблюдение за деревьями. 2 Неделя Тема: «Ёлочка – красавица». Программное содержание: Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. Формы работы: 1. Дать понятие хвойные деревья. 2. Беседа о сосне. 3. Рассмотреть шишки( внести в познавательно – исследовательский уголок) . 3 Неделя Тема: «Зимующие птицы». Программное содержание: Учить распозна вать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. Формы работы: 1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» 2. Рассказ о жизни птиц зимой 3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам» 4 Неделя Тема: «Путешествие в зимний лес». Программное содержание: Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. Формы работы: 1. Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2. Рассказать о жизни диких животных в лесу( чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) 3. Просмотр слайдов «Следы лесных обитат елей на снегу». Январь 2017г. 1 Неделя Тема: «Зимние явления в неживой природе». Программное содержание: Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать. Формы работы: 1. Дать определение понятию- зимние явления. 2. Беседа «Если на улице сильный мороз» 3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы 2 Неделя Тема: «Вода вокруг нас». Программное содержание: Формировать представление детей о значении воды в нашей жиз ни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде. Формы работы: 1. Просмотр слайдов «Вода в окружающей среде. 2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней. 3 Неделя Тема: «Кто живёт в реке». Программное содержание: Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности. Формы работы: 1. Беседа, «Какие животные называются водными» 2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели» 3. Обратить внима ние на внешние особенности. 4 Неделя Тема: «Речные и морские камни». Программное содержание: Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках и в морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощ ущения. Формы работы: 1. Рассмотреть камни речные и морские 2. Назвать их свойства и особенности. 3. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал» Февраль 2017г. 1 Неделя Тема: Наблюдения «Морозные узоры». Программное содержание: Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. Формы работы: 1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? 2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус 3. Обсуждение стихотворения 2 Неделя Тема: Наблюдения «Снег». Программное содержание: Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. Формы работы: 1. Наблюден ие за свойствами снега( Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т. д. ) 2. Беседа о защитных свойствах снега. 3 Неделя Тема: «Воздух». Программное содержание: Формир овать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Формировать навыки проведения опытов, способность сравни вать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде. Формы работы: 1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения. 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем» 4 Неделя Т ема: «Как рождается ветер». Программное содержание: Дать представление о движении воздуха( ветре) . Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность. Формы работы: 1. Видеофильмы «Ч то такое воздух? », «Как рождается ветер? » 2. Наблюдение за ветром( использование вертушек) . Март 2017г. 1 Неделя Тема: «Почему белые медведи не живут в лесу? ». Программное содержание: Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Формы работы: 1. Демонстрационный материал «Животные Сев ера» 2. Видеофильм «Животные севера» 3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу». 2 Неделя Тема: «Животные жарких стран». Программное содержание: Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспос облении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Формы работы: 1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран» 2. Видеофильм «Животные жарких стран». 3 Неделя Тема: «Весенние явления в неживой природе». Программное содержание: Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. Формы работы: 1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна» 2. Беседа «Признаки весны» 3. Сравнение признаков зимы и весны. 4 Неделя Тема: «Как солнце жизнь дает земле». Программное содержание: Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познава тельный интерес. Формы работы: 1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей» 2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце». Апрель 2017г. 1 Неделя Тема: «Огород на окошке». Программное содержание: Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. Формы работы: 1. Беседа «Что нужно растению? » 2. Посадить лук, петрушку. 3. Дальнейшие наблюдение и уход. 2 Неделя Тема: «Насекомые». Программное содержание: Формировать представление о жуках( майский, носорог, божья коровка) ; бабочках( капустница, крапивница) . На доступных примерах показать, что скрывается за названием некот орых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. Формы работы: 1. Рассмотреть иллюстрации. 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. 3. Рисование «Бабочка». 3 Неделя Тема: «Растения весной». Программное содержание: Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: де рево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. Формы работы: 1. Наблюдение за деревьями. 2. Вспомнить названия некоторых деревьев и кустарников 3. Работа с календарём природы. 4 Неделя Тема: «Встречаем птиц». Программное содерж ание: Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц( гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д. Формы работы: 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» 4. Игра с бумажными птицами. Май 1 Неделя Тема: «Человек – живой организм». Программное содержание: Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. Формы работы: 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» 2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека 3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно». 2 Неделя Тема: «Цветущий сад». Программное содержание: Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых дер евьев( цветением) . Продолжать устанавливать связи между изменениями условий( тепло, свет) и изменением состояния растений( рост, цветение) . Воспитывать эстетические чувства. Формы работы: 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья»( установ ить связь с погодными условиями) 3. Работа с календарём природы. 3 Неделя Тема: «Экологическая тропа». Программное содержание: Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. Формы работы: 1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» 2. Целевая прогулка по экологической тропе 3. Беседа «Что будет, если…». 4 Неделя: Диагностика Список используемых источников: 1. Н. А. Рыжова. Я и природа: Учеб. - м етод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 1996, с. 56, ( Сер. «Наш дом — природа») . 2. Н. А. Рыжова «Волшебница вода». 3. С. Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой- Педагогическое общество России, Москва 2005. 3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2011. – 128 с. 4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – 2- е изд. , М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с. 5. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008. 6. Интернет – источники.

Оставить комментарий: