a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в группе "Клубничка" на 2016-2019 учебный год

Автор: курменёва наталья степановна Опубликовано: 2020-10-12 23:24:59

Документы для скачивания

- 1080135- 72009000 Обоснование необходимости создания программы На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на его жизненном пути У беречь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. В исследаваниях( О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского, Л. И. Греховой, Т. В. Земцовой, Л. М Клариной, Н. Г. Комратовой, Н. Н. Никандрова, В. М. Федяевской, Э. Я. Степатенковой, М. Ф. Филенко и др. ) была признана очень важной проблема охраны жизни и здоровья детей и находила практическое выражение в программных документах и методической литературе дошкольного воспитания. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует навыки и умения, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье. Возникла необходимость в разработке системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения детей дошкольного возраста, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса( родителей, педагогов и детей) с учетом принципов региональности и преемственности содержания по возрастным группам. В основу программы положены принципы: Развивающий принцип: суть его заключается в том, что в образовательной деятельности не только приобретаются знания, но и развиваются все познавательные процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, то есть развивается личность ребенка в целом. Воспитывающий принцип: отражает необходимость благоприятных условий воспитания ребенка, его отношении к жизни, к знаниям, к самому себе. Принцип научности и доступности: он реализуется в содержании «от простого — к сложному». Детям даются достоверные знания по ОБЖ. Принцип системности и последовательности: педагог распределяет материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим. Принцип осознанности и активности направлен на повышение активности педагога и каждого ребенка. Принцип интеграции: данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как часть комплексной программы. Ее содержание вплетается в содержание основной комплексной программы по изобразительной деятельности, окружающему миру, экологическому и физическому развитию, а также в свободной деятельности. Принцип преемственности: изучение программы продолжается в школе. Основные задачи: формирование представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Активизация родителей в реализации программы. В средней группе мы решаем следующие задачи: Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду. Знакомить с правилами игр с песком: не ломать постройки, сделанные другими детьми; не кидаться песком т. д. Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем. Напоминать детям о том, что кататься на велосипеде можно только под присмотром взрослых, не мешая окружающим. Учить правильно пользоваться ножницами( в присутствии взрослых) . Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку. Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте. О правилах пожарной безопасности. Дать понятие детям о том, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар. Развивать умение выполнять элементарные правила поведения во время пожара. О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора( на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются) . Продолжать знакомить с элементами дороги( разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта) . Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра». Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь»( едет по вызову к больным людям) , пожарная машина( едет тушить пожар) , «Милиция»( едет на помощь людям, попавшим в беду) , машина МЧС. Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте( в общественном транспорте можно ездить только с взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрос лых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т. д. ) . Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке. Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно( не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не кричать) . Формирование предпосылок экологического сознания Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных. Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их — они могут оказаться ядовитыми. Формировать привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой. В старшей группе мы решаем следующие задачи: Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду. Формировать умения соблюдать правила участия в играх с природным материалом: не ломать постройки, сделанные другими детьми; не кидаться шишками, песком и другими твердыми материалами. Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01»( при пожаре) , «02»( вызов милиции) , «03»( «Скорая помощь») . Закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми 9 не разговаривать с незнакомцами, небрать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю) . Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию и имя родителей, домашний адрес и телефон. О правилах пожарной безопасности. Расширять представления о причинах возникновения пожаров. Добиваться выполнения элементарных правил соблюдения пожарной безопасности. О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания детей о светофоре, который регулирует движение на дороге Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь»( едет по вызову к больным людям) , пожарная машина( едет тушить пожар) , «Полиция»( едет на помощь людям, попавшим в беду) , машина МЧС. Познакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях. Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный переход», «Пункт медицинской помощи» Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно( не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не кричать) . Формирование предпосылок экологического сознания Продолжать формировать элементарные представления о правилах поведения во время различных природных явлениях, о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных. Дать представления о том, что в природе все взаимосвязано( например. Одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т. д. ) . Развивать умение классифицировать растения, грибы и ягоды на съедобные и ядовитые. Задачи подготовительной группы Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01»( при пожаре) , «02»( вызов милиции) , «03»( «Скорая помощь») . Закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми. О правилах пожарной безопасности. Уточнять представления о причинах появления пожара. Закреплять сознательное соблюдение элементарных правил пожарной безопасности. О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, о дорожных знаках. Закреплять знания детей о специальном транспорте. Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте. Напоминать, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим. Формирование предпосылок экологического сознания Продолжать формировать правила поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встречи с животными и насекомыми. Различать и называть съедобные и ядовитые грибы, ягоды и растения. Закреплять представление о том, что следует одеваться по погоде. Методы, средства и формы. Содержание данной программы может быть реализовано через наглядные и словесные методы. Наглядные: демонстрации объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание. Словесные: рассказывание, беседа, объяснение, пояснение, словесные дидактические игры. Метод сравнения помогает дошкольникам выполнять задания на группировку и классификацию. Во время группировки и классификации у детей формируется умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Метод моделирования ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, учит ребенка находить выход в экстренной ситуации. Развивает творческий потенциал ребенка. Метод повторения способствует самостоятельному формулированию выводов, обобщению изученного материала, повышает познавательную активность. Игровой метод используется в содержании программы наиболее чаще, чем другие методы, так как игра является ведущей деятельностью для детей в дошкольном возрасте. Средства, используемые в программе, можно разделить на три группы: Первая группа средств обеспечивает деятельность педагога и характеризуется тем, что взрослый ведет обучение в основном с помощью слова. Вторая группа — информационно- коммуникативные технологии. Третья группа- обучающее воздействие передается дидактическому материалу и дидактической игре. В программе сочетаются различные формы: Коллективная форма обучения- где взаимная помощь и взаимное обучение. Дифференцированная форма обучения: по способностям и не способностям; по интересам; по объему материала и степени его сложности; по степени самостоятельности и темпу продвижения в обеспечении. Индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности. Предполагаемый результат программы: соблюдение дошкольниками осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; стабильность показателей по правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; активизация интереса дошкольников к деятельности по основам безопасности жизнедеятельности; а ктивное участие родителей. Критерии результативности. Эффективность программы оценивается по результатам диагностики. п оказатели Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Знание о безопасной деятельности в природе Ребенок имеет элементарные представления о правилах поведения на природе, при встрече с животными и насекомыми Ребенок имеет представления о природных явлениях и правилах поведения в природе; знает съедобные и ядовитые растения, грибы и ягоды. Имеет представление о правилах поведения во время различных природных явлениях в лесу, на водоеме; при встрече с животными и насекомыми; классифицирует растения, грибы и ягоды на съедобные и ядовитые. Имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встречи с животными и насекомыми. Различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды и растения. Знание правил безопасного поведения Ребенок знает, то пешеходы должны ходить по тротуару, машины ездить по дороге; действует в игре в соответствии сигналами светофора. Ребенок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. Знает что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар. Ребенок знает назначение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеет ориентироваться в дорожных знаках. Имеет представления о причинах появления пожара. Знает назначение дорожных знаков «Место стоянки», «Въезд запрещен», Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Двухстороннее движение», умеет ориентироваться в дорожных знаках. Умение принимать решение Ребенок имеет элементарные представления о безопасном поведении( с незнакомыми людьми, при пожаре) У ребенка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. Ребенок выбирает правильное решение Ребенок осознанно может видеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать. К оммуникативность Ребенок проявляет интерес к деятельности взрослого, подражает ему, ориентируется на требование взрослого Ребенок имеет представления о том, как надо( не надо) себя вести, вступает во взаимодействие с взрослыми. Умеет выбрать правильную линию поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм. У ребенка присутствуют саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и привил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым.

Оставить комментарий: