Педсовет № 2 Образовательный модуль «Робототехника». «Возможности программы «STEM- образования» для развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов и научно-технического творчества дошкольников», МБДОУ «Детский сад № 84 «Золотое зернышко», 06.12.2019 г.
Образовательный модуль «Робототехника» и его значение для развития логического мышления, пространственной ориентации, познавательного творческого поиска, развития навыков моделирования и программирования.
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.
Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, техноло- гия, инженерное искусство, математика.
Именно поэтому, сегодня система STEM развивается как один из основных трендов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырёх дисциплин в единую схему.
Полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой, представляет собой STEM образование. По сути, это учебный план, который спроектирован на основе идеи обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода.
Современная прогрессивная система, в отличие от традиционного обучения, представляет собой смешанную среду, которая позволяет на практике продемонстрировать, как данный изучаемый научный метод может быть применен в повседневной жизни. Учащиеся помимо математики и физики исследуют робототехнику и программирование. Дети воочию видят применение знаний точных дисциплин.
Преимущества STEM-образования:
- Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.
- Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
- Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
- Формирование уверенности в своих силах.
- Активная коммуникация и командная работа.
- Развитие интереса к техническим дисциплинам.
- Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- Ранняя профессиональная ориентация.
- Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.
STEM-технологии и робототехника
Робототехника напрямую связана со STEM-образованием. Она является интегральной STEM дисциплиной, объединяющей в себе конструирование, техническое творчество, программирование. К образовательной деятельности дети приступают с пониманием инженерной науки и программирования.
Робототехника — отдел прикладной науки, который занимается проектированием, производством и применением автоматизированных технических систем — роботов. Робот — это программируемое механическое устройство, способное действовать без помощи человека.
Для адаптации такого сложного понятия как, робототехника, и возможности применения данной дисциплины в работе с дошкольниками, стоит обратиться к понятии. Образовательная робототехника.
Образовательная робототехника — предмет, который позволяет определить технические наклонности у детей. Это база для серьезного изучения прикладных наук. Подходит для детей всех возрастов – от дошкольников до учеников старшей школы.
Образовательная робототехника способна обучить многим навыкам, например:
- Самостоятельному проектированию конструкций
- Пониманию принципов работы различных механизмов
- Основам компьютерной грамотности
- Принципам программирования
- Оптимизации процессов и поисках альтернативных решений
- Применению английского языка (стандарт в технической отрасли)
- Пониманию «для чего нужна математика»
- Взаимодействию программной части с конструкцией
- Работе в составе команды и общей социализации
Специфика дошкольной робототехники
Робототехника состоит из двух частей: конструирования и программирования. Конструированием ребёнок может заниматься с раннего возраста. Для детей от двух лет универсальным и безопасным инструментом конструирования могут стать кубики LEGO Duplo. Тематические наборы, где необходима сборка по инструкции, развивают у ребёнка конструкторские способности, внимание, креативность и воображение. Мозг ребёнка готов к занятиям по программированию тогда же, когда и к чтению — в среднем это 6–7 лет. Для занятий программированием детям нужно понимать элементарную математику, знать буквы и цифры.
Дошкольная робототехника позволяет познакомить детей с роботами, сенсорными приборами и программируемой техникой. Постепенно у детей складывается понимание об особенностях окружающего мира и роли современных технологий в нем.
Подобная образовательная деятельность дает возможность ребенку:
- освоить сложные технические науки;
- научиться находить нестандартные решения для любых задач;
- придумывать и реализовывать собственные проекты;
- доводить начатое до своего логического завершения.
По мнению некоторых психологов, дошкольная робототехника развивает и лидерские качества через общение со сверстниками и педагогами. Для занятий применяются конструкторы нового поколения, что позволяет ребенка сразу погрузить в необходимую атмосферу, вызвать интерес к образовательной робототехнике. Все задачи и цели внедрения науки сводятся к тому, чтобы создать необходимую образовательную среду для раскрытия собственного потенциала.
Учитывая, что современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, а технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности, можно смело говорить о колоссальных перспективах STEM образования в России. Внедрение данной платформы, с самой первой ступени образования, в дошкольные учреждения, в рамках использования образовательной робототехники, позволит нашим детям шагать в ногу со временем. Наши дети – наше будущее!