Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы (звуки ф-фь)

Опубликовано: 09:32:55 17-11-2020

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной группы

Тема: Звуки Ф – Фь. Буква Ф.

«Путешествие с фокусниками»

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- закрепить навык произношения  звуков Ф, Фь;

- учить дифференцировать звуки Ф, Фь по твёрдости-мягкости;

- учить характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам;

- упражнять в образовании сложных слов.      

  1. Коррекционно-развивающие:

 - совершенствовать звуковой анализ слов;

 - продолжать развивать  фонематический слух и слуховое восприятие;

 - активизировать  зрительное и слуховое внимание;

  - способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать);

 - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

  1. Коррекционно-воспитательные:

 - развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;

  - поощрять доброжелательные взаимоотношения;

   - совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).

Оборудование: аудиозапись песен, сигналы для обозначения твёрдых и мягких согласных, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Ф, Фь, карточки с заданием, буква Ф, фишки для выкладывания звуковой схемы, картинки-пазлы, мяч, «черный ящик», перфокарты, ручки, простые карандаши,  оборудование для фокуса (банка с водой, карточки со словами).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Звучит песенка поросенка Фунтика и дядюшки Мокуса из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика»

Логопед:

- Как вы думаете, ребята, кто пел эту песенку?

Дети:

- Это поросёнок Фунтик и дядюшка Мокус.

Логопед:

- Чем они занимались?

Дети:

- Дядюшка Мокус путешествовал по свету, показывал разные фокусы и терпеть не мог обманщиков. У него были помощники: поросенок Фунтик, бегемот Шоколад и мартышка Молли.

Логопед:

- Как называют артистов, которые показывают фокусы?

Дети:

- Фокусниками.

Логопед:

- Ребята, а вы согласны с ними путешествовать и поучаствовать в показе фокусов?

Дети:

-Да.

  1. Сообщение темы.

Логопед:

- Посмотрите на фокусника, он достал из своей шляпы большого ежа и маленького ёжика. Большой ёжик фыркает: Ф-Ф-Ф! Маленький ёжик фыркает: Фь-Фь-Фь. Сегодня мы будем учиться различать звуки Ф и Фь.

  1. Характеристика звуков Ф, Фь.

Логопед:

- Повторите песенку большого ежа: «Ф-Ф-Ф!».

- Что при  произнесении звука Ф делают губы, зубы?

Дети:

- Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает препятствие, голос не работает.

Логопед:

 - Дайте характеристику звука Ф.

Дети:

- Звук Ф – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком с наушниками.

Логопед:

- Повторите песенку маленького ежа: « Фь-Фь-Фь.

 -  Дайте характеристику звука Фь.

Дети:

 Звук Фь– согласный, мягкий, глухой, обозначаем зелёным кружком с наушниками.

Логопед:

- Чем похожи звуки Ф и Фь?

Дети:

- Они согласные, глухие.

Логопед:

-Чем они различаются?

Дети:

- Звук Ф - твердый, а звук  Фь - мягкий.

  1. Дифференциация звуков Ф-Фь.

а) Выделение звуков Ф, Фь на слух.

Логопед:

Игра «Сигнальщики».

- Я называю разные слова, услышите звук Ф - поднимайте синий сигнал, услышите звук Фь - зеленый.

Игра «Назови нужное слово»

- Рассмотрите картинку на доске и  у каждого на столе. Поросёнок Фунтик и дядюшка Мокус будут показывать  фокусы, для этого они приготовили разнообразные предметы. Назовем их по цепочке. Ребята, которые сидят на первом ряду, выбирают картинки со звуком Ф, а ребята, которые сидят на втором ряду - картинки со звуком Фь.

- За каждый правильный ответ, получаете  часть пазла. В конце занятия посчитаем, кто набрал сколько пазлов.

Картинки: шарф, фен, туфли, кефир, факел, конфета, фиалка, салфетка, фонтан, фонарь, филин, флажки.

Игра с мячом «Мы фокусники».

Измени первый звук в слове:

             пара – фара                               плот – флот

             бантик – фантик                       мишка – фишка

             вены – фены                             вата – фата

             норма – форма                         марш - фарш

Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку.

б) Определение детьми позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Игра «Кто в домике живёт?»

Логопед:

- На столе у каждого карточка с тремя картинками, надо определить, какое из трёх слов подходит к схеме, соединить. Далее взаимопроверка в парах.

  1. Звуковой анализ.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед:

-  Фокусник нарисовал цветы (ромашка, колокольчик, незабудка, фикус). Внимательно рассмотрите их,  найдите лишний предмет. Что это за растение?

Дети:

- Фикус.

Логопед:

- Почему он лишний?

Дети:

- Фикус – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы. 

Логопед:

- Разделим слово ФИКУС на слоги, составим схему слова  с помощью фишек.

Логопед:

- Ребята, мы с вами тоже немного фокусники, превратим слово ФИКУС в слово ФОКУС.

- Что надо поменять в схеме?

Дети:

- Зелёный кружок на синий, красный вытянутый овал на большой овал.

  1. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Звучит музыка из передач «Что?Где? Когда?»

Логопед:

- Отгадайте, что в «Чёрном ящике?»

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.  (Фотоаппарат)

- Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы потом их вспомнить. Из каких двух слов образовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова образованы от слова ФОТО?

Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобумага, фоторамка).

  1. 7. Физкультминутка с шариком су-джок

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  1. Знакомство с буквой.

Логопед:

- Звуки Ф и Фь обозначаются одной буквой Ф (показываю букву)

Дети рассматривают букву Ф

 Логопед: 

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

Г. Виеру

- На что похожа буква Ф?

- Сколько у неё элементов?

- Давайте напишем её в воздухе.

Работа с перфокартами.

Услышите в словах звуки Ф или Фь, пишите букву Ф.

Проверка: на верхней горизонтальной линии находим в середине букву Ф, от неё ведем линию вниз, соединяя две буквы, затем от средней буквы Ф ведём линию в левый угол, спускаемся вниз и поворачиваем направо, затем от средней буквы Ф ведем линию в правый угол, спускаемся вниз и поворачиваем налево. Если у вас получилась буква Ф, и нет лишних букв, то вы всё сделали верно.

  1. Чтение слов.

Логопед:

- Поросёнок Фунтик и дядюшка Мокус оставили вам задание, надо прочитать слова на карточке и понять их смысл:

НОФ, ОТОФ, НЕФ, ФУП

- Фокус с банкой с водой (чтение наоборот).

  1. Итог занятия.

Логопед:

- Посчитаем количество пазлов у каждого ребёнка, определяем победителя. Выкладываем картинку из пазлов, находим слова со звуками Ф, Фь.

Звучит песенка поросенка Фунтика и дядюшки Мокуса из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика».

 

 

 

 

 

Документы для скачивания:

57072_Konspekt frontalnogo logopedicheskogo zanyatiya F-F.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий: