a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

сенсорика в музыке

Автор: Маренникова Елена Геннадьевна Опубликовано: 2020-10-16 15:00:34

Документы для скачивания

«С енсорное развитие детей дошкольного возраста средствами музыки » Все от природы музыкальны и п онимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально- сенсорных способностей. Их развитие- одна из главных задач музыкального воспитания детей.   В зарубежной и отечественной литературе сенсорные музыкальные способности понимаются как качество различения основных свойств музыкальных звуков. Задачи музыкально – сенсорного развития детей дошкольного возраста: Развивать умение детей эмоционально откликаться на музыку разного характера; Развивать динамический, звуковысотный, тембровый слух; Развивать музыкально – ритмическое чувство; Развивать ладовое чувство. Развитие музыкально – сенсорных способностей детей дошкольного возраста осуществляется во всех видах музыкальной деятельности( восприятие, музыкально – ритмические движения, пение и песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – игровое творчество, музыкально – дидактические игры) . Большую роль при этом играют музыкально – дидактические игры и пособия. А также разнообразие методов и приемов, применяемых музыкальным руководителем. Восприят ие музык и – универсальный вид деятельности. Б ез восприятия невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой- драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, слова, обращаемся к музыкально- дидактическим играм. Применение музыкально- дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Детям нравится игра «Чудесный мешочек», где игрушки могут разговаривать, двигаться с малышами, что способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Благодаря играм «В лесу», «Найди нужную иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка» дети закрепляют пройденный материал, знания о различных музыкальных инструментах, приобщаются к умению различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части.  Организа ция работы по восприятию музыки, организованной по форме: « Музыкально- поэтическая гостиная» эффективна не только в плане развития музыкальности детей и их художественной культуры в целом, но и в плане их общего психологического развития: мышления, речи.  В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.  К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок»( дети собирают определенного цвета) . Или при про слушании «Колыбельной музыки»-  игрушка, пришедшая на занятие,  начинает весело плясать и маршировать и, наоборот,  во время веселой – спать.   Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры- драматизации, музыкальные игры. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно- действенным, наглядно- образным и логическим.   Наглядно- действенное- это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий,  с предметами и игрушками. Образное мышление- когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно- следственные связи, делать умозаключения. Музыкальное лото «Солнышко и тучка»  - развивает представления о характере музыки. Муз. д идактическая игра «Ритмическое эхо» Задачи: Развитие чувства ритма, творческого потенциала детей( придумать, повторить несложный ритмический рисунок) , развитие ритмического слуха и координации движений. Муз. д идактическая игра «Волшебная музыка» Задачи: Учить определять музыкальные жанры, развивать музыкальную память, воображение. Закреплять в игровой форме знания музыкальной терминологии. Муз. д идактическая игра «Волшебный оркестр» Задачи: Расширение кругозора, знакомство с инструментами симфонического оркестра. Умение определять их по слуху в музыкальных произведениях. Классифицировать их, как струнные, духовые, клавишные, ударные. Муз. д идактическая игра «Что звучит? » Задачи: Развитие тембрового слуха, формирование устойчивого интереса к музыкально- образовательной деятельности.  С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игр ы- придумки, игры – фантазирования. ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ            Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда. Близки друг другу ТЕМБР-  в музыке и КОЛОРИТ-  в живописи, МЕЛОДИЯ  в музыке и РИСУНОК в живописи. Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразитель ным средством и музыки, и изобразительного искусства      КОЛОРИ Т- одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, ТЕМБР в музыке – главн ый фактор ее изобразительности, т. е КОЛОРИТ является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а ТЕМБР- наиболее «живописным «элементом музыки.        Еще Аристотель писал, что краски в живопис и подобны музыкальным созвучиям. В более поздние эпохи взаимосвязь музыки и цвета отмечали Р. Вагнер, А Белый, М. Чюрленис.         Примеры сопоставления колорита( цвета) в живописи колорита( тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр. Голубой цвет ассоциир овался у него с тембром флейты, красны й- трубы, синий- виолончели.        Выдающиеся русские композиторы Н. Р- К и А. Ск рябин обладали так называемым « цветным слухом». Цвето- звуковые ощущения характ ерны не только для композиторов, художников. Они могут возникать у любого взрослого человека и у ребенка.       Диагностические обследования детей младшег о дошкольного возраста показали, что цвет о- слуховые ассоциации возник ают у детей на пятом году жизни, а для детей четвертого года жизни они не характерны. Дети пятого года жизни легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и темными красками.    Занятия, на которых слушание музыки сочеталось с рисованием, строилось, как правило, следующим образом: детям предлагалась для прослушивания музыкальная пьеса, которую они слушали, анализировали на предыду щих занятиях. Музыку вспоминали, делились впечатлениями, а затем» рисовали» ее. Иногда д ети воплощали в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествовала, беседа о музыке и ее анализ Музыка звучала и в самом процес се рисования, как необходимая « подпитка» Здесь она ни в коем слу чае не является просто» фоном» она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывать ассоциации дети воплощали в рисунках не только настроение музыки. но и особенности мелодики, ритма, процесс развития музыкального образа        Большое внимание при прослушивании му зыки уделяю анализу мелодии. Это обусловлено  тем  что, с одной стороны, МЕЛОДИЯ- основное выразительное средство, « душа музыки. », а с другой- мелодическая линия близка линии в живописи, и мы предполагаем, что наиболее яркие особенности мелодики прослушанных произведений найду т отражение в рисунках         В рисунках детей находит отражение и РИТМ. В отличие от мелодии, анализу которой на занятиях уделяется много внимания ритмические особенно сти прослушиваемых произведений, как правило, не анализируются. Дети передают ритм посредством собственного тела при воплощении музыки в творческом музыкальном движении, а затем он начинает « звучать» и в их рисунках         ТЕМБ Р музыки – наиболее «живописный » компонент, также воплотился в рисунках детей. При этом чем более богатой была тембровая пали тра музыкального произведения, тем боле яркими и насыщенными по колориту становили сь рисунки. Еще одним из видов музыкальной деятельности детей являются музыкально- ритмические движения. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально- слуховое восприятие. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять движения. В процессе основной образовательной деятельности значительную часть времени отво жу разучиванию различных движений п од музыку. Упражняю детей ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. Для того чтобы музыкально- ритмическая деятельность детей проходила более успешно, обучение элементам танцевальных движений осуществляю в сочетании с музыкально- дидактическими играми и выполнением творческих заданий. С первых занятий способствуем развитию у детей стремления самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку. В музыкально- дидактических играх в младшем возрасте можно использовать игрушки, которым дети охотно подражают. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок. При разучивании плясок, хороводов, танцев так же использу ю озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Активно развива ю и обогаща ю двигательную реакцию детей. В этом большую помощь оказывают игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел? », дети не только определяют, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и другие, но и передают в движении неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребенок по- своему применяет умения и знания в этой игре. Интересные игровые творческие задания прово жу после повторного слушания нового музыкального произведения. Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. Ребенок говорит: «Это музыка- танец, она веселая и танцевать ее надо легко и весело» и начинает выполнять поскоки. Сережа придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый вид польки мы видим в движениях других детей. Один за другим дети включаются в танец. В итоге танцует вся группа. Игровые приемы способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства. В процессе обучения пению хорошо формируется звуко- высотный и ритмический слух. Но характер этого обучения должен отвечать определенным требованиям, в том числе и сенсорным. Для чистого интонирования часто использую игру «Музыкальный телефон», которая помогает детям выразительно исполнять ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен провожу игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах. При и сполнении любой песни детьми, с тараемся правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. В свободное время также провожу музыкально- дидактические игры, связанные с пением, например «Музыкальный магазин». Дети очень любят игры, которые помогают им определить движение мелодии: это и «Лесенка- чудесенка » и магнитная доска, на которой, выкладывая ноты- кружочки, дети учатся правильно передавать мелодию, определять звуки по высоте. Учитывая возможности детского голоса, никогда не поем с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения даем распевки, одну- две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона( " Две тетери" русская народная мелодия, " Воробей" музыка Герчик) . Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а пение в транспорте способствует быстрой слуховой перестройке( на полтона- тон выше или ниже) . После знакомства с песней, прослушав ее и о бсудив содержание и характер, в первую очередь перед разучиванием мелодии прохлопываем ритм песни, а сложные в ритмическом отношении места, выкладываем на магнитной доске, используя при этом музыкально- дидактические игры: «Научим матрешек танцевать», «Ритмическое лото». Работу по использованию музыкально- дидактических игр и пособий в процессе пения строю поэтапно. Начинаю работу с закрепления знаний о высоких, средних и низких звуках. Упражняю в чистом пропевании этих ступеней на звуках( си- соль# - ми) . Дети пропевают, называя звуки, если звучит с движением вверх мелодия, то поют «низкий – средний – высокий», если с движением вниз, соответственно «высокий – средний- низкий». Передают графически, выкладывая кружочками на магнитной доске( цветными кружочками) . В старшем дошкольном возрасте дети должны уже уметь определять на слух направление мелодии, ее скачки, выкладывать на магнитной доске( кружочками) рисунок мелодии, распеваясь на песенках: «Едет, едет паровоз», «Зайчик», «Иванушка», «Лягушка», «Муха», «Радуга», «Такси», «Яблочко»; муз. Е. Горбиной, В. Гайдуковой, сл. Е. Лаврентьевой « Коза », « Мячик ». Формируя устойчивый ладотональный слух у детей, закрепляю понятие о ступенях, учу пропевать их в разной последовательности. Упражняю графически передавать мелодию песни «Тень- тень, потетень », упражняю в чистом пропевании этих звуков. Продолжаю формировать ладотональный слух( ощущение и нахождение тоники) . Для этого использую русскую народную песню «Как у наших у ворот», играя в музыкально- дидактическую игру «Ученый кузнечик». Упражняем детей в чистом пропевании одного звука, развиваю умение детей самостоятельно определять долгие, короткие звуки и передавать их чередование в знакомых попевках графически на магнитной доске: «Небо синее» Е. Тиличеевой, « Аты- баты», «Воробей», «Дон- дон», «Киса», «Шапка». Для развития музыкально- сенсорных способностей н ужна среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки. Музыкально – дидактические игры как средство развития сенсорных способностей. Дидактические игры открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Основное назначение музыкально- дидактических игр – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний. Музыкально- дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально- дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Развитие музыкально- сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки. Дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее – о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковых и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально- дидактические игры, моделирующие звуко- высотные и ритмические отношения мелодии. Условно можно отметить некоторые наиболее характерные виды и структуры игр в связи с развертыванием игровых действий и постановкой дидактических задач. Наиболее распространенная структура предполагает спокойное музицирование и носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку. Этот вид напоминает хорошо известные настольные дидактические игры по развитию чувства формы, цвета, объема предметов. Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания. Имеются в виду не только игры – пособия( нотное лото, музыкальные шкатулки, музыкальные лесенки и. т. д. , но и игры с пением и движением. Игры отличаются и по своим игровым действиям, и по сенсорным заданиям. В связи со структурой музыкально – дидактических игр отчетливо выступает роль игровых правил. Обобщенно правила направлены на какое- то преимущество: - входят в домик, если узнают, кто в нем сидит и кто мяукал – большая ли кошка, или котенок( различение высотных отношений в игре «Чей домик? ») ; - становятся ведущими, если различают тембр звучания инструментов( «Бубен с погремушкой») ; - выполняют роль дирижера( различение тембра инструментов в игре «Оркестр») ; - и наоборот, не выполнившие задания выходят из игры, получают меньше очков и. т. д. В музыкально- дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки( веселая, грустная) , музыкальных жанрах( песня, танец, марш) : «Солнышко и тучка», «Подбери музыку», «Чей это марш? », «Три танца». Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах: «Узнай сказку», «Подбери картинку». Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности: «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок». Пособия, развивающие чувство ритма у детей: «Прогулка», «Ритмическое лото», «Определи по ритму». Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально- дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития. Необходимо развивать: * способность подражания и воспроизведения, * умение смотреть и слушать, * умение сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. От сенсорного развития зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.

Оставить комментарий: