23.12.2014г. Зайцева А.В. Факторы семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
Документы для скачивания
Вопросы:
1. Портрет агрессивного ребенка.
2. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
3. «Рецепты» избавления от гнева (для родителей)
В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры. Известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Дети черпают модели поведения из трех источников. Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время игр. И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь у детей.
Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения потребности в любви и нужности другому человеку. В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей. Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «сос», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. Диагностические критерии агрессивности для детей дошкольного возраста. 1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой. 2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. 3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых. 4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках. 5. Завистливы и мнительны. 6. Часто сердятся и прибегают к дракам. О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать агрессивными.
Причинами проявления агрессивности могут быть:
• Стремление привлечь к себе внимание сверстников;
• Ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
• Защита и месть;
• Стремление быть главным;
• Стремление получить желанный предмет. Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы более подробно остановится на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.
1. Реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
2. Характер взаимоотношений между родителями и детьми в целом;
3. Уровень семейной гармонии или дисгармонии;
4. Характер отношений с родными братьями и сестрами;
5. Плохое отношение ребенка с одним или обоими родителями;
6. Или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
7. Или они ощущают безразличие к своим чувствам;
8. А также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью. Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Перечислим особенности семей агрессивных детей.
1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга. 2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких представлению что можно, а что нельзя.
4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
• Физические наказания;
• Угрозы;
• Лишение привилегий;
• Введение ограничений и отсутствие поощрений;
• Частые изоляции детей;
Сознательное лишение любви и заботы в случае проступка В минуты стресса сохраняйте спокойствие и помните: то, к чему вы стремитесь, - это более счастливая ситуация для вас самих.
1. наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
• слушайте своего ребенка – «активное слушание»;
• проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры; совместное чтение интересных книг, совместные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;
• делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
• если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;
2. следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:
- скажите себе»стоп» и посчитайте до 10;
• не прикасайтесь к ребенку;
• лучше уйти в другую комнату;
• отложите совместные дела с ребенком ( если это возможно);
• в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;
• дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;
3. если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «я – сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях: - « извини я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим.»;
- « я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста поиграй в соседней комнате»;
• « извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе». 4. в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
• примите теплую ванну или душ;
• выпейте чаю;
• послушайте любимую музыку;
• просто расслабьтесь лежа на диване;
• используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка. 5. старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:
- не позволяйте выводить себя из равновесия.
Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого – управляйте собой.
• скажите себе «стоп» и посчитайте до 10.
• Напрягайте и расслабляйте кисти рук;
• Дышите медленнее и глубже;
• Переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время. Положительный пример поведения взрослого это и есть коррекция агрессивности. - говорите ребенку больше добрых и красивых слов;
• хвалите ребенка;
• при необходимости попросите у ребенка прощение;
• советуйтесь с ребенком, пусть он почувствует, что вы нуждаетесь в его совете, в нем самом;
• делитесь своими радостями и проблемами.
Самое главное - любите его за то, что он есть у вас, а не за какое либо поведение или поступок. Ведь так как родитель его никто и никогда любить не будет. Пусть ребенок почувствует свою важную роль в вашей жизни, одарит вас взаимной любовью и украсит вашу жизнь счастливыми моментами.
Литература: 1. Смирнов Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. -Ростов-на Дону.: Феникс, 2004.
2. Смирнова Е.О. Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии.-2002. N 1.
3. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий