a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Специфика работы учителя-дефектолога в средней группе компенсирующей направленности. Учитель-дефектолог Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2020-12-05 08:08:02

Документы для скачивания

Специфика работы учителя- дефектолога в средней группе компенсирующей направленности Учитель- дефектолог Чикризова М. С. Учитель- дефектолог работает с детьми дошкольного возраста, имеющими недостатки в психофизическом развитии. Целью коррекционно- педагоги ческой работы с дошкольниками с детьми в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Учителю- дефектологу важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Также в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Именно на такой вариант обучения ориентирован наш детский сад. С детьми педагог работает индивидуально и в подгрупповой форме. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника. При поступлении детей в группу учитель- дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребенка на протяжении дву х этапов: - 1- й этап( сентябрь) : выявление особенностей психического развития( познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы, ведущей деятельности) . Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются условия воспитания в семье. Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, разработать индивидуальные планы. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно- развивающей работы. Я выделяю 4 н аправления коррекционной работы: - Развитие элементарн ых математических представлений; - Ознакомление с окружающим миром; - Сенсомоторное развитие. - Мыслительная деятельность( р азв итие высших психических функций) Направления коррекционной- работы учителя- дефектолога Ознакомление с окружающим миром. Основная задача познавательного развития детей с ОВЗ – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, представления. Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенка знакомят с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов. Развитие элементарных математических представлений. В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно- развивающих и образовательных задач. Математическое развитие является мощным инструментом: - для сенсорного развития( ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др. ) ; - для познавательного развития( умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и закономерности и др. ) ; - развития речи( формирование навыков построения развернутых высказываний, логико- грамматических конструкций) ; - подготовки к школьному обучению. Формирование математиче ских представлений у детей с ОВЗ осуществляется с учетом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания и методов обучения математике учитываются возрастные особенности и особенности психического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям: - величина- форма- цвет- количество и счет- ориентировка в пространстве- ориентировка во времени. Занятия по сенсомоторному развитию Мыслительная деятельность( развитие высших психических функций) П роводятся учителем- дефектологом в средней группе. Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию. На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев. Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие: - зрительного восприятия( восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно- двигательного восприятия) ; - слухового восприятия( развитие неречевого и речевого слуха) . Помимо фронтальных подгрупповых занятий учитель- дефектолог ежедневно проводит индивидуальную работу с детьми. По результатам анализа диагностического обследования детей педагог составляет план индивидуальной коррекционно- развивающей работы на предстоящий учебный год. В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях, учитель- дефектолог старается отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи. - 2- й этап( две недели мая) : определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу. Взаимосвязь с узкими специалистами. Необходимо также отметить, что учитель- дефектолог работает в тесном контакте с воспитателями, психологом, музыкальным работником, физкультурным руководителем, медицинской сестрой и родителями. На своих занятиях учитель- дефектолог использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. На индивидуальных занятиях учитель- дефектолог: - посредством специально отобранных методов и приемов развивает основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение; - стимулирует развитие учебной мотивации и познавательной активности; - совершенствует двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков; - производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых заняти ях, усвоенных ребенком не в достаточной степени; - закрепляет основные понятия по ранее изученным темам; - отрабатывает с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.

Оставить комментарий: