a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа по развитию художественно-творческих способностей с детьми старшего дошкольного возраста группа "Клубничка" на 2017-2019 учебный год

Автор: курменёва наталья степановна Опубликовано: 2020-10-12 23:29:27

Документы для скачивания

- 1080135- 72009000 Пояснительная записка Задача  развития  творческого  потенциала  в дошкольном  детстве  актуальна   для  настоящего  времени. Это  обусловлено,  прежде  всего, социально – экономической жизнью общества – потребностью    в людях   активных, знающих  и  умеющих   решать  различные  жизненные  ситуации, предвидеть,  предполагать,  прогнозировать.  Такие проблемы способны решать только творчески  одаренные люди.         Поэтому в  Концепции   модернизации  Российского  образования до 2020 года,   главной  задачей  российской  образовательной  политики  является  обеспечение  современного  качества  образования  на  основе  сохранения  его  фундаментальности  и  соответствия  актуальным  и  перспективным  потребностям  личности,  общества  и  государства.  В  целях  создания  необходимых  условий  достижения  нового,  современного  качества  общего  образования  планируется:    - обеспечить  государственную  поддержку    для  одаренных  детей.        В основе  современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию   педагогического процесса, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности.  Этот процесс начинается в дошкольном детстве, когда ребенок через общение со взрослыми и сверстниками, в широком контакте с окружающим миром, искусством, художественным творчеством осваивает социальный опыт.     В  концепции  дошкольного  воспитания   говорится  о  том,  что  при  становлении  базиса  личностной  культуры  рождаются  и  развиваются  такие  главные  образующие компоненты личности,  как   воображение  и  основанное  на  нем   творчество,  произвол ьность  в  виде  способности  к самостоятельным  поступкам,  потребность  ребенка  активно  действовать  в  мире.         Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка.     Творчество  детей  дошкольного  возраста  хотя  и  выступает  еще  в  неразвитой  форме,  однако  содержит  в  себе  важные  качества,  которые  создают  возможность, самостоятельно  выходить  детям  за  пределы  знаний  и  умений,  полученных  от  взрослых,  создавать  новый  продукт – оригинальный  рисунок,  новую  сказку  и  т. д. Художественное творчество детей дошкольного возраста  –  это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективного нового продукта( рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка) ; дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по- новому характеризующим создаваемый образ; применение усвоенных способов изображения  или средств выразительности в новой ситуации.  Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи. Задачи: Осуществление эстетического развития  дошкольников средствами изобразительного искусства; Содействие  развитию инициативы, выдумки и творчества детей  в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности; Обеспечение развития творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы, техники; Развитие воображения детей, поддержка проявления их фантазии, смелости в изложении собственных  замыслов; Совершенствовать и активизировать те знания и умения, которыми дети овладевают на занятиях  по изобразительной деятельности; Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком  своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности. в ыявлять и развивать художественные способности. Основными чертами  творческой деятельности ялвляется: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета( объекта) ; видение проблемы в стандартной ситуации; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. В  творческой  деятельности  ребенка    выделяются три  основных  этапа,  каждый  из  которых  требует  специфических  методов  и  приемов  руководства  со  стороны  взрослого.    1этап – возникновение,  развитие,  осознание  и  оформление  замысла.  Тема  предстоящего  изображения  может  быть  определена  самим  ребенком  или  предложена  самим  воспитателем  ( конкретное  же  решение  принимают  сами  малыши) .  Чем  старше  дети  и  чем  богаче  их  опыт  в  изобразительной  деятельности,  тем  более  устойчивый  характер  приобретает  замысел. 2 этап – процесс  создания  детьми  изображения.  Даже  если  тему  называет  взрослый,  это  не  лишает  ребенка  возможности  творить,  а  только  помогает  направить  его  воображение.  Значительно  больше  возможности  появляется,  когда  рисунок  создается  по  замыслу  ребенка.  Педагог  лишь  задает  направление  выбора  темы,  содержание  будущего  «шедевра». 3 этап – анализ  результатов – связан  с  двумя  предыдущими,  является  их  логическим  продолжением  и  завершением.  Просмотр   и  анализ  детских  работ  должен  осуществляться  при   их  максимальной  активности,  что  позволяет  полнее  осмыслить  результат  деятельности.  По  окончании  занятия  все  рисунки,  поделки  выставляются  на  специальном  стенде.   Нужно  учить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.  Понимать художественную технику  в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов( бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши  и пр. ) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Овладение нетрадиционными для дошкольников   художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально- положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. т ворческих способностей. Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных   художественных техниках проходит успешно при следующих условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению; использование различных форм занятий( комплексные занятия, основанные на интеграции различных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение) ; использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно- пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.               Этапы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  средствами нетрадиционных техник рисования: На первом  этапе- з накомим детей с простейшими техниками рисования, раскрытие возможностей данных техник в сравнении с традиционным. При этом  используется предметное рисование, несложные сюжеты; организуются  игры,   тренинговые упражнения   на раскрепощение движения руки, придающие ребенку уверенность в решении творческих задач. Детям предлагается  рисование по заданным темам с использованием нетрадиционных техник рисования; в предметно – развивающей среде создаются условия  для самостоятельного экспериментирования с материалом. На втором  этапе организуется  обучение использованию  на  занятиях  в сочетании  одной  нетрадиционной  и  традиционной техники  рисования,  с  усложнением  сюжетной  линии. Проводятся дидактические игры  и упражнения на развитие изобразительных умений и навыков. Также организуется  обучение   сюжетному   одноплановому рисованию с использованием изученных нетрадиционных техник; оформляются  коллективные работы   в сочетании    нетрадиционных  и  традиционных техник  рисования. На данном этапе детям предлагается рисование по замыслу с использованием нетрадиционных техник рисования или по предложению педагога. На третьем  этапе детей обучаем  правильному  и  рациональному  использованию  нескольких  нетрадиционных  техник  в  сочетании с традиционными; проводятся  дидактические  игры и упражнения  на развитие умений многоплановому композиционному построению; организуется обучение  детей  сюжетному  многоплановому  рисованию. В самостоятельной деятельности  детей создаются условия  для дорисовки  ранее выполненных работ. При  организации занятий по обучению детей рисованию          учитываются  следующие  структурные  моменты  построения  занятия: - - Организационный-   преследует  цель  создания  условий,  обеспечивающих  эмоциональный  настрой  ребенка  на  содержание  занятия.  Удивление  в  процессе  общения  педагога  с  детьми  может  стать  фактором,  организующим  и  стимулирующим  детское  внимание  и  деятельность.  Появление  педагога  в  необычном  костюме,  головном  уборе  или  гриме,  со  странным  на  вид  предметом  в  руке  или  куклой  обеспечит  заинтересованно сть  детей  проблемой  занятия. - - Проблемно- мотивационный   аспект призван  стимулировать  активность  ребенка  за  счет органичного  включения  проблемной  ситуации  в  ход  занятия.  В  результате  она  оказывается  особым  педагогическим  механизмом,  который  ставит  ребенка  в  новые  для  него  условия,  требует  от  него  максимальной  мобилизации  зн аний,  умений  волевых  усилий,  направленных  н а решение проблемной задачи. Деятельностная   основа  занятия  во  многом  обеспечивает  его  развивающий  эффект,  создает условия для изобразительного  творчества,  анализа  художественных  образов  созданных  детьми.  При  этом  «акт  творчества»  отличается  от  других  форм  обучения  тем,  что  в  это  время  ребенок  не  накапливает  знания,  а  отдает  их  ( Л. С. Выготский) ,  обретая  уникальный  опыт  творческой  самореализации. Педагогическое  обследование  индивидуальных  особенностей  детей    старшего  дошкольного  возраста по  изобразительной  деятельности. Определить  уровень   сформированности  изобразительных навыков  у  детей. Проследить  динамику  достижений  каждого  ребенка  и  наметить  перспективу  коррекционной  работы. Методы  обследования:   анализ  продуктов  детской  деятельности,  наблюдение  в  процессе  рисования  детей. Показатели: Проявление  интереса  к  изобразительной  деятельности. Умение  рисовать  по  замыслу. Уровень  воображения  и  фантазии. Технические  навыки: - выбор   изо. м атериала,  - смешивание  красок,  - умение  наносить  штрихи  в  разных  направлениях, - использование  разных  приемов  рисования  кистью,  - качество  движения  руки Средства  выразительности- форма,  - цвет,  - композиция, - декор Критерии: 1 балл – не  проявляет  самостоятельный  интерес  к   изо. д еятельности,  замыслы  отсутствуют,   воображения  находится  на  недостаточном  уровне. Неправильный  захват  кисти,  карандаша,  движения  хаотичные,  при  штриховке  сильно  выходит  за  контуры  предмета.  Затрудняется  самостоятельно  выбирать  изобразительные  материалы,  не  использует  смешивание  красок,  рисует  всем  ворсом  кисти. Формы  не  прорисовывает,  преимущественно  использует  один – два цвета,  не  умеет  декорировать  изображение,  не  прослеживается  композиционная  выразительность. 2 балла – интерес  к  изобразительной  деятельности  проявляет  только  после  мотивировки  со  стороны  взрослого.  Изображает  со  значительной  помощью  взрослого.  Начинает  воображать  по  наводящим  вопросам  воспитателя.  Изображение  узнаваемое,  но  есть  искажения  в  форме,  строении. Движение  руки  правильное,  но  робкое,  может  быть  прерывистым.  Выбирает  материал с  незначительной  помощью  взрослого.  Смешивание  красок  использует  по  напоминанию  взрослого.  Штриховать  пытается  аккуратно,  но  не  смело. Приемы  рисования  кистью  использует  по  подсказке  взрослого.  В  рисунке использует  ограниченное  количество  цветов( 3- 4) .  Иногда  в  рисунке  использует  декорирование. 3 балла – изображение грамотное( форма,  строение) . При  рисовании  самостоятельно  выбирает  изо. м атериалы. Самостоятельно  передает  характерные  формы  предмета,  использует  разнообразные  цвета  в  рисунке,  самостоятельно  использует  прием  смешивания  красок,  прием  декорирования.  Правильно  располагает  предметы  на  рисунке.  Уровень  воображения  находиться  на  достаточном  уровне.  Правильно  держит  кисть,  карандаш,  движения  смелые,  свободные.   Проявляет  самостоятельный  интерес  к  изобразительной  деятельности. Перспективный план работы с детьми 5- 7 лет № Тема Техника Программное содержание Инструменты и материалы 1 «Осеннее дерево» Кляксография обыкновенная Закреплять умение детей рисовать крону дерева с помощью разноцветных клякс. Учить подбирать оттенки соответствующие цвету осени. Плотные листы бумаги. Краски теплых оттенков. Кисти беличьи. 2 «Мы гуляем» Рисование пальчиками. Учить детей с помощью пальцев создавать знакомые образы людей и животных. Придавать образам законченный вид с помощью дорисовки фломастером. Пальчиковые краски, бумага А5, образцы. 3 « Бабочка которую я видел летом» Рисование- монотипия, - печать листьями Совершенствовать умение детей в различных изо. т ехниках, развивать пространственное мышление, знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки  в рисунке. Силуэты предметов из плотной белой бумаги симметричные и не симметричные. Гуашь, кисть, простой карандаш, иллюстрации бабочек, сухие листья разных деревьев. 4 «Паук в паутине» Аппликация- обрывание бумаги, - рисование по мокрой бумаги. Учить технике обрывание бумаги, закрепить представление о свойствах бумаги, закреплять умение рисовать по мокрому слою бумаги. Черный картон, черная бумага, черный фломастер, иллюстрации с изображение пауков, акварельные краски, кисти. 5 «Дерево» Объемная аппликация Научить детей создавать объемную аппликацию. Точно по контуру вырезать детали, соблюдая правила вырезания. Складывать полоски бумаги «гармошкой». Листы бумаги цветов осени, картон, ножницы, простые карандаши. Узкие полоски бумаги. 6 «Дары осени» Рисование- набрызг по трафарету Познакомить детей с названием эскиз, набросок. Учить правильно его создавать. Располагая элементы в центре композиции. Подбирать краски на основе контраста. Бумага по размеру будущего витража, простой карандаш, приспособление для набрызга, трафареты овощей или фруктов. 7 «Мои фантазии» Кляксография с ниткой. Познакомить детей с техникой « Кляксография с ниткой». Учить видеть в незнакомых формах, знакомые предметы, дополнять их деталями, делать фон для работы. Листы бумаги, нитки, емкости для красок, фломастеры для прорисовки деталей. 8 «Ковер из осенних листьев» Торцевание( коллективная работа) Познакомить детей с техникой торцевание. Учить накручивать гофрированные квадратики бумаги на карандаш и плотно прижимать их по контуру композиции заполняя все свободное пространство. Картон для основы, карандаш для накручивания бумаги, гофрированная бумага разных цветов. Клей. 9 «Яблоки на снегу» Айрис фолдинг Учить детей симметричному вырезанию, закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги вдоль посередине. При складывании узора органично сочетать бумагу одного цвета разных оттенков. Картон плотная бумага, цветная бумага, клей, образцы работ. 10 « Первый снег» Рисование- монотипия, - рисование пальчиками, - кляксография с трубочкой Учить рисовать дерево без листьев в технике кляксография с трубочкой. Закрепить умение рисовать снег с помощью пальчиков. Развивать чувство композиции. Лист формата А 4, темно- голубого, темно- серого, фиолетового цвета, чёрная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки эскизы и иллюстрации. 11 «Натюрморт осенний» Лепка из соленого теста или холодного фарфора Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Учить передавать особенности того или иного овоща или фрукта. Соленого теста разных цветов и оттенков. Картон, стеки, фурнитура. 12 «Ветка рябины» Рисование с натуры- Оттиск листьями, - Рисование пальчиками Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности, закреплять умение рисовать пальчиками, приём примакивания для листьев. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Лист А 4, ветка рябины, гуашь в мисочках, кисти, сухие листья. 13 «Зимний лес» Обрывная аппликация Познакомить детей с техникой. Учить детей делать простейшие детали в этой технике. Составлять композицию из деталей на всем листе бумаги. Лист картона синего, голубого, фиолетового цвета. Клей, палочки для техники пергамано. Иллюстрации зимнего лес. 14 «Красивый горшочек для кактуса» Декоративно- прикладное творчество Учить детей изготавливать красивый горшочек для кактуса. Развивать фантазию, творческих способности, используя в работе разнообразную фурнитуру. Стаканчики из под йогурта. Гофрированная бумага, клей, ножницы, фурнитура. 15 «Кактус расцвел» Торцевание на пластилине Познакомить детей с техникой торцевания на пластилине. Закреплять умение накручивать гофрированные квадратики бумаги на карандаш и плотно прижимать их по контуру композиции заполняя все свободное пространство. Гофрированная бумага, клей, ножницы, фурнитура. Ячейки от таблеток бусинки черного цвета, картон. 16 «Загадочные животные»( Коллективная работа) Рисование Кляксография Закреплять умение детей рисовать с помощью техники кляксография. Учить распознавать в кляксах знакомые образы и оформлять их. 17 «Мой друг» Рисование- цветной граттаж, - восковые мелки+ акварель, - акварельные мелки. Развивать художественное восприятие образа человека. Совершенствовать умение детей подбирать и использовать изобразительные техники, соответствующие выразительному образу. Развивать чувство композиций. Восковые мелки, акварель, гуашь, гуашь телесного цвета с мылом, свеча, палочки для поцарапывания, акварельные мелки. 18 «Оберег» Декоративно- прикладное творчество. Познакомить детей с понятием «Оберег», со значением деталей использующихся для его изготовления. Изготовление необходимых деталей для изготовления оберега. Мешковина, стаканчики из под йогурта, необходимый материал для изготовления деталей. 19 «Морозное настроение» Рисование. Монотипия пейзажная. Учить детей с помощью цвета передавать морозное настроение. Закреплять умение работать в технике монотипия. Развивать воображение, находить в новом рисунке знакомые образы. Листы плотной бумаги А 4, кисти, краски, фломастеры для прорисовки деталей. 20 «Снеговик» Рисование По мокрому слою бумаги. Совершенствовать технику рисования по мокрому слою бумаги, учить правильно подбирать сочетания цветов для изображения фона. Развивать чувство композиции. Лист плотной белой бумаги, губка для смачивания листа. Акварельные краски, кисти. 21 «Рамка для фотографии» Лепка из соленого теста. Воспитывать желание детей делать приятные подарки близким и родным своими руками. Продолжать развивать дизайнерские способности, умение подбирать необходимые детали для декорирования. Картон для основания, соленое тесто разных цветов. Краски, кисти, мисочки с водой, стеки, эскизы, рисунки. 22- 23 «Подснежники для моей мамы». Обратная аппликация. Познакомить детей с техникой обратная аппликация из пластилина. Учить последовательно, в обратном порядке, наклеивать пластилин на прозрачную основу. Воспитывать аккуратность в работе. Крышки от сметаны прозрачные, схемы для налепа, пластилин. 24 «Тарелочки для папы» Декупаж Познакомить детей с техникой декупажа. Совершенствовать умения и навыки в свободной работе с материалом. Воспитывать эстетический вкус, умение творчески подходить к своей работе. Пластиковые тарелочки среднего размера, бумажные салфетки с рисунком, клей ПВА, жесткие кисти. 25 «Весенняя картина» Пуантилизм Познакомить детей с техникой пуантилизм. Подбирать краски для придания выразительного образа. Побуждать детей к экспериментированию с красками. Листы плотной бумаги. Краски любые, ватные палочки, простые карандаши. 26- 27 «Весна пришла» Квиллинг Познакомить детей с техникой квиллинг, научить изготавливать некоторые разновидности деталей, правильно соединять их в одну композицию. Цветные полоски бумаги шириной 5 мм. Деревянные шпажки для закручивания полосок. Клей, ножницы. 28 «Корзина с цветами». Узелковый батик. Познакомить детей с техникой узелковый батик. Учить подбирать гармоничное сочетание цветов. Воспитывать аккуратность в работе. Краски для ткани, ткань хлопок, нитки, клеенка, фартуки. 29- 30 «Инопланетяне в космосе» Рисование: - рисование по мокрому слою бумаги, - набрызг по трафарету, - использование печатей. Закреплять с детьми технику рисования по мокрому слою бумаги, умение пользоваться приспособлениями для набрызга, печатями. Рационально заполнять весь лист бумаги. Использовать цвета передающие космическое настроение. Плотный белый лист бумаги, акварельные краски, кисти, печати. 31- 32 «Весеннее настроение» Рисование «Монотипия предметная». Закреплять умение детей рисовать в технике «Монотипия предметная». Подбирать подходящие оттенки цветов, для передачи весеннего настроения. С помощью прорисовывания деталей учить детей доводить свою работу до завершенного образа. Плотные листы бумаги А5, кисти, гуашь, фломастеры или цветные карандаши. Список  литературы: Программы  эстетического воспитания «Красота, радость, творчество»( авторский коллектив под руководством  Т. С. Комаровой, М. Б. Зацепной) , М. : 2002г. Григорьева  Г. Г.  Развитие  дошкольника  в  изобразительной  деятельности. – М. : 1999. Григорьева  Г. Г.  Игровые  приемы  в  обучении  дошкольников  изобразительной   деятельности. – М. : Просвещение, 1995. Комарова  Т. С.  Детское  художественное  творчество. – М. : 1995. Дубровская  Н. В.  Рисунки,  спрятанные  в  пальчиках. – СПб. : 2004. Дубровская  Н. В.  Игры  с  цветом. – СПб. : 2005. Дубровская  Н. В.  Рисунки  из  ладошки. – СПб. :   2004. Дрязгина М. Г.  Каждый  ребенок  художник. – М. : 2003. Кудейко  М. , Туфкрео Р.  Коллекция  идей. – М. : 2004. Комарова Т. С. , Савенков А. И.  Коллективное  творчество  дошкольников: Учебное  пособие. – М. : 2005. Комарова Т. С.  Изобразительная  деятельность  в  детском  саду. – М. : 2006. Комарова Т. С.  «Программа  эстетического  воспитания  детей  «2 – 7 лет». Казакова  Р. Г.  Рисование  с  детьми  дошкольного  возраста: Нетрадиционные  техники, планирование, конспекты  занятий – М. : ТЦ Сфера, 2005. Дошкольное  воспитание №2, 2006.  «О  развитии  творческого  потенциала       дошкольников». Дошкольное  воспитание  №8,  2003.  «Бумажная  пластика  и  оригами». Дошкольное  воспитание  № 2,  2004.  «Рисование  нетрадиционными  способами»,  «Научите  детей  рисовать».

Оставить комментарий: