a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Когда ты идешь по тропинке лесной - вопросы тебя обгоняют гурьбой"

Автор: Фролова Елена Алексеевна Опубликовано: 2020-11-16 18:44:24

Документы для скачивания

МБДОУ детский сад «Солнышко» Конспект занятия познавательного цикла «Когда ты идёшь по тропинке лесной – вопросы тебя обгоняют гурьбой» Воспитатель: Фролова Елена Алексеевна 2020 г. Программное содержание. Расширять представления детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы. Продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых. Расширять представления об отображении весны в произведениях искусства: поэтического, изобразительного, музыкального. Материал. Декорация весеннего леса с изображением птиц; бумага, краски, кисточки; грамзаписи произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года», Письмо от Незнайки; загадки, стихи, песни. Методика проведения. В группу входит младший воспитатель и сообщает, что детям пришло письмо от Незнайки. Педагог вскрывает письмо и читает: «Здравствуйте, ребята! Очень прошу вас, помогите мне ответить на мои «почему? ». Недавно я пошёл в лес и не узнал его. Снега было совсем мало, в воздухе пахло чем- то свежим, необыкновенным. Слышалась чья- то звонкая песенка. А на полянке я увидел такие нежно- голубые цветы, как- будто из сказки. Но какое чудо произошло с лесом, я не знаю. Почему так изменилась природа? Может быть вы поможете мне разобраться? ». В- ль: - Поможем, ребята, Незнайке? А ответ на Незнайкино «почему» мы с вами найдём в лесу. Приглашаю вас на прогулку в лес. - Когда ты идёшь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой. Смотри, - «почему» меж деревьями мчится, летит по пятам за неведомой птицей. Вопрос за вопросом. И так целый день. Пойдём- ка, дружок, по тропинке лесной, ответы искать на поляне самой. - Вот мы и в лесу. Стоял лес в снегу, в морозном инее. Дремал. Как вдруг… ш- ш- ш. Прилетел на опушку ветер из южных краёв. Слышит е? ш- ш- ш. Как шумит ветер? ш- ш- ш. «Вы спите? », - зашумел ветер. – Просыпайтесь! Весна идёт! »- Встряхнул ветер сонные деревья, взметнул белые снега и не успели мы оглянуться, как лес одел свой ярко- зелёный наряд. И наполнился лес весенними голосами. Слышите? Это птицы поют. ( грамзапись) . Какие птицы живут в наших лесах? ( ответы детей) . Молодцы, ребята, названий птиц, которые живут на земле, не один десяток, не два, а тысячи. Но тех, которые живут в лесу или в парке, неподалёку от твоего дома, надо знать. Они соседи. А своих соседей вежливый человек должен узнавать, называть по имени. Вот и сейчас, несмотря на то, что наступила ранняя весна, на улице холодно, и до лета ещё далеко, птиц нужно подкармливать. Какие птицы прилетают к нам на кормушку? Ребята, а какие птицы прилетают весной из тёплых краёв? Каким одним словом можно назвать этих птиц? Знаете ли вы, почему мы птиц называем нашими пернатыми друзьями. ( ответы детей) . Правильно, птицы помогают сохранить лес от вредных насекомых. Ещё птиц называют «доктора леса». Сегодня я расскажу вам о настоящих «лесных айболитах ». Моя первая загадка об одном из них: - Чёрный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор. Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. ( дятел) Дятлов не случайно называют «докторами леса». Пёстрый большой дятел летом и зимой выстукивает, выслушивает стволы деревьев. Посмотрите, какой клюв у дятла. Зачем он ему? Правильно, клювом он не то лько из- под коры жуков и личинок выстукивает, но и выдалбливает глубоко дупло для птиц, семечки из шишек вышелушивает. А язык у дятла острый, липкий, с жёсткими щетинками на конце, достаёт насекомых из любой щели. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит опорой при долблении. Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают. На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся и поползни. Как вы думаете? Умеют ли поползни, как дятлы долбить кору? Посмотрите, какой у поползня клюв. В отличии от дятлов, поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности, лазая по стволу дерева, как бы ползают, отсюда и название – поползень. А вот и ещё одна птичка. – Дрозд на дереве сидел, дрозд печально песню пел…Эта птичка не только чудесно поёт, но и выполняет очень важное задание: длинным клювом ловит опасных лесных вредителей, до которых другим птицам не добраться. - А вот ещё одна лесная певунья. – Играя, иволга весной росинку- солнце увидала, как зёрнышко её склевала и стала ярко- золотой. Иволга – тоже лесной доктор. Она поедает мохнатых гусениц, которых избегают другие птицы. В лесу мы встретим и проворную синичку. Что это за пёстрые листочки трепещут на голых ветках? – Спинкою зеленоваты, животиком желтоваты, чёрненькая шапочка и полоска шарфика. - Это синички жизнерадостной стайкой прыгают с ветки на ветку. У синички сильные лапки и загнутые когти. Она как верхолаз, прицепится к ветке и из щелей коры ловко вытаскивает гусеницу, вредоносную тлю. - А сорока- белобока? Без неё лес, наверное, погиб бы от долгоносиков и саранчи. Ребята, а может быть, кто- то из вас знает загадки или стихи о птицах? Игра «Птицелов»( под музыку «птички» летают, появляется птицелов и сеткой накрывает птичку) : - Ах, попалась, птичка, стой! Не уйдёшь из сети. Не расстанемся с тобой Ни за что на свете. - Нет, не пустим, птичка, нет, Оставайся с нами, мы дадим Т ебе конфет, чаю с сухарями. - Ой, боюсь, что птичка не снесёт неволи, Ну, так Бог с тобой лети, и живи на воле! ( птицелов убирает сетку и птички улетают) . - Ребята, давайте присядем на пенёк и понаблюдаем за птицами. ( Пальчиковая гимнастика «Птицы в гнёздах») : - Гнездо на ветке –птичий дом, Вчера птенец родился в нём. У галки родились – галчата. У скворцов- ………………… У грачей- …………………… У стрижей- ………………… Подросли птенчики и пищат: «Есть хотим, есть хотим! » Полетели взрослые птички за кормом. Принесли по одной мошке( одна, одна…) , по два жучка( один- два, один- два…) , по три букашки( одна- две- три…) . Поели птенчики, и мамы стали им чистить клювики( вот- так, вот – так…) . Подросли птенцы, стали учиться летать, научились петь песни. И стало в лесу так весело от птичьих голосов! Давайте послушаем, чему радуются птицы? ( грамзапись) . – Конечно, солнышку, теплу, весне! Чью же звонкую песенку слышал Незнайка в лесу? Кто это пел? О чём пели птицы? О весне! - Д а, ребята, ещё недавно была зима, а теперь… Голубые, синие, небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На сугробах ломкие льдинки- кружева, П ервая проталинка, первая трава… Весна! Она пришла к нам с ласкою, и со своею сказкою, волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник зацветёт. … А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что мы с вами на лесной полянке, где пригревает яркое, весеннее солнышко! Представили? - Ой, что это? ( подснежники) - Выглянул подснежник в полутьме лесной, маленький разведчик, посланный весной. - Давайте рассмотрим подснежники, какие они? ( ответы детей) . Да, ребята, подснежники нежные, прозрачные, свежие и т. д. - Вообразите, что вы цветы- подснежники. Покажите, как растут, тянутся к свету, солнцу эти цветы. ( дети танцуют под музыку) . - Ребята, хотите, я расскажу вам сказку о подснежнике? Только у моей сказки нет конца. Вы поможет е мне придумать концовку сказки? … Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днём всё сильнее и сильнее, поэтому снег стал быстро таять. И вот из- под снега выглянул голубой подснежник. Он протянул головку к солнечному лучу и сказал: - Как хорошо, что пришла весна! . И вдруг солнце спряталось. Холодно стало подснежнику, и подснежник закрыл свои лепестки, он думал о том, куда бы ему спрятаться и горевал, что никто ему не поможет. Вдруг он увидел…( дети предлагают варианты концовки сказки) . - Почему то, что мы рассказали, можно назвать сказкой? Давайте вместе придумаем ей название. Вот мы и побывали в весеннем лесу. А сейчас вы будете художниками, но необыкновенными, а волшебными. Кисточки и краски у вас тоже волшебные. Проведёте косточкой- лучиком и на земле голубые цветы появятся, проведёте другим – трава зелёная вырастет, третьим лучиком коснётесь – птицы в лесах защебечут. ( дети рисуют под музыку) . - Сколько в ваших рисунках солнца, голубизны. Всё это создаёт радостное настроение. А давайте ваши рисунки отправим Незнайке, он в них и найдёт ответы на свои «Почему». Ребята, обычно весной водят хороводы, давайте и мы с вами встретим весну весёлой песней. «Звонко капают капели возле нашего окна, Птицы весело запели, чив- чив- чив пришла весна Мы вчера нашли подснежник на проталинке лесной, Голубой цветочек нежный пахнет солнцем и весной». Литература: 1. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» 2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду 3. В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду» 4. В. П. Арсентьева «Экологическое воспитание дошкольников»

Оставить комментарий: