Экспериментирование с детьми в средней группе, подготовила Ракитянская Л. Н.

Опубликовано: 19:39:47 07-11-2020

Автор: Ракитянская Людмила Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Путешествие мыльного Пузырика».

 

Ракитянская Л. Н., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области».

 

Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями

(туалетное, хозяйственное, жидкое); способами образования мыльных

пузырей. Развивать понятие о плавучести предметов.

 

Задачи:

  1. 1. Образовательные:
  • Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
  • Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом.
  • Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри. На поверхности мыльной пены плавают легкие предметы, а тяжелые – тонут.
  • Развивающие:
  • Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
  1. 3. Воспитательные:
  • Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе

Материал: Пузырик –воздушный шар, таинственна коробочка, пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, кусочки мыла, коктельные трубочки, жидкое мыло, пластмассовые детали конструктора, деревянный кубик, гайки.

Предварительная работа: проведение опытов с водой, просмотр видео «Путешествие Капельки», «Сказка о маленькой Капельке», «Капелька – прыг-скок».

Ход работы:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята , сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

А теперь улыбнитесь нашим гостям.

Я вижу, что у всех хорошее настроение и можем начать.

  1. Мотивационно - ориентировочный этап.

Воспитатель:  Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда

садитесь поудобнее и слушайте:

«Жил–был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый,

но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей

хорошо жить?

Дети: Нет.

Воспитатель:  А почему?

Дети:  Без друзей скучно. Друзья помогут в трудную минуту.

Воспитатель: Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам коробочку с письмом: «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились.  С уважением к вам Пузырик. »

  1. Проблемно-поисковый.

Воспитатель: Что же нам делать?

Дети: Надо помочь Пузырику и найти ему друзей.

 

  1. Практический этап.

Воспитатель: Интересно, что это за волшебные кирпичики. Вы сможете = узнать, если отгадаете загадку:

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится.

От страха грязь бледнеть начнѐт

И побежит, и потечѐт,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Чистыми, душистыми.

Узнали без труда?

Дети: Это мыло.

Воспитатель: Правильно, это мыло. Чтобы узнать предмет, надо с ним

познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за

помощники?

Дети: Это глаза, уши, нос, руки.

Воспитатель выставляет карточки: глаза, руки, нос, уши.

Воспитатель: Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.

Воспитатель открывает коробку, достает кусочки мыла.

Воспитатель: Первый наш помощник – глаза. Что они говорят вам о предмете? Какой он?

Дети. Прямоугольный, овальный розовый, зеленый, фигурный, большой.

Воспитатель: Следующий помощник –уши. О чем они говорят?

Дети:  Предмет не издает звука.

Воспитатель: А рот с язычком нам помогут?

Дети:  Нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный.

Воспитатель: Возьмите этот предмет в руки, выбирайте какой вам нравится .

Что руки вам говорят о предмете? Какой он?

Дети: Гладкий, тяжелый, холодный, твердый.

Воспитатель: Какой помощник нам еще может помочь?

Дети:  Нос.

Воспитатель: Что он говорит о предмете?

Дети: Ароматный, душистый, пахучий.

Воспитатель: Мы рассказали все об этом предмете, а для чего он нужен? Дети: Умываться, мыть руки, стирать.

Воспитатель: Мыло, которым мы моем руки, умываемся называется "Туалетное". Оно может быть разного цвета и разной формы и иметь разный запах.

Воспитатель: Смотрите, ребята, в коробке ещѐ одно письмо. Пузырик приглашает  вас совершить путешествие по «волшебным» дорожкам.

На полу разложены цветные квадраты.

Воспитатель: Если вы по ним пойдѐте, что-то новое найдѐте. Пойдѐм?

Вот первая дорожка. По ней мы пойдѐм, поставив руки на пояс, с высоким

подниманием коленей.

Дети шагают по квадратам, поставив руки на пояс, высоко поднимая колени.

Воспитатель: Вот мы и пришли –открываем коробочку. Поглядим, что же в ней?

Дети нюхают, трогают, определяют, что это то же мыло.

Воспитатель: Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно?

Дети: Это мыло для стирки.

Воспитатель: Это мыло называется «Хозяйственное». Оно применяется в хозяйстве для стирки белья, обезжиривания каких либо предметов. Давайте повторим "Хозяйственное".

Дети: Хозяйственное.

Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. По второй дорожке мы будем прыгать как зайчики.

Дети прыгают по квадратам как зайчики.

Воспитатель:  Ой, на пенѐчке что-то лежит. Какая-то бутылочка. На ней написано «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким?

Дети: Потому что течет.

Воспитатель: А для чего оно необходимо?

Дети: Оно предназначено для купания маленьких детей.

 Воспитатель: По этой дорожке мы пойдѐм на носочках.

Дети идут на носочках по квадратах.

Воспитатель: Шли-шли, в лабораторию пришли. Здесь все готово для работы. Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:

(на доске выставлены карточки).

 

  1. Всѐ за собой ты убери,

Будь аккуратным, не сори.

 

  1. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

 

  1. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

 

На столах стоят баночки с водой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в баночках?

Дети: Вода.

Воспитатель: А как вы это определили?

Дети: Посмотрели, понюхали.

Воспитатель: Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет.

А если мы нальѐм в банку жидкого мыла, что произойдѐт с водой?

Дети: Мыло растворится в воде, появится пена.

Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети размешивают мыло ложечками, наблюдают, как оно растворяется в воде.

Воспитатель: Я предлагаю провести опыт «У кого пена выше ?» Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно

дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои

ладошки. Выдыхаем воздух через рот.

Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в

трубочку.

Воспитатель: А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду.

Дети выполняют.

Воспитатель: Что произошло с водой?

Дети: Появились пузырьки, пена.

Воспитатель: Откуда появились пузырьки?

Дети: Мы выдули их из мыльной воды.

Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Фиксация опыта.

Воспитатель: Теперь возьмите карточку, на которой нарисовано мыло и вода и нарисуйте рядом много мыльных пузырей.

 

Воспитатель: Вы уже научились делать пузырики и мыльную пену. Хотите узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Давайте еще раз взобьем мыльную пену в стаканчике.

Дети одноразовыми ложечками взбивают пену в стаканчиках.

Воспитатель: Попробуйте положить на пену деталь из конструктора.

Дети кладут на пену деталь конструктора из пластмассы.

Воспитатель: Плавает или тонет?

Дети: Плавает.

Воспитатель: Положите на пену деревянный кубик.

Дети выполняют.

Воспитатель: Плавает или тонет в пене деревянный кубик?

Дети: Плавает.

Воспитатель: Положите на пену гайку металлическую.

Дети выполняют.

Воспитатель: Что произошло с гайкой?

Дети: Она утонула.

Воспитатель: Все предметы одинакового размера?

Дети: Нет. Гайка самая маленькая. А кубик самый большой.

Воспитатель: От чего зависит плавучесть предметов?

Дети: От веса предметов.

Вывод: плавучесть предмета зависит не от размера, а от его тяжести.

Фиксация опыта.

Воспитатель: Возьмите карточку, на которой изображены эти предметы. Зачеркните тот предмет, который утонул.

Дети зачеркивают гайку.

 

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

На экране телевизора появляется изображения Пузырика.

Пузырик: -Здравствуйте ребята! Я пролетал мимо и решил к вам заглянуть.

Как у вас тут интересно, и как много получилось у вас мыльных пузыриков.

Теперь они будут моими друзьями, но как они получились?

Воспитатель: А дети сейчас расскажут тебе, что они делали чтобы получились пузыри.

Дети рассказывают:

Воспитатель: Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували?

Дети: Да.

Воспитатель: Кому понравилось проводить опыты с мылом возьмите изображение весёлого мыльного пузыря. А кому было скучно – грустного пузырика.

 

  1. Последующая работа.

Пузырик: За то, что вы помогли мне, дарю мыльные пузыри. Их вы на прогулке сможете пускать. А теперь мне пора улетать. До новых встреч.

 

 

 

Оставить комментарий: