Программа по выявлению и развитию музыкальных способностей обучающихся

Опубликовано: 11:15:13 25-10-2020

Автор: Иванова Светлана Владимировна

Пояснительная записка

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Именно по этой причине ДМШ и ДШИ  получили социальный заказ на выявления таковых детей и соответственную их подготовку.

Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные школьники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

Способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, но также и в процессе их создания. Изучая возрастные особенности развития способностей все способности ребёнка развиваются во взаимодействии его со средой, в играх и занятиях, под влиянием обучения и воспитания, другими словами - способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Способность существует только в движении, только в развитии. Принято различать способности общие и специальные. В нашем случае музыкальная деятельность предполагает, в первую очередь, развитие специальных способностей. Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, называют - музыкальностью и образуют основное ядро музыкальности, позволяющее человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: в слушании музыки, пении, движении и музыкальном творчестве.

Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них – результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды.

При всём разнообразии подходов к основным музыкальным способностям причисляются:

- ладовое чувство — способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- музыкально-слуховые представления — способность звуковысотного отражения мелодии;

- чувство ритма — способность активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Для изучения способностей исследователи применяют различные приёмы: наблюдение, естественный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов.

Данная Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся содержит краткий теоретический материал, необходимый набор диагностических методик, описание методов работы, примеры фиксации результатов, план диагностических процедур и перечень литературы.

Программа представляет исследование и  реализуется в форме естественного эксперимента, дополненного данными наблюдений, экспертных оценок и анализа результатов деятельности.

Нормативно-правовая база программы:

- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

- Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы".

-Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

- Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми Смоленской области на 2015 - 2020 годы

Цельи. Задачи.

Цель:

- создание условий для выявления и развития музыкальных способностей обучающихся;

- обеспечить возможности творческой самореализации личности в музыкальной деятельности.

Задачи:

- создание системы целенаправленного выявления уровня музыкальных способностей у детей, не имеющих музыкальной подготовки;

- определение методов и приёмов обучения для развития специальных музыкальных способностей;

- формирование музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- обеспечение возможности для обучающихся проявлять способности в творческой, концертной, конкурсной деятельности.

Документы для скачивания:

56862_Programma po odarennosti.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий: