a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Овчарова Д.Г., Лысенко В.И. Практикум для родителей " Дидактические игры, используемые для формирования пространственных представлений у детей 5-7 лет"

Автор: Лысенко Вита Игоревна Опубликовано: 2021-01-13 18:10:18

Документы для скачивания

 

Практикум для родителей

Дидактические игры, используемые для формирования пространственных представлений у детей 5-7 лет.

1.«Выложи ряд»

Цель: Учить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

Оборудование: блоки Дьенеша, карточки – символы изображения фигур.

Ход игры: Дети делятся на две команды: левую и правую. С левой стороны – квадраты, с правой стороны – круги. Каждая команда выкладывает фигуры в заданном левом или  правом углу группы.

  1. «Почтальон»

Цель: Закрепить умение находить левую и правую руку, ориентируясь в собственном теле.

Ход игры: Среди детей выбирается ведущий, который отправляет письмо. Ведущий называет, кому отправляет письмо. Получивший говорит с какой стороны получил письмо (справа или слева). Дети стоят в кругу, передают письмо-сигнал  сжимая  руку друг другу по цепочке.

  1. «Кто правильно назовет»

Цель: Научить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

Ход игры: Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему завязывают глаза, просят повернуться на одном месте несколько, развязывают глаза и опять просят показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Такой же алгоритм работы с левой рукой.

 

  1. «Ручеек»

Цель: Закрепить умение находить левую, правую стороны, верхнее, нижнее направления пространства

Оборудование: карточки – символы

Ход игры: Дети стоят в колонну друг за другом и двигаются по заданному направлению «лево» -«право», по сигналу поднимают руки вверх или опускают вниз.

  1. «Найди свое место»

Цель: Учить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

Оборудование: блоки Дьенеша

Ход игры: В разных углах группы, напротив друг друга педагог выстраивает две фигуры – первая фигура слева, вторая фигура – справа. Дети делятся на две команды – правая и левая. По сигналу педагога: «На прогулку!»  все дети расходятся по группе в разных направлениях. По сигналу педагога: «Найди своё место!» дети должны найти свою фигуру (слева или справа).

  1. «Второй ряд»

Цель: Учить детей ориентироваться в левом и правом направлениях стола.

Оборудование: блоки Дьенеша.

Ход игры: Педагог дает инструкцию: «Выложи на столе слева 5 фигур треугольной формы, а справа – столько же фигур прямоугольной формы.

  1. «Найди дом веселым человечкам»

Цель: Закрепить умение  детей ориентироваться в верхнем –нижнем, левом – правом   направлении пространства стола

Оборудование: блоки Дьенеша.

Ход игры:  Педагог дает инструкцию: «Найди домик своему человечку, если слева живут круглые человечки, а справа – прямоугольные» Дети ищут домики для своих человечков- блоков  по форме или по цвету (в зависимости от инструкции взрослого)

  1. «Летает – не летает»

Цель: Учить детей ориентироваться в верхнем – нижнем направлении пространства на плоскости стола. Учить самостоятельно действовать с блоками  по инструкции взрослого при закреплении пройденного материала.

Оборудование: блоки Дьенеша, карточки с изображением летающих и нелетающих предметов (птицы, насекомые, животные, транспорт, предметы окружения)

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением предмета, а ребенок решает, куда поставить фигуру, которая у него находится  (летающие предметы обозначаются треугольником, а нелетающие – прямоугольником)

  1. «Здравствуй, сосед»

Цель: Продолжить учить ориентироваться на листе бумаги - левый край, правый край, учить ориентироваться на листе: «верх – низ листа»

Оборудование: блоки Дьенеша

Ход игры: На столе с левой и с правой стороны стола  вверху и внизу расположены фигуры: лево – квадраты, право – прямоугольники, верх – треугольники, низ – круги. Перед ребенком ставится задача поставить фигуру и назвать с какой стороны находится сосед.

Л -        +                  П-                +                   

В -        +                  Н -                +

 

  1. Гимнастическое упражнение «Топ, топ, топ»

Цель: Закрепить умение находить левую и правую руку у себя самого.

Ход игры: дети выполняют движения в соответствии с текстом

Правой ножкой топ, топ, топ

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.

  1. «Познакомимся»

Цель: Учить находить левый и правый верхние  углы.

Оборудование: Лист бумаги с изображенными фигурами, блоки Дьенеша.

 

Ход игры: Соотнести объемную фигуру с ее изображением, назвать основные параметры фигуры: толщина, цвет, форма, величина. Отметить месторасположения фигуры относительно пространства листа.

  1. «Запомни фигуру»

Цель: закрепить умение находить центр листа.

Оборудование: Лист бумаги с изображенными фигурами, блоки Дьенеша.

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры: 1.Задание взрослого: «Найди середину, назови фигуру»

  1. «Запомни расположение фигур, сделай так же»

Карточки можно менять либо использовать блоки, располагая их на чистом  листе бумаги.

  1. «Змейка»

Цель: закрепить умение находить левый  и правый угол, верх – низ, центр листа.

Оборудование: Лист бумаги с изображенными фигурами, блоки Дьенеша.

 
   

 

 

 

 

 

 

Ход игры: Выкладывание фигур:

А)  по образцу

 Б) по словесной инструкции

  1. «Кошки – мышки»

Цель: Учить находить левый и правый нижние  углы.

Оборудование: Лист А4, карточки символы, блоки

Ход игры: Мышка убегает в норку по координатам: левый нижний угол, правый верхний угол и т.д. Ребенок прячет блок-мышку в указанный угол.

  1. «На лугу пасутся …»

Цель: Упражнять детей в нахождении левого и  правого  нижних и верхних углов, центра листа

Оборудование: Лист А4 зеленого цвета - луг, карточки символы, блоки

Ход игры: детям предлагается разместить на лугу фигуры, обозначающие животных в соответствии с инструкцией педагога (устной или с использованием карточки – символа)

Корова  -                      коза -             овца -                 

Дети дают словесный отчет

  1. «Найди место1»

Цель: Упражнять детей в нахождении левого и  правого  нижних и верхних углов, центра листа

Оборудование: Лист А4, карточки символы, блоки

Ход игры: дети располагают фигуру по словесной инструкции педагога, дают словесный отчет.


  1. «По местам»

Цель: Учить соотносить символы, обозначающие предлоги НАД, ПОД  с самими предлогами  и использовать данные предлоги в речи.

Оборудование: Блоки Дьенеша, символы-схемы

Ход игры: Педагог показывает детям карточку-схему №   , ребенок располагает на плоскости листа фигуры в соответствии со схемой, комментирует действие, словесно обозначает направление НАД, ПОД.

18.«Самый ловкий»

Цель: Учить соотносить символ, обозначающий предлог, с самим предлогом и использовать данные предлоги в речи. (предлоги В, НА)

Оборудование:  Блоки Дьенеша

Ход: Педагог показывает детям карточки-схемы№ №         , ребенок располагает на плоскости листа фигуры в соответствии со схемой, комментирует действие, словесно обозначает направление  НАВЕРХУ, ВНИЗУ. Побеждает тот, кто быстрее расположит фигуру и обозначит словесно, используя предлоги .

  1. «Кто быстрее назовет»

Цель: Практическое употребление предлогов  В, НА в речи.

Оборудование:  Сюжетные картинки, схемы предлогов

Ход: Педагог показывает картинки с изображением пространственных отношений. Дети составляют предложения с предлогами В, НА. За правильно составленное предложение ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

  1. «Найди место»

Цель: Познакомить с понятием «МЕЖДУ», учить соотносить предлог МЕЖДУ с символом.

Оборудование:  2 ленты, блоки Дьенеша

Ход: Педагог показывает символ и предлагает  фигуру расположить между лентами, обговаривая положение лежащей  между лентами фигуры.

  1. «Пастушок»

Цель: Закрепление предлога «МЕЖДУ».

Оборудование: 2 ленты, блоки Дьенеша

Ход: Ограничить на полу место 1м×1м, расположив 2 ленты параллельно друг другу.  Обозначить фигуры               -  овечка,          - корова.  Разместить их на лугу согласно инструкции педагога.

  1. «Молчанка»

Цель: Составление предложений по картинкам с изображением предметно-пространственных отношений.

Оборудование:  Картинки, символы

Ход: Педагог показывает карточку со стрелкой, а ребенок жестом указывает направление пространства, изображенное на карточке.

  1. «Послушай и сделай»

Цель: Проверка знаний детьми предлогов, правильности использования их в речи

Оборудование:  символы-схемы, блоки Дьенеша

Ход: Педагог показывает карту-символ, дает словесную инструкцию. Ребенок выполняет и словесно обозначает место расположения фигуры на плоскости.

  1. «Волшебное зеркало»

Цель: Научить переносить положение предмета на плоскость листа.

блоки Дьенеша, Лист А4,

Ход: Педагог располагает фигуры на листе А4, показывает, как может фигура отражаться на листе, обводит фигуру по контуру. Затем предлагается ребенку самостоятельно выполнить задание.

  1. «Покажи карточку»

Цель: Закрепление умения переносить месторасположения предмета на лист

Ход: Педагог располагает фигуры на листе А4, показывает, как может фигура отражаться на листе, обводит фигуру по контуру. Затем предлагается ребенку самостоятельно выполнить задание. Ребенок обводит фигуру на листе и сам рисует карточку.

  1. «Контролер»

Цель: Научить переносить 4 фигуры одной формы на лист бумаги.

Оборудование:  Карточки, блоки Дьенеша

Ход: Выбирается ведущий, который назначается контролером. Детям дают билеты (карточки – символы). Дети выполняют задание, переносят фигуру на лист. С готовым билетом идут в автобус. В автобус проходят только те дети, у которых задание выполнено правильно.

  1. «Найди ошибку»

Цель: Научить переносить 4 фигуры разной формы на лист бумаги

Оборудование:  Карточки, блоки Дьенеша

Ход: Педагог предлагает 2 карточки – символы. Выполнить задания. После выполнения задания педагог показывает карточку с ошибкой. Дети должны найти ошибку, обозначить ее словесно.

  1. «Кто где спрятался?»

Цель:  Закрепление умения переносить 4 фигуры разной формы на лист бумаги.

Оборудование:  Лист А4, блоки Дьенеша

Ход: Педагог предлагает расположить на листе А4 фигуры , затем обвести их по контуру. Дается задание словесно обозначить, где спряталась фигура.

  1. «Прятки»

Цель: Научить обозначать на листе месторасположение заданного предмета

Оборудование:  Карточки, лист А4

Ход: Педагог показывает карточку с символами. Ребенок располагает фигуры на листе А4 и словесно обозначает месторасположения фигуры.

  1. «Зеркало»

Цель: Закрепление умения обозначать на листе месторасположение заданного предмета.

 Оборудование:  Блоки Дьенеша, карточки

Ход: Педагог показывает карточку с изображением расположения фигур.

 Точно также ребенок располагает фигуры на своем листе. Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.

 

Оставить комментарий: