a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Автор: Калинович Ирина Витальевна Опубликовано: 2020-10-12 18:42:39

 

Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста

В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного процесса является одной из важных обязанностей воспитателяИндивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста позволяет выстроить учебно-воспитательный комплекс таким образом, чтобы гарантировать учет возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников, т. е. реализовать один из главных принципов ФГОС. При этом педагогические сеансы, проводимые с воспитанниками разных возрастных групп один на один, должны проектироваться с учетом программного содержания, психофизиологических особенностей детей, и в то же время обеспечивать решение личностных образовательных затруднений.

Несмотря на то, что дети старшего дошкольного возраста проявляют высокий уровень самостоятельности, организацию индивидуальной образовательной работы следует вести по тому же принципу, что и в других группах — с воспитанниками, которые часто отсутствуют в ДОУ из-за болезни или особенностей занятости родителей, проявляют медлительность или, напротив, повышенную нервную возбудимость. Очень важно, чтобы адресная педагогическая поддержка обеспечивалась дошколятам, как дошколятам, отстающим от группы, так и тем, кто проявляет признаки одаренности, в том числе по отдельным направлениям развития — общеинтеллектуальному, физическому или в исполнительной деятельности.

Точечное учебное взаимодействие воспитателя с дошкольником первоочередно организуется для того, чтобы гарантировать усвоение ребенком знаний и навыков, соответствующих уровню группы, поэтому занятия преимущественно имеют компенсаторную направленность. Но не менее важна индивидуальная работа по областям развития в старшей и подготовительной группе, которая должна поочередно проводится со всеми детьми группы для актуализации знаний. Благодаря таким сеансам воспитатель может отследить эффективность НОД, помочь воспитанникам освоить наиболее сложные для восприятия области знаний. Принципиально важно, чтобы работа по освоению учебного материала велась не только педагогом в группе, но и продолжалась родителями, особенно в период подготовки к школе.

Для успешной реализации индивидуальныхобразовательных практик важно применять различные педагогические приемы:

1. Целевое общение дошкольника с узким специалистом (воспитателем, логопедом, дефектологом, психологом). В ходе таких занятий могут использоваться любые методы и формы работы, рекомендованные при работе со старшими дошкольниками.

2. Выполнение заданий по образцу для актуализации ранее полученных знаний, закрепления навыков и компетенций. Повторение действий по алгоритму, предложенному воспитателем, помогает ребенку уверенно преодолеть образовательные затруднения, поверить в собственные силы и повысить мотивацию к обучению.

3. Следование инструкциям, озвученным педагогом, с составе микрогруппы из двоих детей, один из которых испытывает учебные затруднения. Такие практики способствуют развитию продуктивного взаимодействия в детском коллективе, позволяют одним воспитанникам примерить на себя роль старшего, учиться доходчиво объяснять и обучать, а другим — учиться получать знания из любого источника.

Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста предусматривает применение различных педагогических приемов, включая наглядные (показ картинок, предметов, словесные (беседы, диалоги, напоминания) и практические (выполнение упражнений, повторение действий по алгоритму, экспериментирование под контролем). Чтобы обеспечить высокие показатели результативности взаимодействия, педагогам дошкольного образования важно выбирать методы индивидуального обучения, наиболее полно соответствующие дидактической проблеме, темпераменту и настроению ребенка, учебно-воспитательным реалиямСтаршие дошкольники в силу возрастных особенностей заинтересованы в проявлении самостоятельности, ведении поиска, проявлении творческого мышления, что обусловливает необходимость отхода от однотипных заданий в пользу нестандартных практик.

Планирование индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Чтобы в условиях обеспечения полноты учебно-воспитательного комплекса в детском саду грамотно выстроить систему адресной педагогической помощи, важно осуществлять поэтапное планирование индивидуальной работы группе.

При разработке последовательности мини-занятий, которые прописываются в рабочих планах,следует помнить о следующих правилах:

1. Индивидуальные образовательные практики можно организовывать для одно-трех детей, которые столкнулись с аналогичными образовательными затруднениями.

2. Допускается оказание адресной педагогической помощи во время свободной деятельности воспитанников: игры, прогулок.

3. Во время НОД по развитию речи, ФЭМП можно организовать индивидуализацию обучения посредством раздаточного материала. Для этого необходимо заблаговременно подготовить карточки с заданиями разного уровня, которые выдаются детям с учетом их уровня развития. В подготовительной группе можно оставить право выбора сложности карточки за ребенком.

4. В первой половине дня рекомендуется проводить занятия по познавательному развитию, развитию речи. ФЭМП, а после обеда — по музыке, рисованию, конструированию.

5. Режимные моменты можно использовать для организации индивидуальной работы по закреплению культурно-гигиенических навыков — умыванию, одеванию, правильному мытью рук, уборке посуды.

При составлении плана индивидуальной работы стоит учитывать возможность привлечения к данному виду педагогической деятельности других специалистов ДОУ — логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Конечно, с учетом общего количества воспитанников время их время ограничено, но как минимум специалисты могут оказать посильную адресную помощь дошколятам с ОВЗ или сильным отставанием в развитии. Как распределить нагрузку специалистов по индивидуальным занятиям, руководство детского сада решает самостоятельно с учетом кадровой обеспеченности и направленности учебно-воспитательного процесса, но при этом обязательно соблюдается порядок очередности и обеспечивается максимальная разгрузка воспитателей группы.

Непосредственно разработка графика индивидуальных занятий со старшими дошкольниками проводится в рамках перспективного планирования в начале учебного года. В преддверии педагог обязан проанализировать контингент своей группы и проработать список затруднений, с которыми сталкиваются дети. Планирование индивидуальной работы в группе еженедельно корректируется с учетом образовательных реалий. Такой подход позволяет обеспечить не только последовательную отработку знаний и навыков, но и оказание адресной компенсаторной поддержки именно тем детям, которым она нужна больше всего.

Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Несмотря на то, что индивидуализация обучения является традиционной педагогической практикой в отечественном образовательном пространстве, многие педагоги дошкольного образования испытывают серьезные затруднения по данному направлению деятельности. Из года в год успешно реализовать индивидуальный план работы детьми старшего дошкольного возраста становится все сложнее не только из-за роста профессиональной нагрузки, но и специфики детского контингента с низкими показателями внимательности и учебной мотивации. Вопрос поиска личностного подхода к каждому воспитаннику в детских садах стоит очень остро, и именно грамотная организация адресной помощи помогает педагогу сохранить взаимосвязь с каждым из воспитанников и обеспечить уверенное овладение детьми программным минимумом.

В отсутствие детской заинтересованности проведение индивидуального практикума не имеет смысла. Чтобы привлечь внимание воспитанника, стоит создать внешние стимулы или обратиться к актуализации, переосмыслению собственного опыта ребенка. Так, при работе со старшими дошкольниками можно использовать:

1. Элемент конкурса или соревнований. Постановка цели может быть любой — как победа над самим собой, так и получение призового места в групповой турнирной доске. Главное, чтобы по окончанию отчетного периода усилия всех участников были отмечены по достоинству.

2. Сюрпризные моменты — например, появление неожиданного предмета или героя.

3. Сказочные мотивы (ведение диалога с любимым персонажем в рамках коррекционного занятия по развитию речи).

4. Примеры из реальной жизни. Так, в ходе закрепления знаний по ФЭМП можно попросить ребенка поискать очертания простых геометрических фигур в групповом пространстве.

5. Ведение дневника достижений, который помогает сохранить высокую мотивацию во время курса занятий. По окончанию каждого учебного сеанса в дневник вклеиваются наклейки, образующие единый рисунок.

Упростить процесс организации индивидуальной работы поможет картотека с целями и примерами разнообразных заданий.

Такая методическая копилка незаменима в ситуациях высокой загруженности, когда у воспитателя нет возможность прорабатывать ход сеанса под каждого ребенка. Для удобства карточки стоит сгруппировать по направлениям развития детей или педагогическим приемам. Наиболее популярные группы заданий, которые можно заготовить в свободное время, — по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, отработке сложно произносимых звуков, укреплении отдельных групп мышц, отработке навыков конструирования, рисования, лепки, исполнительского искусства.

Независимо от тематики, длительность индивидуального занятия в подготовительной группе не должна превышать 20 минут, а в завершение сеанса общения стоит обязательно поинтересоваться у ребенка, что нового и интересного он узнал на занятии и, конечно же, похвалить за усилия.

Документы для скачивания