a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая рекомендация «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в конструктивной деятельности» Воспитатель: Анисимова Е.В.

Автор: Анисимова Елена Витальевна Опубликовано: 2020-12-14 15:17:01

Документы для скачивания

  «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля » в конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Воспитатель МА ДОУ « ЦРР- детский сад № 2 г. Шебекино » Анисимова Елена Витальевна Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: - социально- коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно- эстетическое развитие; - физическое развитие. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля ». Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. Основой «Даров Фребеля » являются  - мяч, шар,  кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т. д. Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля » представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом. Модуль № 1 – «Текстильные мячики». 12 штук – 6 пар мячиков одинаковых по цвету и обвязанных цветной нитью. 6 мячиков имеют нить – петельку для подвеса. Цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зеленый( цвета радуги) . С помощью данного модуля: -  тренируется мелкая моторика рук; - развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка; - дети изучают цвета и формы; - ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества( величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и тд. ) ; - с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны; - закрепление опыта основ движения( вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию. Модуль № 2 – «Основные тела». 6 штук, 3 пары геометрических фигур – шар, куб, цилиндр. 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса. Сборная подставка для подвешивания фигур. - знакомство с разными формами предмета; - сравнение фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой. - формирование самостоятельных исследовательских навыков; - изучение движения предмета по траектории и различным направлениям. - с помощью фигур, подвешенных на нитях, обучаем направлению движения предмета в различные стороны. Подобные занятия закрепляют опыт основы движения( вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз) и формируют у ребёнка пространственную ориентацию. - развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка. Модуль № 3 «Куб из кубиков» Модуль № 4 «Куб из брусков» Модуль № 5 «Кубики и призмы» Модуль№ 6 «Кубики, столбики, кирпичики» Модули 3- 4 представляют собой куб, разделённый на мелкие кубики. Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей знакомит с числом. Исследуя кубики. Ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения( стол, стул, ступеньки и т. д. ) . Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью. Таким образом развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил. В игровой форме занятия с материалами помогут ребёнку развить на практике логические способности, ум ение рассуждать и делать выводы, развивает навыки конструктивной деятельности. 5- 6 модули включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций. Модуль № 7 «Цветные фигуры» 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты. - изучение различных плоскостных геометрических фигур; - сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме; - тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно- моторной координации; - подготовка руки к рисованию; - развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок. - развитие речевых способностей и игровой деятельности ребёнка. Модуль № 8 «Палочки» 6 наборов палочек разной длины и разного цвета: синий, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, чёрный и белый. - тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно- моторной координации; - сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, соотношение количества и размера; - обучение счёту, использование палочек в качестве счётного материала; - выполнение простейших математических действий( сложение и вычитание) ; - развитие творческих способностей- составление различных узоров и картинок; - развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка. Модуль № 9 «Кольца и полукольца» Деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный. - тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно- моторной координации; - развитие творческих способностей- составление различных узоров и картинок; - развитие игровой деятельности ребёнка. Модуль № 10 «Фишки» Фишки: диаметр – 10 мм, высота – 5 мм. Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, белый, черный. - сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме. - обучение счету использование фишек в качестве счетного материала. - выполнение простейших математических действий( сложение и вычитание) - развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок. - развитие игровой деятельности ребенка. Модуль № 11 «Цветные тела» Цилиндры, шары и кубы с отверстием. Шнурок для нанизывания. Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый. - тренировка мелкой моторики рук. - развитие сенсомоторных навыков. - изучение различных геометрических форм. - развитие умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу. - развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка. Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка» Синее перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках и шнурки. Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный, белый. - тренировка мелкой моторики рук. - развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу- изучение комбинаций форм и цветов. - подготовка рук к рисованию. - развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка. Модуль № 13 «Башенки» Кубики – 12шт. Треугольные размеры( 1/ 2 куба) – 12шт. Полуцилиндры – 12шт. Куб с вырезом под цилиндр – 8шт. - закрепление название геометрических фигур, конструирование. Объединение с модулями 3- 6 позволит создать сложные конструкции. - развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка. Модуль № 14 «Арки и цифры» Дуги – 75 мм. Дуги – 50 мм. Дуги – 25 мм. 9 кубиков, с цифрами 0 – 1 – 2 – 3, 0 – 4 – 5 – 6, 0 – 7 – 8 – 9. - развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков. - развитие творческих способностей – состояние различных узоров и картинок. - подготовка руки к рисованию и письму. - развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребенка Цель моей работы:  развитие у детей старшего дошкольного возраста не только познавательной, речевой, игровой, двигательной, творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля », но развитие прежде всего, конструктивной деятельности ребёнка. На своём открытом занятии я преследовала следующие задачи: - познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности; - развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте; - развивать навыки игрового взаимодействия со сверстками с использованием игрового набора «Дары Фребеля » в конструировании; - способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля ». С формированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно- действенного и наглядно- образного мышления у ребенка. Полноценное конструирование можно организовать с помощью Даров Фребеля. Игровой набор «Дары Фребеля » обеспечивает целостность образовательного процесса через игру. Именно Фрёбель придумал первый конструктор, который представляет собой набор разных типов игр для каждого возраста. Использование игрового пособия позволяет создать такие ситуации и предлагает детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности. На открытом занятии «Мы кораблестроители» были предложены детям схемы построения кораблей и различных судов. Дети предварительно были проконсультированы о профессиях водного транспорта, проведена беседа с презентацией, о видах водного транспорта, о разновидностях морских судов. Была организована экскурсия в музей «Альбатрос». Дети подготовительной группы были знакомы со всеми модулями Ф. Фрёбеля. Непосредственно на занятии, каждому ребёнку было предложено стать инженерами, построить себе судно и отправиться в морское путешествие со сказочным героем – гостем Буратино. Дети охотно согласились и после подвижной игры «Кораблик» выбрали схему построения судна на выбор. Конструктивная деятельность детей заняла 15 минут, дети были увлечены, помогали друг другу и все справились с заданиями по конструированию кораблей. Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля » даёт положительные р езультаты, развивает мелкую моторику рук и конструктивную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Используемая литература: Педагогика Ф. Фребеля. Код доступа:  http: / / sir35. ru/ pedagogika_ Frebelya Педагогическая систе ма Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега. Код доступа:  http: / / studentam. net. ua/ content/ view/ 2257/ 85/ Фребель Ф. Будем жить для своих детей/ Сост. , предисловие Л. М. Волобуева. - М. : Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с. , ил. - ( Педагогика детства) .  А. П. Букин. Википедия — свободная энциклопедия.  Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Ядешко и Ф. А. Сохина. Просвещение, Москва, 1979 г. Материал из Википедии — свободной энциклопедии( Перенаправлено с Фребель)

Оставить комментарий: