Конспект по звуковой культуре речи. Тема:Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Опубликовано: 22:12:03 17-01-2021

Автор: Якушева Светлана Алексеевна

ТемаЗвуковая культура речиРабота над предложением.

Цель: продолжать формировать фонетическое восприятие у детей, умение определять место звука и количество слогов в слове, умение определять последовательность слов в предложении, учить составлять схему предложения, продолжать работу с детьми над смысловой стороной речи; развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову, воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.

Материалы и оборудование: звуковые линейки для определения места звука в слове, домики с изображением окошек, которые соответствуют количеству слогов в слове, схемы предложения, карточки с изображением хрустальных предметов, портрет поэта Ф. Тютчева.

Ход ООД:

  1. Приветствие
  2. Создание проблемы:

- Ребята, к нам в гости пришел Незнайка и принес разные картинки, с которыми не знает, что делать. Поможем ему с этим разобраться?

  1. Решение проблемы:

- Как вы думаете, что с картинками можно делать? (рассматривать, складывать, играть) Тогда, посмотрите на опорные схемы, в какие игры мы будем играть. Как они называются и для чего нужны звуковая линейка, слоговые домики, схема предложения? Что означают эти схемы? (двигательная разминка, игра с ладошками) Воспитатель по одной карточке прикрепляет к мольберту, дети называют предметы.

- Стакан, бокал, люстра, салатница, конфетница.

- Какие это предметы? Из чего они сделаны?

- Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.

- Ребята, а как вы думаете, может быть день хрустальным?

- Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Тютчев. Посмотрите на его портрет.

«Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера».

- Как вы понимаете слово «первоначальной»?.....Это значит начало осени.

- Как понимаете слов «дивная пора»? ….Удивительная.

- Как вы думаете, каким словом можно заменить слово «дивная»?

                   Красивый, изумительный, великолепный.

- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?

                Лучезарные– это значит сверкающий, полные блеска.

(Хоровое и индивидуальное проговаривание)

- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения.

Воспитатель читает первые две строчки.

- Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.

- Первоначальная, пора, короткая.

- Молодцы. А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладоши. Воспитатель перечисляет слова: рыба, небосвод, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр.

- Какие вы внимательные, не пропустили ни одного звука.

- Тихо сядем за свой стол и продолжим разговор. А теперь давайте поможем словам найти свой домик. Количество окошек в домике соответствует количеству слогов в слове. Я показываю вам картинку, а вы-карточку с домиком.

- Давайте назовем слова, которые живут в домике с одним окошком, двумя, тремя окошками. Дети называют слова, проверяем количество слогов в слове, если допущена ошибка.

- Ох, устали заниматься, не пора ли нам размяться?

Физкультурная минутка «Быстро встаньте, улыбнитесь

                                                 На носочках потянитесь

                                                 Наклоняемся вперед,

                                                 Каждый что-то достает.

                                                Дружно все назад прогнитесь,

                                                Влево, вправо потянитесь

                                               Ручками и ножками встряхнем

                                               На свои места идем».

- А сейчас мы поиграем с вами с нашими звуковыми линейками. Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах: радуга,  мороженое, крокодил, гром.

- Ребята, а вы знаете, из чего состоит предложение?.....Из слов.

- Правильно. Послушайте, я вам прочитаю предложение: Мама варит суп.

- Ребята, сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье. А теперь с помощью прямоугольников составьте схему предложения. Одно слово мы обозначаем одним прямоугольником.

Дети составляют на столах схему предложения.

Один ребенок выходит к доске. Затем двое детей составляют свои предложения….

- Сколько прямоугольников вы использовали? Почему?

- А теперь поиграем в игру «Путаница» 

Дети выходят на ковер.

- Мы предложения попробуем построить из ребят

- Ребята, сколько слов в предложении? Сейчас я буду вам раздавать цифры, а вы запоминайте свое слово. А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении. Игра проводится 2 – 3 раза.

- Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями.

  1. Анализ и рефлексия.
  2. Последующая работа: поиграть в игры с другими детьми.

Оставить комментарий: