План работы по теме самообразования: «Использование технологии проектного метода в подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
План работы по теме самообразования:
«Использование технологии проектного метода в подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению».
Подготовительная группа,20020/2021 учебный год
Составила: воспитатель первой категории
Селезнева Е.А.
Проект создать – не поле перейти,
Мы не искали легкого пути,
Мы можем все, хоть мы совсем не боги,
В дошкольном деле мы - простые педагоги…
О.В.Каржаневская
ТЕМА: «Использование технологии проектного метода в подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению».
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное
ГРУППА: подготовительная
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная
ЦЕЛЬ: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
ЗАДАЧИ:
- Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.
- Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов,ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании.
- Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
- Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
- Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность)
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
У детей сформируется:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
- повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
- история и сущность проектной деятельности;
- актуальность применения проектно-исследовательской деятельности в ДОУ;
- цели и задачи проектной деятельности детей дошкольного возраста;
- методика организации исследований детей дошкольного возраста;
- этапы работы над проектом;
- прогнозируемые результаты;
- группы умений, формируемые проектным методом;
- особенности исследовательских проектов детей дошкольного возраста;
- роль родителей в проектной деятельности;
- практическая реализация проектов детей дошкольного возраста.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
- Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
- Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
- Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
- Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Сентябрь - октябрь
Организационно - теоретический
Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.
- Изучение нормативных документов
- Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.
- Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
- Прогнозирование результатов.
- Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов».
Сентябрь - апрель
Накопительно - практический
Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии
- Изучение методики технологии проектирования педагогов в сети интернет
- Проведение проектов с детьми подготовительной группы.
- Консультации для педагогов ДОУ.
- Участие в конкурсах и выставках различного уровня.
- Привлечение родителей к организации проектов в группе.
- Освещение данной темы на своем сайте, на сайте ДОУ.
Май
Заключительный
Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к методу проектов.
- Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
- Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).
- Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать».
- Публикация собственного опыта педагогической деятельности в сети интернет, на сайте ДОУ, на своем сайте.
БАНК ПРОЕКТОВ
- Познавательно - творческий проект (долгосрочный) «Я - будущий первоклассник». Сроки реализации проекта09.2020 – 31.05.2021 года.
- Познавательно – информационный проект (краткосрочный) «Профессия учитель». Сроки реализации проекта 28.09.2020– 16.10.2020 года.
- Исследовательско - творческий проект (краткосрочный) «Удивительный мир часов». Сроки реализации проекта 2.11.2020– 27.11.2020 года.
- Творческий проект (краткосрочный) « Волшебство и краски». Сроки реализации проекта 8.02.2021– 5.03.2021 года.