Конспект проведения образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» с детьми группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет на тему "Семья и семейные ценности"
Тема: «Семья и семейные ценности»
Цель: углублять представления детей о ценности семьи и соблюдение добрых традиций ,объединяющих родных и близких.
Задачи: раскрыть значение понятий «Семья», «семейные традиции», «семейные ценности», «счастье семьи».
Развивать навыки ответственного поведения в семье .
Воспитывать уважительное отношение к родным и близким. Воспитание человечности .
Словарь: любовь, честность, забота, доброта, обман , дружба , грусть, обида
- Орг.момент.
Стоим в кругу. Ребята , у нас сегодня гости. Я предлагаю повернуться к ним поприветствовать их и пожелать всем хорошего настроения . (я желаю вам хорошего настроения)
Воспитатель : дети, мы с вами сейчас поиграем . Я бросаю мяч ,а вы мне называете свои домашние обязанности в семье .Кто назовет, тот и продолжит с нами заниматься.(поливаю цветы, подметаю пол….)
2.(на фоне музыки Моцарт «Плач любви») Сейчас я вам расскажу очень интересную притчу.
Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик очень старый, но очень мудрый .
-Куда ты идешь? - спросил старик
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко
-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
-Посмотри! - сказал старик.- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим , вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Вот внимательно ли вы слушали , сейчас узнаем . Поиграем в слова-антонимы.
-Мальчик сначала жил один
-А потом их стало - много
-Ему было одному грустно
-А со всеми вместе - радостно
-Он был на острове несчастным ребенком
-А в доме старика - счастливым
-А почему он стал счастливым?
-Потому что у него появилась семья
Как вы думаете , о чем мы сегодня будем говорить? (о семье)Как произошло слово «Семья»?
а ) Слово «семья» делится на 2 слова семь +я. Это значит семеро как я. В семье все чем-то похожи друг на друга : лицом, характером, общими интересами, увлечениями.
б ) «семья» происходит от слова «семя» . Маленькое семечко, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Сначала появляются нежные цветочки, а затем и добрые плоды.
в) Когда наши родители создали семью- это и было маленькое семя. Они любили друг друга , заботились друг о друге . Семечко превратилось в крепкий росток. На нем зацвели первые цветочки-сынки и дочки - это мы.
В: Семья- это близкие люди ,живущие вместе :родители ,дети ,внуки, близкие родственники .Что нужно для того, чтобы семья была дружной , счастливой?
Д: Не ссориться, не обижать друг друга, заботиться и т.д.
В: Семья держится на ценностях , без которых она распадется. А вот какие эти качества узнаем , собирая замечательный цветок –ромашку , ведь именно она является символом семьи и верности .Сердцевина ромашки наклеена на доске. На столе лежат лепестки от нее, кто-то из вас по одному подойдет , называет семейные ценности ,которые присутствуют в вашей семье и наклеивает лепесток к сердцевине. (любовь и верность, уважение и доброта, общение и честность, прощение и забота, любовь к городу и Родине, трудолюбие и ласка, традиции и доверие)
В : Именно на этих семейных качествах держится ваши семьи. А что вы не хотели бы видеть в вашей семье? (жадность, обман, зависть, гордыню, гнев)
Все вы любите отдыхать с семьей.
И я вам предлагаю отдохнуть. Слушайте и выполняйте.
-Все у кого есть семья-марш на месте
-Все у кого есть бабушка - похлопайте в ладоши
-Все у кого есть дедушка - потопайте
-У кого есть сестра - помашите правой рукой
-У кого есть брат- левой.
-Кто встречает праздники в кругу близких – присядьте на корточки
-Кто помогает дома близким – поднимите руки вверх и покружитесь
-Кто слушает своих родителей – попрыгайте
-Кто любит своих близких- разведет руки в сторону и обнимет себя
В: А еще в семье существуют традиции , которые передаются из поколения в поколение, порядки , правило поведения и другое .
Мы с вами выясним , есть ли в вашей семье традиции ,о которых вы даже и не догадывались. У вас на столах жетоны красного и зеленого цветов. Я вам предлагаю ответить на вопросы, которые помогут выяснить есть ли они в вашей семье. Если то, о чем я вам скажу, есть в вашей семье , берет зеленый жетон, если нет- красный.
-Совместные обеды, ужины
-На день рождение обязательно покупать свечи и торт
-Пожелание (спокойной ночи) всем членам семьи
-Совместное изготовление блюд к празднику (украшение яиц)
-Субботняя уборка с распределением обязанностей (кто пылесосит, поливает цветы, моет полы)
-Не включать телевизор, музыку, если кто-то отдыхает
-Приходя к бабушке и дедушке, приносить гостинцы
-Оформляем альбом и т.д.
На прошлом занятии мы говорили об одной традиции - это семейные реликвии. Это вещи и фотографии ваших близких людей.
Человека уже нет, а вещи его остаются . Мы даже уголок оформили на тему ВОВ . Ты (Миша)Расскажи, чью фотографию ты принес?
А кому принадлежат эти медали ,Дима?
В:Мы храним эти вещи как память о наших родных и близких. В этом году исполняется 75 лет победы ВОВ. А традиция всех кузнечан - посетить Холм славы, возложить цветы и пройти в бессмертном полку с портретами героев войны.
В: Как вы думаете ,почему у вас на столе ромашки? Что она обозначает?
Д: это символ семьи.
В: Наш д /сад , наша группа – для вас ,как второй дом .И вы находитесь здесь с утра до вечера .
В: А чего не хватает у них ?
На смайликах отобразите свои эмоции и наклейте на доску. Я вижу , что на всех смайликах царит улыбка . Значит, сегодня вам здесь было комфортно, уютно и тепло. Посмотрите и ромашки у нас расположились ,как одна целая семейная поляна.
Пусть у каждого будет свой дом ,
Чтобы знал он в минуты несчастья-
Ожидает его в доме том
Верность , радость и счастье.
Если в доме прописан уют,
Значит будут в нем дети и внуки,
Потому что уют создают
Благодарные женские руки .
Человек устает от дорог
И поэтому снова и снова
Он приходит на добрый порог
Милого отчего дома.
В:А в качестве домашнего задания вы можете
Нарисовать свою семью.
Запомнить дни рождения мамы ,папы ,бабушки ,дедушки.
Оформите вместе с родителями семейный альбом ,если его у вас нет.