«Приключения грузовичка» - занятие по познавательно-речевому развитию, учитель-логопед Андрейцева Е.Т., воспитатель Пищугина И.П., муниципальный уровень, 2019 г.
Интегрированное занятие «Путешествие грузовичка»
в старшей группе
Программные задачи:
- Активизировать словарный запас детей.
- Формировать навыки рассказывания с опорой на пиктограммы – умение определять последовательность событий повествования, выделять персонажей повествования, их отношения в каждом событии.
- Обучать детей работе с блоками Дьенеша:
- использовать условные обозначения отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных образов,
- развивать умение выполнять задания по вербальной инструкции, декодировать свойства предметов и умение находить нужные геометрические фигуры и составлять картинку.
- Закреплять знания детей о транспорте и ПДД.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, ориентацию на плоскости.
Материалы к занятию: серия картинок по теме «Путешествие грузовичка» и пиктограммы (демонстрационные и раздаточные), блоки Дьенеша, демонстрационные и раздаточные карточки, фликеры.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
Сегодня, дети, нам предстоит путешествие в мир интересных историй, сядем свободно, правильно, будем внимательными.
- II. Основная часть.
- Рассказывание истории «Путешествие грузовичка»
*У Васи сегодня день рождения. Поздравить его приехала любимая сестра Наташа. Сестричка подарила Васе его заветную мечту – красивый грузовичок.
*Ночью Вася поставил подарок рядом с собой. Вдруг грузовичок захлопал глазами-фарами
- Давай покатаемся.
- А ты знаешь правила дорожного движения – спросил Вася – грузовичок грустно опустил глаза – фары.
- Чтобы ездить по дороге, - объяснил Вася – надо знать правила дорожного движения.
*Движением транспорта управляет светофор, ехать можем только на зелёный сигнал светофора.
Ещё на дороге есть пешеходный переход – зебра – увидел зебру – пропусти людей.
*Вася перевернулся на другой бок и продолжал – расскажу ещё про один очень важный знак – «Осторожно, дети». Тут надо быть очень внимательным – с большой скоростью ехать нельзя.
*Грузовичок всё понял. И новые друзья собрались путешествовать. Тут Вася открыл глаза, его подарок по-прежнему стоял рядом с кроватью.
- Беседа по содержанию рассказа –
- Про кого эта история
- Эта история про мальчика Васю.
- Кто ещё был в этой истории.
- В этой истории был грузовичок и Наташа.
Пальчиковая гимнастика
- Работа с блоками Дьенеша
Ребята, давайте мы с вами изобразим героев нашей истории из блоков.
Показать карточки и спросить:
Кто это? (Это мальчик Вася)
А кто это (Это девочка Наташа)
Составьте мальчика и девочку из блоков по образцу.
Спросить детей в ходе работы: из каких фигур девочка? (Из каких фигур мальчик?)
А теперь я предлагаю составить грузовичок по схеме.
Будьте внимательны, рассмотрите условные обозначения и найдите нужные фигуры. Проверяю правильность выполнения задания.
- Составление рассказа.
Посмотрите, у меня есть картинки из нашей истории про грузовичка, расположите эти картинки правильно.
(дети раскладывают сюжетные картинки в порядке повествования – что было сначала, что случилось потом, а что было дальше - на доске и на рабочих столах), рассмотрите внимательно.
- Физкультминутка.
По дорожке топ-топ, мы шагаем дружно,
Не идет сегодня дождь? Посмотреть нам нужно.
Все в порядке, нет дождя, солнышко сияет.
Наши щеки, нос и рот нежно согревает.
А теперь я протопчу на песке дорожку
И колечки начерчу: ровненькие ножкой.
Покружусь, как мотылёк, сяду на тропинку,
И рукой поглажу я каждую травинку.
Солнышком посыплю я всё вокруг, что знаю.
«Не узнали вы меня? Это я гуляю».
- Работа с пиктограммами.
Дети возвращаются за рабочие столы, картинки исчезли, у доски и на рабочих столах только пиктограммы.
Посмотрите, дети, картинки исчезли, вместо них условные рисунки – они называются – пиктограммы.
Найдите где –
-подарила,
-захлопал глазами – фарами,
-движением управляет светофор,
-с большой скоростью ехать нельзя,
-по-прежнему стоял рядом с ним.
Дети выстраивают пиктограммы в порядке повествования, пересказывают историю с опорой на пиктограммы.
- Закрепление правил дорожного движения.
Вспомните, о каких правилах дорожного движения рассказал Вася грузовичку.
-Транспорт может ехать только на зелёный сигнал светофора.
-У знака пешеходный переход надо остановиться и пропустить пешеходов.
-Знак «Осторожно, дети» означает - сбавить скорость.
( каждое правило дети иллюстрируют соответствующей картинкой).
III. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Сюрпризный момент. (Грузовичок привез фликеры).