a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на методическом совете по теме: «Агрессивные дети и как с ними играть»

Автор: Загидуллина Наталья Павловна Опубликовано: 2020-12-17 04:13:52

Документы для скачивания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шороховская средняя общеобразовательная школа Исетского района Тюменской области Структурное подразделение дошкольного образования Шороховский детский сад «Радуга» Доклад на тему: « Агрессивные дети и как с ними играть ». Воспитатель: Загидуллина Наталья Павловна с. Шор охово 2018г. Что такое агрессивность? Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение: “Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию. Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые могут находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией. Портрет агрессивного ребёнка. Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т. е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять. Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско- родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. “Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает. Вот как описывает известный детский психолог Н. Л. Кряжева поведение этих детей: “Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”. Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их. Как выявить агрессивного ребёнка? Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставит “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком. Критерии а грессивности. Ребёнок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила, 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других  в  своих ошибках, 6. Часто сердится и отказывается сделать что- либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих( детей и взрослых) , которые нередко раздражают его. Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков. Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребёнка можно использовать специальную анкету, разработанную российскими психологами Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко. Как помочь агрессивному ребёнку? Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое- либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их способы поведения, так называемый, поведенческие репертуар, довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3- х направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в с и туа ц иях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию,  сопереживанию. В основном это работа психолога в ходе индив и дуально й психологической консультации. Но кое- какие рекомендации можно принять к сведению. Работа с гневом. Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению американского психолога Холста, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. - Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что- то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит оттого, в какой форме – словесной или физической – выражает ребенок свой гнев. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволит ь ему подписать рисунок так, как он хочет, если н е умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна провод и т ь ся один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В. Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка”. Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение, при более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань. П ривлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку. Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру “ Обзывалки ”. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность в ы плеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что- то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Игра « Обзывалки ». Цель:   снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме. “Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называт ь друг друга разными необидными словами( заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели) . Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты. . . , морковка! ” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не буд е м. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что- нибудь приятное, например: “А ты. . . , солнышко! ” В течение многих веков русский народ использовал дразнилки, и обзывали для установления с ребенком эмоционального контакта, общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме образцы народного поэтического творчества хранят в себе большие речевые, смысловые богатства и служат для снятия агрессивности у детей. 1. Андрей – ротозей,   Не гоняй голубей.   Голуби боятся, На крышу не садятся, Крыша ломается. Хозяин ругается. 2. Борис- барбарис.   На веревочке повис.   Как веревка оборвется,   Так Борис перевернется. 3. Валя, Валя, простота,   Кислая капуста! Съела мышку без хвоста. И сказала: “Вкусно”! Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый  “Мешочек для криков”:   когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика. Однако далеко не всегда дети ограничиваются( словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией. Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что- либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях. Агрессивный ребенок Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по- разному. И это поведение можно разделить на несколько видов: Внешняя агрессия  – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т. е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть. Внутренняя агрессия  – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови. Признаки агрессии у детей: -   постоянно теряет контроль над собой- постоянно пытается спорить, ругается со взрослыми. - постоянно отказывается выполнять правила. - постоянно специально раздражает людей. - постоянно винит других в своих ошибках. - постоянно сердится и отказывается сделать что- либо. - постоянно завистлив, мстителен. - чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его. Делать какие- либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков. Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности: 1. Бить подушку или боксерскую грушу. 2. Топать ногами. 3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. 4. Втирать пластилин в картонку или бумагу. 5. Посчитать до десяти. 6. Самое конструктивное- спортивные игры, бег. 7. Вода хорошо снимает агрессию. 8. Комкать и рвать бумагу. Как вести себя с агрессивным ребенком? •Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный( положительный) пример. •Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила. •Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю. •Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть. •Направьте его энергию в положительное русло( например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением( восточные единоборства, бокс, ушу) , рисование, пение) . •Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле. •Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям. •Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым. Как играть с агрессивными детьми? ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»( И. В. Шевцова Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение  агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной  фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить  «зверек»  и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой  «зверек»  прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры:   «зверек»  будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами. Игра  «Путаница» Цель: поддержание группового единства. Выбирается при помощи считалки водящий. Он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также не разжимая рук детей. Игра  «Ёж» Цель: реализует потребность детей в  агрессии, снимающей у них мышечные зажимы. Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно- сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке. Игра  «Хищник» Цель:   игра  реализует потребность в  агрессии, снимаемой мышечное напряжение. Дети выбирают для себя какой- либо образ хищника( тигра, льва, волка, рыси и т, п. , располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого. Упражнение  «Воздушный шарик» Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Игра  «Кулачок» Просят участников сжать кулачок крепко- крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится. Игра  «Волшебный сон» Цель: это релаксационное упражнение помогает детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение. Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку. «Начинается  игра  «Волшебный сон». Вы не заснете по- настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не  «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон». Реснички опускаются. Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем( 2 раза, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают.  ( 2раза) . Шея не напряжена, А расслаблена. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется.  ( 2 раза) . Дышится легко. ровно. глубоко. Напряженье улетело. И расслаблено все тело( 2 раза, Будто мы лежим на травке, На зеленой, мягкой травке. Греет солнышко сейчас. Ноги теплые у нас. Дышится легко. ровно. глубоко. Губы теплые и вялые И нисколько не усталые. Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! Игра  «Снежинки» Игра  проводится в просторной комнате. Дети свободно стоят на некотором расстоянии друг от друга. Ведущий просит их представить, что они- летящие с неба снежинки. Дети, широко раскинув руки, начинают произвольно двигаться по  комнате: кто- то может кружиться, кто- то медленно перемещаться в разные стороны. Потом психолог  говорит: «Снежинки подлетают к земле и сплетаются вместе- по две снежинки в одном комочке» ( три, четыре и т. д. ) . Дети должны образовать маленькие группки, состоящие из соответствующего числа участников. Проигрывают те, кто оказался лишним или не успел пристроиться к  «снежному кому», «ТУХ- ТИБИ- ДУХ» Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по- настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито- пре сердито произнесите волшебное  слово: " Тух- тиби- дух" . Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем- либо и снова сердито- пре сердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово  «Тух- тиби- дух»  сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. «ПОПРОСИ ИГРУШКУ»  - ВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары ( участник 1)  берет в руки какой- либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник ( участник 2)  должен попросить этот предмет. Инструкция участнику  1: «Ты держишь в руках игрушку( тетрадь, карандаш, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику  2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями. «ПОПРОСИ ИГРУШКУ»  - НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Цель: обучение детей эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения ( мимики, жестов, дистанции и т. д. ) . После проведения обоих его вариантов ( вербального и невербального)  можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на  вопросы: «Когда было легче просить игрушку( или другой предмет? «Когда тебе действительно хотелось её отдать? Какие нужно было произносить слова? » Эту игру можно повторять несколько раз, она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. «РУБКА ДРОВ» Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность После долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся  агрессивную энергию и  «истратить»  ее во время игры. Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже  вскрикнуть: " Ха! " » Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди. «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ» Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Ребята! Сейчас мы с вами будем  играть  роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение ( педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены)  и произносить страшным голосом звук" У" . Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить" У" , если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в  ладоши: «Молодцы! Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем  детьми! »

Оставить комментарий: