a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Результаты освоения обучающими образовательной программы по предмету "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи".

Автор: Ермакович Инна Юрьевна Опубликовано: 2021-01-17 10:59:05

Результаты освоения обучающимися программы по предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» за 2018- 2021 уч. г. Успешность обучения детей с нарушениями слуха во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Связная речь вбирает в себя достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. Становление связной речи у школьников с нарушением слуха осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с нарушением слуха довольно длительное время задерживаются на этапе овладения вопросно- ответной формой речи. На протяжении всех лет обучения, в специальной коррекционной школе целенаправленно ведётся работа по формированию у неслышащих детей произносительной стороны связной речи на всех уроках, включая и индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи. Обучение школьников с нарушением слуха связной речи на всех этапах должно быть подчинено главной цели: развитию у них самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе- точной и выразительной связной устной речи. Для достижения этой важной и сложной цели учителю необходимо заранее и глубоко продумывать всю систему работы по развитию связной речи, планировать ее, обучающая система должна включать все доступные школьникам по возрасту и рекомендованные программой виды работ. Для эффективности работы в данном направлении необходим текущий и периодический учет имеющихся умений, выявления трудностей в овладении произносительной стороной связной речи. Текущий учет осуществляется на каждом индивидуальном занятии. Его результаты отмечаются в фонетическом дневнике каждого обучающегося и учитываются при проведении периодического учета. Периодический учет проводится два раза в учебном году – в конце первого полугодия и в конце второго. При проведении периодического учета в используется комплект диагностических материалов. Данные, полученные при диагностике, заносятся в «Слухоречевые карты» школьников. Решение сложных задач обучения обучающихся с нарушением слуха языку предполагает обязательное всестороннее и систематическое изучение речи детей. Оно направлено на выявление как типичных для неслышащих особенностей речевого развития, так и индивидуальных особенностей, свойственных речевому запасу и навыкам отдельных обучающихся. Периодический учет развития произносительной стороны связной речи проводится два раза – в конце первого и второго полугодия. Все задания составлены на основе речевого материала по темам программы. Контрольный материал подбирается учителем- дефектологом слухового кабинета и учителем индивидуальных занятий. Бланк контрольной работы содержит критерии оценки выполнения каждого задания. Исследования проводятся учителем- дефектологом слухового кабинета и учителем индивидуальных занятий. Результаты контрольного выполнения заданий заносятся в протоколы. С учетом полученных результатов составляются рекомендации для планирования дальнейшей работы в данном направлении. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДИАГНОСТИКИ При проведении диагностики, за качество выполнения каждого задания выставляется определенный балл. Все набранные баллы суммируются. В соответствии с набранными баллами определяется уровень владения произносительной стороной связной речи: Уровень развития произносительной стороны самостоятельной связной речи определяется по количеству баллов, полученных при выполнении контрольных заданий. Характерные особенности каждого из четырех уровней описаны в таблице: Уровни развития Характерные особенности связной речи Достаточный- достаточно обширный словарный запас( активный и пассивный) ; - активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, владеет умением вести диалоги разных видов, пользуется формами речевого этикета; - умеет достаточно быстро подобрать наиболее точное слово, описать предмет, явление, действие, событие из личного опыта, в том числе с элементами рассуждения; - воспринятый текст пересказывает самостоятельно, достаточно точно, последовательно, логично; - конструирует вопросительные, повествовательные, восклицательные предложения; - наблюдаются отдельные случаи аграмматизмов и нарушения звукобуквенного состава слов; - речь чаще всего достаточно внятная или маловнятная. Средний- словарный запас достаточно обширный, но иногда затрудняется при подборе нужного слова, нахождения синонима, антонима; - слушает и понимает речь собеседника( иногда неточно воспринимает окончания слов, суффиксы) , вступает в диалог чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при ведении диалогов допускает небольшое количество речевых и грамматических ошибок; - самостоятельно описывает предметы, явления, действия, события из личного опыта, иногда допускает ошибки в суффиксах, окончаниях, пропуск слов; - с небольшой помощью пересказывает текст, содержание передает достаточно последовательно с отдельными пропусками слов, смысловые звенья воспроизводит с незначительными сокращениями; - при конструировании фраз присутствуют отдельные нарушения структуры предложений; - в речи присутствует небольшое количество аграмматизмов и нарушения звукобуквенного состава слов; - речь чаще всего достаточно внятная или маловнятная. Ниже среднего- словарный запас ограничен, часто затрудняется при подборе слов, встречается неточное словоупотребление; - понимание речи снижено, неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно( односложно отвечая на вопросы) ; - описывает предметы, явления недостаточно полно и точно, характерные особенности передает частично, допускает достаточно большое количество речевых и грамматических ошибок; - пересказывает текст по наводящим вопросам, не в полном объеме, с большими затруднениями по подбору каждого слова, пересказ содержат нераспространенные предложения, отдельные слова, названия действий, последовательность изложения нарушена, отмечаются пропуски частей текста, много ошибок, требуется помощь педагога- при выполнении заданий часто требуется помощь педагога; - в произношении наблюдаются значительные искажения; - речь чаще всего маловнятная или невнятная. Низкий- словарный запас значительно ограничен, что сопровождается неадекватной по смыслу и содержанию подменой отсутствующих слов, малоактивен и неразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, затрудняется даже при назывании предметов, действий; - понимание речи затруднено, при описании предметов, явлений, действий, событий затрудняется, фразы односложные, иногда неадекватные; - при пересказе текста наблюдаются длительные паузы, повторы, пересказ по наводящим вопросам не в полном объеме, с большими затруднениями по подбору каждого слова, неадекватные слова, смысл непонятен, много ошибок; - без помощи педагога задание не будет выполнено; - в произношении значительные искажения; - речь чаще всего невнятная. Уровень развития произносительной стороны самостоятельной связной речи определяется по количеству баллов, полученных при выполнении контрольных заданий. В связи с выявленными в процессе диагностики трудностями в овладении устной речи, составляются рекомендации для планирования дальнейшей работы по развитию связной речи на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. В протокол должны быть занесены все необходимые сведения. Протокол подписывается учителем индивидуальных занятий. Результаты диагностики заносятся в слухоречевую карту каждого обучающегося, в графу об уровне владения связной речью. По итогам диагностики, за определенный период, проводится сравнительный анализ показателей. Эти результаты необходимы для определения эффективности коррекционно- развивающей работы по развитию и совершенствованию общего и речевого развития неслышащих обучающихся. Таким образом, результаты за 2018- 2021 уч. г. представлены в таблице и диаграмме: Учебный год Кол- во обучающихся Уровни развития Низкий Ниже среднего Средний Достаточный 2018- 2019 10 1 3 4 2 2019- 2020 11- 3 5 3 2020- 2021 11- 1 6 4

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике  «Жираф», для детей 4 года обучения с ОВЗ. Подготовил: Мишина О. В. Воспитатель Программное содержание: Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании со держания и способов изображения. Формировать умение правильно пользоваться красками, кистью и другими предметами, предназначенными для рисования. Активизировать внимание и зрительное восприятие детей путем сличения предмета с его контуром. Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, жираф с пятнами разной формы, гуашь, кисти, листы формата А 4, тарелочки с краской, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки, губки. Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Животные жарких стран», чтение стихотворений по данной теме. Ход ООД. Организационный момент. Воспитатель обращает внимание воспитанников на следы, которые ведут в приемную, предлагает пойти по следам и собрать их. Следы приводят их к музыкальному залу. В музыкальном зале ребята находят жирафа, который потерял пятнышки. Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что это за животное? »( ответы детей) Воспитатель: «Что потерял жираф? »( ответы детей) Воспитатель: «Давайте поможем жирафу, вернем его пятнышки на свои места! » Дети вместе с воспитателем выкладывают пятнышки. Воспитатель: «Мне кажется наш жираф потерялся и ему очень грустно находиться здесь без своих друзей! Давайте нарисуем для него жирафов! » Воспитанники рассаживаются за столы. Основная часть. Воспитатель: «Прежде чем приступить к рисованию давайте приготовим наши ладошки! » Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»- набираем воздух через нос, губы делаем трубочкой и выдыхаем на ладошки весь воздух. Воспитатель: «Наши ладони умеют делать много дел! Каких? »( ответы детей) . Воспитатель: «А сегодня мы будем с вами рисовать нашими ладошками и пальчиками! » Показ приемов работы первого этапа рисования. Самостоятельная работа детей. ( Дети опускают ладонь на тарелочку с оранжевой краской, оставляют отпечаток на листе. Вытирают руки влажными салфетками. Кистью дорисовывают шею и голову жирафа) . Воспитатель: «Оранжевая краска должна подсохнуть, а в это время мы с вами будем отгадывать загадки. Отгадаете, на экране появиться правильный ответ». Воспитанники отгадывают загадки. Тихо к берегу подплыл, Притаился он, застыл. Кто бы в пасть не угодил, Вмиг проглотит …( Крокодил) Гривою своей гордится, Никого здесь не боится. Царь зверей он не напрасно, Подходить к нему – опасно. ( Лев) Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много чёрных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку. ( Леопард) Достает своей макушкой У деревьев до верхушки, Шея, как высокий шкаф, Добрый, в пятнышках…( Жираф) Кто один имеет рог? Отгадайте! ( Носорог.  ) Кораблик пустыни идет по песку, Воды по бутыли есть в каждом горбу. Колючки ему на обед подают, Везет в караванах товары…( Верблюд) Всем известный тихоход, По делам она ползет, В панцирь прячется от страха Долгожитель( Черепаха) Любит он среди саванны Принимать в озерах ванны. только ноздри- то и видно Над водой, снаружи. Зверь большой, но безобидный, Очень неуклюжий. ( Бегемот) Носом- шлангом великан Моется, как в душе. Этот житель жарких стран Всех крупней на суше. ( Слон) Я лошадка, но не та, Что бежит в упряжке. Я от носа до хвоста В меховой тельняшке. ( Зебра) Чьи ужимки без труда Повторяет детвора? Кто живёт среди лиан? Стая диких. ( Обезьян) Воспитатель: «Молодцы ребята! Справились с заданием! Вот сколько животных мы увидели! Пришло время дорисовать наши картины». П оказ приемов работы второго этап а рисования. Самостоятельная работа детей. ( Ребята дорисовывают жирафа при помощи ватных палочек или пальчиков, на свое усмотрение. Раскрашивают деревья кистью и губкой) . Итог. Воспитатель подводит итог занятия. Задает вопросы. ( Каких животных мы с вами сегодня встретили? Чем мы рисовали? Какие цвета использовали? Что вам больше всего понравилось, запомнилось)

Оставить комментарий: