a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды деятельности» Подготовил: Старший воспитатель ДОУ Долженко Н.В.

Опубликовано: 2014-12-29 16:52:22

Документы для скачивания

Доклад из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды деятельности » Подготовил: Старший воспитатель ДОУ Долженко Н. В. Купино 2014 Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание в подрастающем поколении творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления способствующих достижения положительных изменений в жизни общества. Мы должны у наших детей воспитывать пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. С какого же времени следует развива ть творческие способности детей? Дошкольное детство, является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познать окружающий мир. И педагоги, и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в разли чные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление знаний и опыта – это необходимая предпосылка для будущей творческой личности. Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности, музыкально- ритмических, театрализованных, музык ально- игровых, рисовании и лепке, художественно- речевой. Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено на само й низкой ступени. Готовность нашего педагогического коллектива решать задачи развития творческих способностей дошкольников возникла при проведении инновационной работы в детском саду по теме: « Использование элементов музейной педагогики в работе с дошкольниками»( 2010- 2013 гг. ) . Благодаря личному развернутому плану работы, каждый педагог использовал в своей деятельности частичку творческого потенциала. Ф ольклор, создание в группах мини- музея, где гостили народная игрушка, тряпичная кукла, русский народный костюм. Обыгрывая и развивая интерес детей к русском у народному творчеству, постепенно подкрепляя и соприкасаясь с подлинным бытом и укладом на базе ГБОУ ДОД «Центр традиционной культуры села Купино», работая по совместному плану с педагогами организаторами, решение задачи «Развитие творческих способностей у дошкольников через различные виды деятельности» реализуется по двум направлениям. С одной стороны педагоги ДОУ совершенствуют свои творческие спосо бности, накапливая теоре тический и прак тический опыт, непосредственно работая с дошкольниками. С другой стороны- педагоги – организаторы. Опыт работы показал, что предметно- развивающая среда объективно, через свое содержание и свойства, создает условия для творческой деятельности. Она побуждает, формирует, воображение становится материальной основой мыслительного процесса. И здесь важную роль играет личностная и профессиональная позиция педагога, создать такую среду развития, где будет разнообразие насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды. Развивающую среду в нашем детском саду мы пополнили световым столиком для рисования песком, созданием мини- музея в группах( 2 младшая, средняя) , пополнением групп п редметами русской старины( сундук, печка, люлька- качалка) , пошиты ко стюмы( русские народные, художники, цыгани, военные: казаки, моряки, пограничники) , для кажд ого танца изготовлена декорация( деревья, ворота, домик, кисточки и палитра, трон, макет карты, макет телевизора, макет магнитолы, панно «Сердце из искусственных цветов», коллаж из шаров, пятиконечная звезда, макеты матрешек) Центр театрализованной деятельности во всех группах пополнены и обновлены следующими видами театра: начиная с 1 младшей группы: ( пальчиковый театр- « Репка », плоскостной театр «Маша и медведь») ; 2 младшая группа: конусный «Теремок», «Колобок», «Репка»; пальчиковый «Рукавичка», «Теремок», «Колобок», «Репка»; настольный- «Гуси- лебеди»; средняя группа: настольный «Волк и семеро козлят», «Три медведя»; пальчиковый «Колобок», театр- рукавичка «Морозко»; уголок ряженья( шляпки, крылышки, береты, фартуки) старшая группа театр- рукавичка «Кот, петух и лиса», «Морозко», «Теремок», театральные атрибуты Центр ы творчества пополнены мольбертами, магнитными досками с маркерами. Детская площадка средней группы оборудована силами спонсоров и родителей этнографическим уголком казацкого быта: мельница, печка изба, лавки, стол, колодец, сани, гнездо аиста, подвесные колокола, где прошли мероприятия: «Открытие площадки», « Осенняя ярмарка ». Так в 1 младшей группе педагог Купина Анна Юрьевна применила новый эффективный нетрадиционный метод развития дошкольников – это рисование песком на световом столе. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком, дают ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Взаимодействие с песком – одно из по пулярных в мире направлений арт- терапии. Кроме того, справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствует снятию напряжения, тревожности и фобий. Кто сказал, что рисовать можно кисточкой и карандашом? Пальцы слушаются ребёнка лучше, чем карандаш. Рисование песком один из самых необычных способов творческой д еятельности. Песочное рисование- хороший «релакс», и в какой – то степени, медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как дает возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что занимаясь рисованием песком, ребёнок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способности находить красоту в обыденном, учиться, творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо или море. Рисование песком на стекле последнее время стало очень популярным занятием. Для работы педагог использует стол со стеклянной поверхностью и подсветкой. Для рисунка использует речной песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: соль, манку, рис, молотый кофе. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное быстро достигать желаемого результата. Творческие сеансы проводятся в форме сказки или игры. Играет тихая музыка, затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать открытым новому опыту, познанию, развитию. Во 2 младшей группе педагог Нестеренко Ирина Евгеньевна использует устное народное творчество в развитии творческих способностей детей уже не первый год. В устном народном творчестве использует все виды фольклора( сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы) . В образовательной деятельности и в свободное время, работая над развитием творческих способностей у детей, все- таки большее внимание у деляет русским народным сказкам: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», « Колобок», «Волк и семеро козлят». Сказки старается не читать, а рассказывать, тем самым разговаривать с каждым ребенком и этим воспитывая очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Дети младшего возраста быстро запоминают такие образцы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза и др. Затем дети начинают использовать эти образы в своих играх, учатся рассказывать сказки. После рассказывания проводиться беседа, которая позволяет детям лучше понять содержание, постичь языковую неповторимост ь сказки. Однако, не следует забывать, ч то ребёнок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь тогда, когда ребенок запомнит лишь частично текст. Одним из эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок. Дети из слушателей превращают в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Развивает речь детей их творчество- кукольный театр. В младшем возрасте педагог учила в одить кукол и делать движения и, конечно, озвучивать героев. Застенчивые дети боялись участвовать в инсценировании сказок, стеснялись говорить перед детьми. Поэтому, организация особого рода среды имела огромное значение. Предметы быта, их предназначение, способы действия с ними, вовлекали детей в процесс приобщения к устному народному творчеству. В группе используют мини- музей кукол, где размещены куклы на вышитых салфетках, на полотенцах, скатерти, которую вышивали воспитатели, родители и прабабушки детей. Все куклы доступны детям, экспонаты можно менять и переставлять, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиций. Находить сходства и различия, и помнить, что все куклы созданы руками человека и, относиться к ним нужно бережно. В группе гостит люлька с младенцем куклы, которому исполняют колыбельные песен ки, потешки, прибаутки, пестушки. Почетное место занимает бабушкин сундук, в котором всегда нахо диться для детей что – то новое, неизведанное, интересное. Для родителей проведены консультации: «Кто такие гуленьки? », «Народная сказка в системе воспитания дошкольников», «Значение детского фольклора в развитии речи детей», оформила ширму «Что за прелесть, эти сказки! ». В результате работы считаем что, приобщение к устному народному творчеству способствует развитию связной речи. Происходит обогащение активного словарного запаса, развитию творческих способностей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, к его обычаям и традициям. В средней группе педагог Наумова Марина Васильевна стимулирует творческий потенциал детей, развивая художественно- творческие способности, на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования. Начиная со второй младшей группы педагог разработала проект на 2013- 2015 уч. года на тему: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные методы рисования» с целью реализации следующих задач: Выявление уровня творческих способностей в художественном творчестве детей. Разработка и внедрение нетрадиционных методик рисования в практику работы с дошкольниками, способствующих развитию художественно- творческих способностей; Создание развивающей среды на основе различных видов предметного окружения. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей. Работу начали с создания в г руппе условий для творческой деятельности, пополнения и сбора нестандартных материалов с принципом их доступности. Образовательная деятельность ведется в следующих направлениях: - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения, к более сложным; - от использования готового оборудования и материала к применению таких, которых необходимо самим изготовить; - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; - от применения в рисунке одного вида техник к использованию смешанных техник изображения; - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. В работе использует новые развивающие технологии: - личностно- ориентированные( проблемные вопросы и ситуации) ; - коммуникативные( беседы и диалог, расширение и активизация словаря) ; - игровые( оригинальность сюжета, мотивация) ; - педагогические( доверительная беседа и стимулирование) Уже с младшей группы дети используют рисование в различной технике( пальчиками, ладо шками, рисование мятой бумагой, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск печатками из картофеля) . Эти работы вызывают интересы у родителей, приобщают к совместному участию в различных мер оприятиях, выставках, конкурсах( призовое место в районном конкурсе «Моя Белгородчина»- у частник семья Васиной Миланы) , матер- класс по рукоделию( изготовление поделки в технике рисования пластилином на стекле) семья Плешкова Андрея, семинар- практикум для родителей на тему «Нетрадиционная техника рисования рисование манной крупой» В среднем дошкольном возрасте педагог знакомит с более сложными техниками: - печать поролоном; - печать пробками; - восковые мелки+ акварель; - свеча+ акварель; - отпечатки листьев; - рисунки из ладошки; - рисование ватными палочками; - волшебные веревочки; - по мокрому листу; - тампонирование; - по трафарету. Каждая из этих техник – это маленькая игра. В ней педагог позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее. Развивает воображение, дает полную свободу самовыражению. В группе регулярно проводятся выставки детских работ. Диагностика развития творческих способностей свидетельствует о положительной динамике. Слайд № Работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей у детей посредством танца ведет педагог Немшилова Татьяна Анатольевна. Свою работу начала с разработки проекта на тему: « Развитие творческих способностей детей посредством танца» со второй младшей группы. Работает по перспективному плану со следующими задачами: - развивать творческое воображение посредством музыкальных образов; - побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально- творческой деятельности; - развивать природную способность детей к танцевальному творчеству; - создать в танце предпосылке к формированию творческого мышления; - приобщать родителей к совместной тан цевально- творческой деятельности через образовательную деятельность, праздники, развлечения. Развивая танцевальное творчество, педагог большое внимание уделяет тем детям, у которых были низкие хореографические сп о собности. Преобладающий вид деятельности – это постановка различных танцев: - сюжетно- характерный танец во всех его разновидностях; - элементы классического танца; - массовый детский танец; - ритмические танцы; - спортивные танцы( тематического характера) - элементы народного танца. Справиться с импровиз ацией в танце педагог помогает своим воспитанникам, постоянно подбадривая их, стимулирует творческую активность, подбирает образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушает уверенность в собственных силах. В процессе наблюдений за детьми определяет те виды упражнений, котор ые вызывают у детей затруднения. В медленном темпе под- счет использует приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагает детям использовать всю композицию от начала до конца. Ставит танцы индивидуально, с подгруппой детей, а так же коллективные. Положительным результатом стало участие воспитанников еще со 2 младшей – средней группы в таких мероприятиях: - «День учителя» в ГБОУ ДОД «Центр традиционной культуры»- 2013 г. - «День Победы» парк культуры и отдыха села Купино – 2013г. « Празднование Дня Победы и присоединения Крыма к России» конно- спортивный клуб «Держава» Их выступления не остаются не замеченными и отмечены почетными гра мотами. Анализируя анкетирование по данной теме, родители отметили, что дети стали активнее, легко работают, исполняя различные танцевальные композиции, фантазируют, сочиняя элементы танца. Поэтому родители принимают активное участие в изготовлении декорации, шьют костюмы. Стимулировать детскую любознательность и естественный интерес к танцева льной деятельности, затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров, по з накомить с различными танцами, что позволи т не тол ько расширить кругозор, но и дас т возможность экспериментировать и создавать самому, творить. Связать танцевальные композиции с музыкально- ритмиче ской деятельностью; способствовать формированию у детей более глубоких знаний; развивать воображение, музык альность и ритмичность; помочь усвоить различные комбинации движений, рисунки танца. Считаем, что цель проекта достигнута, несмотря на то, что впереди еще полугодие учебного года. Работа с родителями Ожидаемые результаты для развития творчества детей: повысится уровень эмоционального благополучия воспитанников; дети проявят большую самостоятельность, инициативу, фантазию; научатся планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения; смогут выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, танец, устное народное творчество; научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявят желание участвовать в выставках внутри ДОУ, в конкурсах на городском, областном и других уровнях. И в заключение доклада хочется отметить, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

Оставить комментарий: