Консультация для педагогов «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
«Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Ход консультации
Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться.Нарушения речи могут спровоцировать у ребёнка чувства неполноценности, неуверенности в себе, в дальнейшем - замкнутости, отказа от общения.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является-развитие мелкой моторики.
Уровень развития мелкой моторики-один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные :
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без.
Самомассаж (поглаживание, разминание).
Игры - конструкторы,мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.
Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней.
Игры с бумагой, песком, водой.
Лепка из глины, теста, пластилина.
Игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.
Нетрадиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячами (гладкими и «колючими»), карандашами, массажными щётками,грецкими орехами, каштанами, шишками и др.
Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: с сыпучими материалами (пшено, манка и др.), бросового (крышечки, баночки и др.), природного (камешки, ракушки, орехи, каштаны, шишки и т.д., хозяйственно-бытового (прищепки, платочки, фольга, пуговицы и др.).
Ребенку необходимо все потрогать, так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, вес (тяжёлый-лёгкий), размер и форму предметов.Чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны.
Благодаря пальчиковым играм у ребёнка развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Главное требование в играх с рукой, её кистью, пальчиками:забота о развитии правой и левой руки.
Сегодня я расскажу Вам о некоторых нетрадиционных пальчиковых играх, которые я использую в своей работе:
Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
Игры с мячиками.
Я используем гладкие мячики и «колючие» (можно катать по ладошке, столу, коврику).
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад- вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну.
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнет. (повторяем то же самое другой рукой).
Игра с использованием прищепок.
Прищипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь-кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
Пальчиковая гимнастикас карандашом.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Пальчиковая игра «Башмачки»
Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка,
Только шаркает немножко.
Игра «Пальцеход» с использованием коврика с пуговицами.
Ребёнок ходит по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы.
Ходит цапля по болоту,
На прогулку, на работу-
Очень нужно цапле там,
Взять еду своим птенцам!
Игры с крупой.
Рассыпать на подносе крупу тонким слоем и показать ребёнку, как можно на ней рисовать. Подносы подбирать с высокими краями.
Прежде чем приступить к рисованию, дать ребёнку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал.
Поиграть с крупой, потом разровнять крупу и провести по ней пальцем, оставляя след.
Малыш научится рисовать несложные рисунки (забор, дождик, волны)
Можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох, гречку и пусть малыш ищет их.
Когда игрушка найдена, ее рассматривают, если это животное, то звукоподражают.
Например:
-Посмотрите, кого нашла Вика? Кто это?
-Правильно, это собачка.
-Как собачка лает?
-Гав, гав!
-Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючка,
С детками играет,
Очень громко лает: гав, гав!
Игра «Проглот» (с использованием носового платка)
Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы одной руки. Другая рука не помогает! (потом другой рукой)
У меня живот проглот-
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо как у бегемота!
Игры с фольгой
Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить.
Завернуть маленькую игрушку в фольгу и предложить ребёнку развернуть, посмотреть кто спрятался.
Хотелось бы напомнить, что играя с ребёнком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют выражать свое отношение к окружающему.
Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.
Все представленные методы, предложенный игровой материал может использоваться не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.