a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игры для развития языка жестов и мимики

Автор: Никитина Екатерина Ивановна Опубликовано: 2020-10-12 18:27:36

Документы для скачивания

Приложение № 8 Эти игры развивают язык жестов и мимики, пантомимику. Ребенок должен понять, что кроме речевых, существуют и невербальные средства общения. Поговорите с ребенком, как, по его мнению, можно общаться без слов, передать с помощью мимики и пантомимики свое эмоциональное состояние. Постарайтесь угадать, что чувствовал писатель, композитор, художник, понять его настроение, читая книгу или слушая муз ыку. Разговор через стекло Детям предлагается поговорить на какую- либо тему, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Например, просьба принести стакан воды или сказать о том, что другой забыл одеть шапку. Посл е игры надо обсудить, что чувствовали дети, легко ли им было. Эта игра развивает способность передавать чувства и мысли с помощью мимики и пантомимики. Изображение сказки Необходимо два ребенка или две команды. Каждая изображает какую- либо сказку с помощь ю жестов и мимики. Можно изображать героев и вещи, которые им принадлежат. Другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. О том, как и что показывать группе можно договориться заранее. Иностранец в гостях Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает ни слова из русского языка. А вы не знаете его язык. Пусть ребенок пообщается с ним без слов, пообедает, покажет свои игрушки, комнату. Стихи без слов Взрослый читает стихотворение: Ждет гостей сегодня кошка И волнуется немножко: «Что ж так долго не идут? » Ну а гости тут как тут. Друг за дружкой по дорожке Все спешат поздравить кошку. 304800304799 Белка в тележке Везет орешки. Кудрявый барашек С букетом ромашек. Катит медвежонок Мед у бочонок. Тащит петушок Проса мешок. До чего ярок Лисий подарок! Еще один гость – В зубах кость. Подарок царский – Сыр швейцарский. А кот Тимофей Принес двух мышей. Всем подаркам кошка рада, С одного не сводит взгляда. Догадайтесь поскорей, Чей подарок всех милей? ( Е. Ефимовский) Нужно передать содержание стихотворения мимикой и пантомимикой. Можно использовать любое стихотворение. Поговорите с ребенком о важности речи и ее правильности. О значении жестов и мимики для выразительности речи. Дл я чего мы говорим, умеем ли слушать, почему некоторые говорят слишком мало, а другие слишком много. В процессе игры покажите ребенку, что мимика и жесты не всегда совпадают с тем, что мы говорим словами. К примеру, говоря что- то хорошее, человек может непр оизвольно сжимать кулаки, выражая этим агрессию. Игровые упражнения по развитию мимики «Съели кислый лимон»( дети морщатся) . «Рассердились на драчуна»( сдвигают брови) . «Встретили знакомую девочку»( улыбаются) . «Испугались забияку»( приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот) . «Удивились»( приподнимают брови, широко открывают глаза) . «Обиделись»( опускают уголки губ) . 304800304799 «Умеем лукавить»( моргают то правым глазом, то левым) . Игровые упражнения по обучению жестам Покажите высокого мальчика, «низкого»; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Расцвели, как цветы». «Завяли, как травка». «Полетим, как птицы». « Идет медведь по лесу». «Крадется волк за зайцем». «Плывут уточки». «Идут пингвины». «Жук перевернулся на спину». «Скачут лошадки»( «рысью», «галопом») . «Мчатся олени». Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в ж естах и движениях другого человека. Следующие игры посвящены развитию мимики, пантомимики и жестикуляции – важным средствам коммуникации, которые малыш будет учиться использовать взамен словесного высказывания или в его поддержку. Что это такое? Это простое упражнение можно проводить с закрытыми глазами, используя большое количество самых разных по свойствам предметов. Ребенку в ладошку кладется мелкий предмет( камушек, шишка, крупная пуговица, ракушка, орешек, катушка и т. д. ) Его задача – описать то, что находится в руке и попытаться назвать предмет. Это сделать не так- то просто, если предмет ощупывается не двумя руками, а лишь одной рукой – той, в которой он находится. Если в небольшой закрытой крышкой коробочке по бокам сделать два круглых отвер стия для рук, то получится «загадочная шкатулка», в которой смогут находиться «загадочные предметы» большего размера. Просовывать с двух сторон руки в коробочку, находить и ощупывать предметы с разной фактурной поверхностью малыш будет с большим удовольств ием! 304800304799 Трудные вопросы По очереди с ребенком вы превращаетесь в Незнайку, который на любой вопрос должен выражать свое недоумение и растерянность: приподнимать и опускать плечи, разводить в стороны руки, приподнимать брови, изображать растерян ность на лице мимикой. Чтобы игра получилась веселой, ее можно связать с логоритмическими упражнениями: притоптывать в такт шутливым вопросам- чистоговоркам. Вот примерные шутливые вопросы игрокам: Та- ра- ра, та- ра- ра! На дворе растет трава? Ду- бу- ду! Ду- бу- ду! Это ворон на дубу? За- за- за! За- за- за! Пряники жует коза? До- ре- ми- фа- соль- ля- си: Сели зайки на такси? Что мы делали – не скажем, лучше это вам покажем! Эту известную игру- пантомиму можно превратить в занимательное «пантомимическое лото», если заранее приготовить побольше картинок или карточек с изображением самых разнообразных действий персонажей: кто- то умывается, вытирает посуду, ест, поливает цветы, на девает сапожки и т. д. В начале игры карточки лежат стопкой изображениями вниз. Игроки по очереди берут по одной карточке и жестами пытаются изобразить действие того или иного персонажа. Тот игрок, кто быстрее других правильно «прочитал» это действие – дога дался о том, что показывается жестами – забирает карточку с этим действием себе. Выигрывает тот, кто сумел отдать своим товарищам по игре все свои карточки( то есть верно и точно изобразил нужные движения) , а также тот, кто накопил- собрал больше всех чужих карточек( быстрее других определял действия других игроков) . «Пантомимическое лото» вполне может стать «зоологическим», если участники получат карточки с изображением животных. Тогда их задача будет заключаться в том, чтобы изобразить походку или повадки своих животных. Необычные подарки Эти подарки нельзя увидеть, их можно только назвать, ощутить и …подарить другому. Дети встают в круг и готовятся передавать друг другу воображаемые предметы: воздушный шарик, тяжелую коробку, стеклянную вазу, круглый торт, большую длинную машину, маленького пушистого кролика, розочку и т. д. Каждый объект требует не только разного положения рук, но и разных телодвижений, мимики. Например: кролика бережно удерживаем в ладошках, поглаживаем по длинным ушам, улыбаемся; стеклян ную вазу ставим донышком на ладошку одной руки, а второй – обхватываем за горлышко, передаем не спеша, осторожно; стебелек розы удерживаем двумя пальчиками – большим и указательным, приближаем цветок к себе, вдыхаем аромат, улыбаемся и т. д. Раз- два! Раз- д ва! Будут на зиму дрова! Это упражнение научит пару игроков выполнять согласованные движения, имитирующие общее действие, например, пиление дров. Каждый игрок в свою очередь выдвигает вперед одну и ту же( ведущую) руку, согнутую в локте( на манер «рычажка») , изображая движение пилы по бревну. Для того, чтобы действия пары получились слаженными и ритмичными, вначале их можно выполнять вот с такой потешкой: Раз- два! Раз- два! Пилим на зиму дрова! Раз- два, раз- два! До чего пила остра! Ест пила березу, дуб, Ест пила осину! 304800304799 Будут в печке полыхать Бревнышки всю зиму! Хорошо, если «пильщики» время от времени могут менять руки, то есть совершать движения разными руками. Тук- тук! Тук- тук! Раздается в кузне стук! Это упражнение на синхронные движения двух «кузнецов», каждый из которых будет удерживать в руке свой молот, поочередно поднимать руку с тяжелым молотом вверх( немного заводить ее за спину) и быстро опускать ее вниз, молотом- на наковальню: Тук- тук! Тук- тук! Молот нам в работе- друг! С ним скуем подковы, гвозди, Чтоб везли нас кони в гости! Так же, как и «пильщикам», «кузнецам» время от времени следует менять руки, то есть совершать движения своими тяжелыми молотками разными руками. Сова летит! Это упра жнение учит ребенка сдерживать свои эмоции, двигательную активность в целом, оставаясь неподвижным некоторое время – действовать согласно командам ведущего. Пляшут зайки на полянке Целый день, целый день! Кувыркаться и резвиться Им не лень, им не лень! «За йки» или игроки действительно получают возможность совершать любые произвольные движения, прыгать и скакать вволю, пока ведущий не произнесет: «Сова летит! » Вот тут все «зайки» замирают настолько, насколько это возможно. Мышцы игроков напряжены, ведь «сова »( в нее может превратиться сам ведущий) способна заметить даже малейшее движение незадачливого зверька и схватить его! Снеговичок тает Сначала « Снеговичок » стоит, опустив руки вдоль туловища, и радуется зимней погоде. Затем он начинает медленно опускаться на пол без помощи рук. Это начинает пригревать весеннее солнышко! « Снеговичок » продолжает подтаивать: движение вниз продолжается, он медленно- медленно садится на пол. Наконец, снежный человечек медленно ложится…. Необ ходимо следить за тем, чтобы ребенок во время игры не падал на пол, а опускался на него медленно и осторожно. Хорошо сопроводить «таяние» плавной мелодией и, если это нужно, при первых пробах разрешить ребенку опираться на руки, опускаясь на пол.

Оставить комментарий: