a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Комплекс упражнений по формированию у детей с тяжелыми нарушениями речи речемыслительной деятельности и культуры устной речи.

Автор: Носаева Наталия Сергеевна Опубликовано: 2020-10-24 16:19:47

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Нижневартовска детский сад № 41 « Росинка » Тема: Комплекс занятий по формированию у детей с ЗПР речемыслительной деятельности и культуры устной речи. Учитель- логопед высшей квалификационной категории Носаева Наталия Сергеевна г. Нижневартовск Актуальность. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ТНР уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Дети с ТНР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы. У других детей с ЗПР нарушения возникают на фоне функциональной незрелости ЦНС. Своевременная организация коррекционного воздейств ия является основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию ре бенка с проблемами в развитии. Чем раньше начать формирование готовности к обучению( естественн о, методами, адекватными возрас тным особенностям ребенка) , тем она эффективнее. Р ебенок с тяжелыми нарушениями речи нуждается в целенаправленном обучении по формированию ряда качеств, необходимых для полноценного осуществления учебной деятельности. При этом особое значение придается формированию произвольной деятельности в целом и произволь ности поведения- в частности. Современные психологические, педагогические исследования свидетельствуют о том, что одной из самых важных сторон психологической готовности к школе является определенный, достаточно высокий уровень развития произвольности( волевого развития ребенка) . Между тем изучение детей, с задержкой психического развития поступающих в образовательные учреждения показывает, что уровень произвольности у них, недостаточно сформир ован. Т аким образом, если мы хотим подгото вить ребенка с тяжелыми нарушениями речи к полноценной учеб ной деятельности и сформировать творческую личность, то содер жание обу чения с необходимостью должно быть ориентировано на развитие у детей произвольной деятельности, произвольности в поведении, в общении. При этом следует учитывать, что становление произвольности должно быть сопряжено с обретением детьми внутренней сво боды и собственной ин дивидуальности. При разработке упражнений ставила цель формирование произвольности в качестве основной дидактической задачи. Исходя из вышеизложенных психологических особенностей детей и упомянутых теоретических положений, были разработаны упражнения, в процессе реализации кото рых у детей долже н быть сформирован интерес к таким видам деятельно сти, которые особенно важны им как будущим школьникам. Иными словами, стремила сь сфо рмировать у них предпосылки пол ноценной учебной деятельности. Реализация этих упражнений предполагает развитие и совершенствование у детей: - культуры устной речи: дикции, дыхания, голоса, интонации, что условно обозначено как лингвистическая часть в занятиях по развитию речи и обучению грамоте; - навыков творческого, креативного мышления как часть занятия по развитию элементарных математических представлений. В процессе упражнения решали сь основные задачи: - формирование произвольности по ведения и деятельности в целом. - формировании речемыслителъной деятельности, т. е. развитии и совершенствовании развернутого, связного учебного высказывания( типа доказательства, рассуждения) . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Упражнения делятся на две части. I часть( условно обозначе нная нами как лингвистическая) - формирова ние культуры устной речи; II часть- формирование творческого мышления. О бщая продолжительность занятия- 25 минут, в которое входят цикл упражнений. Можно использовать в индивидуальной работе с детьми, на фронтальных и индивидуально – подгрупповых занятиях. В образовательных областях по познавательному и речевому развитию. Основное содержание первой части упражнений складывается из следующих разделов: Упражнения для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с движениями кистей рук( 1- 2 мин) : у пражнения для тренировки нижней челюсти; упражнения для тренировки губ; упражнения для тренировки языка; Развитие речевого дыхания( 1 мин) . Формирование выразительных средств мимики, жестов и движений( 2- 3 мин) . Формирование речевого голоса( умения регулировать его силу и высоту) ( 1- 2 мин) . Воспитание интонационной выразительности( 2- 3 мин) . Всего на эту часть занятия отводится примерно 8 минут. Упражнения на формирование творческого мышления( На эти упражнения отводится примерно 1—12 минут от занятия) Существенным моментом всей системы предлагаемых упражнений является направленность на сочетание работы по развитию культуры устной речи( так называемая лингвистическая часть) и творческого мышления с работой по формирован ию предпосылок полноценной учеб ной деятельности у детей с задержкой психического развития. Это важно, во- первых, по тому, что в учебной деятельности осущес твляется единство сознания, пси хики и деятельности в целом, а также потому, что учебная деятельность младшего школьника, сменив предшествующую ей форму игровой деятель ности, становится ведущей в жизни шести- семилетнего ребенка. Если часть детей, поступающих в шко лу, вопреки определенным педаго гическим упущениям, многое в становлен ии учебной деятельности осваива ет самостоятельно, то некоторые оказываются мало подготовленными к ней, Причиной этого может быть недостаточное развитие произвольности пове дения и речи, умений адекватно условиям проявлять собст венные творчес кие возможности. Поскольку характерным для учебной деятельности является прямое соотнесение ее с общеучебными интеллектуальными умениями, то в ходе специальных занятий( в пер вой их части и особенно- во второй) отрабатываются три блока умений. Эти блоки соответствуют основным функциям учебной деятельности, а именно: мотивационно- ориентировочной, операционно- исполнительской и контрольно- оценочной. Первый блок- умение четко, в полном объеме воспринимать учебный материал, т. е. полноценное восприятие и понимание учебного материала в соответствии с заложенными в нем учебными задачами, целями. Второй блок- умение продуктивно осуществлять различные виды классификаций и обобщений, которые по своим психологическим механизмам находятся в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности школьников: анализ, синтез, абстракция, обобщение. Третий блок- умение осуществлять контрольные действия и самоконтроль. Особая роль самоконтроля проявляется в его взаимосвязи с развитием внимания. При ориентации на формирование предпосылок к полноценной учебной деятельности( всех составляющих ее компонентов и функций) важно, что бы общеучебные интеллектуальные умения формировались не отдельно, а в их сочетаемости. Направленность специальных заданий на освоение всех трех блоков умений подводит детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы( ра зличной сложности заданий) явля ется вербализация умственных действий, как отдельных, так и всего ком плекса, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности. Формирование общеучебных интеллектуальных умений как одной из пред посылок полноценной учебной деятельности целесообразно осуществлять в определенной последовательности: от простых, известных детям учебных действий до выполнения сложных творческих заданий. П редусмотрена опре делённая последовательность. На каждый раздел отводится при мер но 5- 6 занятий. План упражнений № Артикуляционные упражнения Упражнения, направленные на отработку четкого произношения звуков и развитие элементов интонационной выразительности Упражнения для развития выразительности мимики, жеста и движения Развитие речевого дыхания Упражнения направленные на формирование творческого мышления На занятиях по развитию речи и обучению грамоте На занятиях по математике 1. Цель: формировать у детей четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, необходимые для полноценной дикции. Упражнение 1 Необходимым условием четкой, правильной речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счёт «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальев( среднего и указательного) , язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» фиксируется открытое положение рта. На счет «три» рот закрыт. При выполнении упражнения нужно обращать внимание на то, чтоб голова не наклонялась; все внимание направлено на опускание челюсти Движения кистей рук педагога: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Упражнение повторить – 2- 3 раза. Тренировка губных мышц Упражнение 1 Исходное положение: зубы сомкнут ы, губы в обычном, спокойном со стоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны( как в улыбке) , не обнажая зубов. Упражнение повторить 3- 4 раза. Движения кистей рук педагога: на счет «один» собрать все пальцы в щепоть, на счет «два» пальцы врозь, веером. Цель: уточнение артикуляции и отра ботка четкого произнесения глас ных звуков а, у; учить воспринимать текст на слух, развивать слуховое вос приятие, внимание и память; формирование умений и навыков выделять заданный звук, четко его артикулируя, выделять ударный слог в слове, менять ритм, темп и силу голоса. И спользуется стихотворный текст: Мама спит, она устала, Ну и я мешать не стала. Схема проведения упражнения: Послушайте стишок. Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом. Назовите его. Обратите внимание, как правильно произносится звук а. Произнесите этот звук, четко артикулируя( хором, по одному) . В каких словах вы услышали звук а? Выделите ударный слог в слове мама. Произнесите стишок, отхлопывая ритм. Произнесите громко( тихо, умеренно) . Произнесите быстро( медленно, умеренно) . Послушайте потешку: Ай ду- ду, ду- ду, ду- ду, Сидит ворон на дубу. Послушайте, какой звук я выделяю голосом. Обратите внимание, как правильно произносится звук у. Произнесите, пожалуйста, этот звук, четко артикулируя( хором, по двое, по одному) . В каких словах вы услышали звук у? Прохлопайте ритм потешки. Выделите ударный слог в слове ворон. Произнесите громк о, тихо( попеременно: мальчики- девочки) . Произнесите быстро, медленно( попеременно: мальчики- девочки, в се вместе- умеренно) . Цель: сформировать умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами, жестом в соответствии с ситуацией. Первоначальный показ. Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза поочередно, сощурить глаза, поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть. Приложить палец к губам- тихо, развести руки- недоумение. Цель: познакомить детей с особенностями речевого дыхания; формировать умения и навыки незаметно и рационально расходовать воздух, взя тый в момент вдоха, своевременно «добирать» его, чтобы сохранить плавность, легкость и решительность звучания голоса( ины ми словами- правильно пользоваться речевыми дыханием) . Следует соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно, не поднимая плеч при вдохе, и не втягивая живот при выдохе. В процессе занятий детей необходимо учить рационально расходовать воздух при выполнении любых речевых упражнений. Все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха. Педагог встает перед детьми, правую руку кладет на область диафраг мы, левую- на пояс. Делает вдох через нос( рот закрыт) , не напрягаясь. Выдох через нос. Объясняет детям свои действия, поясняет, какую роль играет дыхание для речи. Предлагает выполнить упражнение вместе: встать прямо, спинку выпрямить, правую руку положи ть на область диафрагмы, левую- на пояс. Выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдыхаем через нос. Упражнение повторить 2- 3 раза. Если не все дети выполнили упражнение правильно, то педагог с ними занимается индивидуально. Упражнения лучше выполнять лежа на ковре. Цель: развивать и закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги; закреплять понятие «левая и правая рука»; развивать зрительную память и слуховое внимание, формирова ть самоконтроль, четкую вербали зацию положения руки на листе бумаги. Материал: альбомные листы для каждого ребенка. Педагог показывает детям расположение листа на парте и называет это положе ние- вертикальное. Задания: Поднимите, пожалуйста, правую руку( левую) . Покажите верхний край листа( нижний край) . Положите правую ладонь справа от листа. Где лежит твоя ладонь? ( Справа. ) Положите, пожалуйста, левую ладонь на верхнюю часть листа. Где находится твоя ладонь? ( Моя ладонь находится в верхней части листа. ) Положите, пожалуйста, правую ладонь на. нижнюю часть листа. Где находится твоя ладонь? ( Моя правая ладонь находится в нижней части листа. ) Положите, пожалуйста, левую ладонь справа, а правую- вверху. Где находятся ваши ладони? ( Моя правая ладонь в верхней части листа, а левая ладонь- справа. ) Правую ладонь- слева, а левую- в верх листа. Правая ладонь внизу, а левая- вверху. Положите правую ладонь внизу, а левую- вверху. Положите правую ладонь посередине листа. Затем педагог предлагает детям дать задания друг другу. Саша: Поднимите левую руку и положите в левой части листа. Ваня: Положите, пожалуйста, правую руку посередине листа. Педагог: А левую? Ваня: Левую ладонь надо положить на правую часть листа. 2. Цель: формировать у детей четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, необходимые для выработки полноценной дикции. Тренировка нижней челюсти Упражнение 1 Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух паль цев, язык лежит свободно, кончик у нижних резц ов, губы сохраняют ок руглую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» фиксируется открытое положение рта. На счет «три» рот закрыт. При выполнении упражнения нужно об ращать внимание на то, чтобы го лова не наклонялась, все внимание направлено на опускание челюсти. Движения кистей рук педагога: 2 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прилегает к указательно му. Когда рот открывается, боль шой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Упражнение повторить 3- 4 раза. Тренировка губных мышц Упражнение 1 Исходное положение: зубы сомкнут ы, губы в обычном, спокойном со стоянии. На счёт «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пяточка». На счет «два» губы растягиваются в стороны( как в улыбке) , не обна жая зубов. Упражнение повторить 3- 4 раза. Движения кистей рук педагога: на счет «один» собрать все пальцы в щепоть, на счет «два»- пальцы врозь, веером. Цель: уточнение артикуляции и отра ботка четкого произнесения глас ных звуков о, и; учить на слух воспринимать стихо творный текст, разви вать слуховое восприятие, внимание и память, умения и навыки выделять заданный звук, четко его артикулируя, пользоваться силой голоса, выде лять голосом ударный слог в слове; изменять темп и ритм речи. И спользуется стихот ворный текст: Ослик, ослик, дорогой, Рот, пожалуйста, открой! Схема проведения упражнения Послушайте стишок. Послушайте внимательно, какой звук я выделю голосом. Назовите его. Обратите внимание, как правильно произносится звук о. Произнесите этот звук, четко артикулируя( хором, по одному) . В каких словах вы услышали звук о? Выделите ударный слог в слове ослик. Произнесите стишок, отхлопывая ритм. Произнесите громко( тихо, умеренно) . Произнесите быстро( медленно, умеренно) . Послушайте еще один стихотв орный текст: Может, ветер шаловливый За косичку дёрнул иву? Какой звук я выделила голосом? Назовите его. Обратите внимание, как правильно произносится звук и. Произнесите этот звук, четко артикулируя( хором, по одному) . В каких словах вы услышали звук и? Прохлопайте ритм стишка. Выделите ударный слог в слове ветер. Далее проводится работа, аналогичная предыдущей. Цель: развивать и тренировать умение и навыки детей распознавать эмо циональное состояние человека по его мимике. Педагог выражает мимикой различные эмоциональные состояния. В процессе выполнения задания необходимо побуждать детей к развернутому описанию демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека. Попробуем вместе обрадоваться, рассердиться, удивиться. Молодцы, хорошо! Цель: формирование умения и навыков правильно пользоваться речевым дыханием; отработка длительного выдоха. Материал: таблица с изображением звуковой волны( или рисунок на дос ке) . Затем закрепление навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунок, на котором изображена «звуковая волна» красного цвета( т. к. прорабатываются гласные звуки) . В процессе выполнения этого задания закрепляются правильная артику ляция заданного звука, синхронизация произнесения звука с движениями пальцев рук и глаз, формирование зрительно- пространственной ориентации, способности к переключению. Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе поставить на нее указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук а на одном дыхании, сопровождая его движением ука зательного пальца правой руки в заданном( в умеренном) темпе до нижней( противоположной) точки. Затем так же поставить в воздухе указательный палец левой руки на ниж нюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук у, со провождая его движением указательного пальца левой руки в заданном темпе до верхней( противоположной) точки. Далее детям предлагается найти верхнюю точку и начать произносить, не прерываясь, звук а на одном дыхании, сопровождая его только движе нием глаз до верхней точки и, аналогично со звуком у, от верхней точки до нижней. Цель: развивать движение, слуховое внимание и память, умение ориен тироваться в формах и цвете геометрических фигур; формировать умения и навыки свободно ориентироваться на листе бумаги; формировать предпо сылки связного учебного высказывания. Материал: у детей набор геометрическ их фигур разного цвета, лист бу маги, песочные часы( 1 минута) - далее на всех занятиях рекомендуется выполнять задание на время. Задания: Поставьте указательный и средни й пальцы правой руки в центр ли ста. Пальцы побежали в правый верхний угол. Где находятся пальчики? ( В правом верхнем углу. ) Вернулись в центр. Пальчики побежали и встали в середине листа слева и т. д. ( по всему пространству листа) . ( Аналогичная работа проводится, с пальцами левой руки. ) Пододвиньте к себе коробочку с геометрическими фигурами. Достаньте и покажите красный квадрат, синий треугольник, желтый круг, зеленый треугольник и т. д. На данном занятии формируется умен ие воспроизводить последователь ность учебных действий. Педагог называет детям место на лис те бумаги, куда они должны поме стить геометрическую фигуру определенной формы и цвета. Расположение геометрических фигур может быть в левом, правом, верхнем, нижнем углу, между определёнными фигурами, выше, ниже определённых фигур. По следам выполненного задания прово дится проверка, в процессе кото рой дети последовательно рассказывают о месте к аждой геометрической фи гуры. На первых этапах занятия проводитс я коллективная проверка, позже- перекрестная и самостоятельная. По следам проверки каждый ребенок со ставляет словесный отчет, например: - Я проверил, у меня все правильно. В верхнем левом углу крас ный квадрат, в правом верхнем углу синий треугольник, в правом нижнем уг лу жёлтый круг, в левом нижнем углу зеленый треугольник и т. д. После проверки задания педагог мож ет предложить детям закрыть гла за и вспомнить, какая геометрическая фигура находится в правом верхнем углу и т. д.

Оставить комментарий: