a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - рекомендации

Автор: Опубликовано: 2020-12-09 18:55:01

 

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

В настоящее время в России тема финансового образования населения является актуальной, потому что в условиях трансформации экономической системы у жителей страны нет достаточного опыта жизни в рыночной экономике. Как результат – некоторые семьи не владеют базовыми знаниями о функционировании финансового рынка, не могут обеспечить личную финансовую устойчивость особенно в периоды экономических кризисов. Устойчивое развитие современной рыночной экономики, опирающееся на постоянные инновации на финансовых рынках, требует особого подхода к теме финансовой грамотности населения. Проблема состоит в том, что функционирование финансовых институтов предполагает активное участие в них самых разных слоев населения. Финансовый рынок сегодня предполагает наличие широкого спектра сберегательных и кредитных инструментов, пенсионных и страховых программ, финансовых услуг, связанных с секторами жилищного обеспечения и образования, и т.д. Без преувеличения можно утверждать, что сегодня каждый российский гражданин вовлечен в рынок финансовых услуг и эта включенность возрастает с каждым годом.

Проводимые различными организациями социологические исследования фиксируют в целом достаточно низкий уровень финансовой грамотности российского населения. Согласно исследованию Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в 2017 году почти половина (около 46%) жителей страны по их собственному мнению признали себя финансово неграмотными в целом [3]. Большая часть населения может справиться с простейшей финансовой арифметикой. Например, тестирование показало, что почти 60% понимают, какой процент прибыли им следует ожидать по вкладу в банк на конкретный срок под конкретный процент, как изменит доходы инфляция. Однако более половины жителей России не ведут письменного учета доходов и расходов семейного бюджета, а среди тех, кто подписывает финансовые документы, только 35% стараются уточнить или получить консультацию. Согласно данным опроса, доля тех, кто выставил себе школьную «единицу» (знаний нет вообще) по финансовой грамотности, выросла с 16% до 20% по сравнению с аналогичным показателем в 2009 г.

В качестве ключевых проблем, как правило, называются: низкий уровень понимания принципов функционирования финансового рынка, отсутствие представлений о ключевых рисках, связанных с использованием тех или иных финансовых инструментов, иррациональная вера в наличие явных или подразумеваемых государственных гарантий по операциям, связанных с деньгами населения, требования об использовании бюджетных средств для компенсации финансовых потерь, имеющих явно рыночную природу, склонность к безответственному финансовому поведению, отсутствие привычки рациональных расчетов при принятии денежных решений [4]. Среди прочих проблем можно выделить постоянную трансформацию нормативной базы, связанную с рынком финансовых услуг, например, непрерывное реформирование пенсионной системы, инновации в страховании вкладов, потребительском кредитовании, налоговой системе и т.д.

В свою очередь вопрос финансовой грамотности является одним из приоритетных на уровне государственного управления, а в последние годы стал особенно актуальным. Так, в сентябре прошлого года Минфином была принята «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы» [5], в которой обозначены главные направления политики государства в области повышения финансовой культуры в среднесрочной перспективе. Для достижения достойного уровня жизни граждан необходимо в первую очередь сформировать базовые принципы финансово грамотного поведения, контролировать качество продуктов и услуг, предоставляемых на финансовых рынках. С аналогичной целью был создан проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [9], главной задачей которого обозначено формирование у населения опять же разумного финансового поведения, а также ответственного отношения к личным финансам. Кроме того, в этом проекте обращено внимание на повышение эффективности защиты интересов населения как потребителей финансовых услуг. Судя по охвату взаимодействующих структур, такие как Роспотребнадзор, Центральный Банк, Министерство образования и науки, а также Министерство экономического развития, мероприятия по улучшению общественного благосостояния – это неотъемлемая часть внутренней государственной политики.

Отдельное внимание уделяется формированию основ финансовой грамотности среди обучающихся. В краткосрочной перспективе молодежь станет ключевым сегментом финансовой структуры. Полученный опыт и сформированные компетенции финансово рационального поведения позволят подрастающему поколению принимать осознанные решения, ответственно распоряжаться личными финансами, анализировать возможные последствия, что в свою очередь способствует улучшению финансового благополучия человека и являются важными факторами его успешной социализации в обществе. Упомянутые выше обстоятельства заставляют сделать вывод о необходимости использования возможностей системы образования как одного из элементов государственной политики по воздействию на финансовое поведение граждан.

В соответствии с постоянно обновляемыми образовательными стандартами [10] по большинству направлений высшего экономического образования в качестве общекультурной компетенции выделяется «способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности» и предоставили право вузам самим выбирать способы (дисциплины, практики) овладения студентами указанной компетенции. В основном, это преподавание экономической теории, хотя названия дисциплин могут быть иными. Однако можно констатировать, что экономика продолжает доходить до студентов в основном в виде абстрактных моделей, мало связанных с реальностью и не имеющих прикладного значения. Учебные методики и программы не всегда предусматривают практические интерпретации, получаемых студентами знаний, даже в форме показа, как они могут быть использованы в простейших бытовых ситуациях. В то же время нельзя отрицать, что значение этих курсов даже в таком виде чрезвычайно важно для поддержания среди выпускников вузов минимального уровня экономической культуры. Тем не менее вопрос о том, как дополнить теоретические знания умениями их практического применения, – это вопрос не только о необходимости такого подхода, но и о том, какие шаги должны быть для этого предприняты, в каких пропорциях и как могут и должны сочетаться мировоззренческие и прикладные аспекты.

По словам координатора проектов Минфина в области финансовой грамотности А. Зеленцовой: "Сегодня образовательное учреждение само может решать, какой предмет выбрать для внедрения в качестве факультативного курса. Это сообща определяют учителя, родители, школьные советы. И многие учебные заведения выбирают именно финансовую грамотность, что, конечно, очень радует. Многие учебные заведения уже ввели курс финансовой грамотности с начальной школы до выпускных классов" [6].

В данном контексте значимость и ценность переподготовки педагогических сотрудников к ведению предмета по основам финансовой грамотности для обучающихся разных целевых и возрастных групп не вызывает сомнений. Однако существующие программы повышения квалификации по финансовой грамотности не в полной мере удовлетворяют современным запросам образовательной системы. Это обусловлено рядом причин: во-первых, трудным содержанием самого предмета изучения; во-вторых, широким спектром современных методик деятельностного обучения, которыми должны владеть педагог и для достижения планируемых результатов обучения финансовой грамотности. Кроме того, сложность подготовки педагогов обусловлена также тем, что финансовая грамотность может вестись на всех этапах (начального, основного, среднего) общего и среднего профессионального образования, как в рамках урочной деятельности в виде самостоятельного или интегрированного предмета, так и факультативно [8].

Именно поэтому возрастает необходимость стандартизации всех существующих курсов повышения квалификации в области «Финансовой грамотности» для педагогических работников. Целевая аудитория таких курсов может быть достаточно обширна: от школьных учителей и вожатых детских лагерей до представителей администрации школы. Организационная форма таких курсов позволяет применять дифференцированные методики в соответствии с возрастом и психологическими особенностями учащихся. Следовательно, педагогические работники, которым предстоит работать в разных условиях должны на курсах повышения квалификации помимо базовых знаний преподавания финансовой грамотности также получить конкретные (вариативные) знания и навыки, необходимые именно им для организации образовательной деятельности. Именно поэтому дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разных категорий педагогических работников должна включать базовую часть и вариативные модули, раскрывающие особенности преподавания финансовой грамотности для обучающихся разных возрастных групп [1].

Возможные в ходе повышения квалификации формы работы со слушателями вытекают из целей и задач программы, это – лекции проблемного и обобщающего типа, семинары, практические занятия аналитического и проектировочного характера, деловые игры, кейс-технологии, анализ практических ситуаций, проектировочные практикумы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельная работа, защита итоговых проектных работ. Выбор методических подходов к организации процесса обучения слушателей курсов повышения квалификации обусловлен, в том числе особенностью образовательной программы курсов. Концептуальной идеей повышения квалификации педагогических работников является изучение и освоение методики преподавания финансовой грамотности обучающимся в системе общего и среднего профессионального образования через включение их в деятельность. Образовательный процесс повышения квалификации выстраивается в логике деятельностного подхода, который позволяет обеспечить вариативность (углублять знания и совершенствовать компетентности в зависимости от профессиональных потребностей слушателей), с другой – расширять спектр знаний и умений, направленных на решение общих проблем практики финансовой грамотности. Организованный в соответствии с принципами деятельностного подхода процесс повышения квалификации максимально активизирует личностный опыт педагога, повышает мотивацию и включает в деятельность, творческий поиск, выработку личностной позиции в ходе занятий через накопление опыта и развитие саморефлексии. Содержание и организация процесса повышения квалификации должны быть направлены на развитие способности слушателей выходить на рефлексивную позицию по отношению к собственной практике преподавания финансовой грамотности. При таком подходе знания и умения осваиваются в процессе учебной деятельности на основе решения ситуаций, с которыми педагоги сталкиваются в практике своей работы.

Одной из основных педагогических технологий, с помощью которой можно эффективно организовать образовательный процесс повышения квалификации педагогических работников по финансовой грамотности является технологии: обучения в сотрудничестве, кейс-стади, метод проектов и др. Обучающийся в результате освоения программы должен иметь практический опыт: разработки учебно-методических материалов, обеспечивающих освоение материала по темам, курсам, модулям программ финансового просвещения; самостоятельной разработки планов (сценариев) и проведения индивидуальных и групповых занятий по финансовой грамотности с избранными категориями населения [7]. В программе повышения квалификации акцент должен быть сделан на активные виды учебной деятельности: семинары, проектную работу, тренинги. Для того чтобы слушатель программ переподготовки воспринимал знания нужными и актуальными, ему необходима одновременная постановка и решение конкретной значимой для него проблемы финансового просвещения.

В настоящее время активно реализовывают наиболее полные программы повышения квалификации два вуза. С 2016 года на базе экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова создан сетевой методический центр повышения квалификации для преподавателей вузов, с целью развития программ повышения финансовой грамотности студентов, посредством максимально широкого распространения новейших педагогических разработок и образовательных методик в рамках реализации основных образовательных программ высшего образования, в первую очередь, по неэкономическим направлениям и специальностям. Работа центра также направлена на совершенствование и дополнение разработанных образовательных программ, учебно-методических и информационных материалов, накопление которых происходит на электронной платформе дистанционного обучения преподавателей вузов, где содержатся ресурсы с актуальной информацией. В свою очередь в НИУ ВШЭ также в 2016 году был создан методический центр по финансовой грамотности федерального уровня для систем школ и учреждения СПО, который является структурным подразделением вуза в рамках реализации одного из проектов Минфина, указанных выше. Осуществление проекта ведется на основании контракта с Минфином. Основной деятельностью центра признано создание в стране кадрового потенциала учителей, преподавателей, методистов, администраторов образовательных организаций, а также эффективной инфраструктуры по поддержке деятельности педагогов по распространению финансовой грамотности. Таким образом, на данный момент мы имеем две взаимодополняющие структуры по ступеням общего среднего и высшего образования.

Для успешной реализации своего потенциала педагогу необходимо иметь возможность для создания собственного курса, метапредметных уроков или других мероприятий по финансовой грамотности, а также регулярно участвовать во встречах и конференциях с экспертами, реализовывать собственные проекты по финансовой грамотности, иметь открытый доступ к образовательным мероприятиям и материалам. Профессиональная программа переподготовки сможет в полной мере удовлетворить эти запросы. Это неотъемлемая часть не только аттестации педагога, но и ресурс его преподавательской деятельности. Соответственно профессиональная подготовка учителей по финансовой грамотности должна иметь единые стандарты и требования к предполагаемым результатам. На данный момент существует множество различных курсов, дидактических материалов, которые необходимо систематизировать и обобщить. Государство в последние годы уже сделало несколько шагов в этом направлении. Нужно рассматривать повышение квалификации педагогов как фактор роста финансовой грамотности молодежи. Знания и навыки, получаемые в рамках курсов повышения квалификации, одинаково необходимы как педагогу, так и ученикам. А в свою очередь развитие экономической культуры с первых школьных ступеней – это инвестиция не только в будущее отдельных граждан, но и в качество жизни всего населения страны.

Оставить комментарий: