a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар «STEM-образование для дошкольников»-образовательный модуль. «Мультстудия «Я творю мир», уровень ДОУ, 2020 г.

Автор: Кокорева Екатерина Николаевна Опубликовано: 2021-01-30 06:58:04

 Подготовила: старший воспитатель

Кокорева Е.Н.

Актуальность

Одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.

Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма. Современный дошкольник привык к кинематографу и мультипликации, создание иллюзии движения не воспринимается им как чудо. Создавая вместе с детьми мультфильмы, взрослые могут вернуть им ощущение свежести восприятия самого факта движущегося изображения.

Помимо интереса мультфильм имеет прекрасные возможности для интеграции различных видов деятельности детей (игра, рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы, сочинение историй, музыкально творчество, драматизация и пр.), способствующих созданию творческого продукта, который смог бы иметь большую социальную значимость в рамках ДОО и за его пределами.

Всем известно, что мультипликация (анимация) – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий, используемых при создании мультфильма, имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего обучения в школе, в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

Дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиа среде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, одним из главных условий успешности в современном мире становится умение получать информацию и грамотно обрабатывать ее. Различные информационные технологии и мультимедийные средства призваны облегчить и упростить этот процесс. На сегодняшний день почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки, и являются не только способом времяпровождения, но и своего рода средством воспитания. Ведь современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

С одной стороны, при правильно организованном и дозированном просмотре мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

— формируют оценочное отношения к миру, идет развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

— развивают эстетический вкус, чувство юмора;

— мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Это подчеркивают Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф. Однако в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И.Баженова, Г.Н.Козак, С.М.Эйзенштейн, М.И.Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б.Норштейн, И.П.Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С.Выготский, А.В.Запо рожец, Т.Рибо, Дж.Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности. Более того, А.А.Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.

Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ освоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипы позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе. Поэтому правильное информационное воздействие медиа среды способно формировать душу и ум ребенка, воспитывать его вкусы и взгляды на мир, а ведь просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и не целенаправлен со стороны взрослых. Всеобщая доступность информации, широким потоком льющейся из интернета и экрана телевизора, зачастую приводит к нежелательным результатам. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям.

Создание мультфильмов является своего рода искусством, поэтому аспект учебно-воспитательного процесса в программе «Я творю мир» (мультстудия) выступает как открытие внутреннего мира автора мультфильма - ребенка сверстникам, родителям (широкому зрителю); оказание ему помощи в следовании за авторской мыслью; умению справится с переживаниями определенных эмоций при создании мультфильма. А он выступает как самый насыщенный возможностями вид деятельности, способный научить детей ясно, подробно и доходчиво самовыражаться.

 

Цель:

Развитие у детей старшего дошкольного возраста личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам через создание короткометражных рисованных, пластилиновых объемных мультфильмов.

 

Задачи:

1.обучать основам изобразительной грамоты (лепки) и формирование художественных знаний, умений и навыков закрепление их в анимационной деятельности

2.обучать различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.

  1. развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности личности ребенка;
  2. развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, логическое мышление и пространственное воображение.

5.воспитывать нравственные качества личности ребенка, эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;

  1. воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  2. формировать этические нормы в межличностном общении;
  3. обогащать визуальный опыт детей через просмотр мультфильмов и участие в их создании.

 Образовательный модуль «Я творю мир» (мультстудия)

Основан на принципах:

  • «развитие через деятельность» (Дьюи Д.: учет интересов детей; развитие через обучение мысли и действий; познание и знание – следствие преодоления трудностей);
  • непрерывности;
  • психологического комфорта;
  • творчества и вариативности;
  • учета возрастных особенностей детей (выбор методов и приемов соответствующих возрасту ребенка);
  • поэтапности, который включает в себя распределение деятельности между всеми участниками педагогического процесса.

Основное направление деятельности образовательного модуля «Я творю мир» (мультстудия) – создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная, перекладка, объёмная анимация и другие). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусства, как кинематограф, театр, комикс, изобразительное искусство и музыка, то и программа кружка включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов! Дети изучают историю мультипликации – от оптических игрушек до современных мультфильмов, знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами выразительности, применяемыми в мультипликации, учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, принимают участие при монтировании мультфильма на компьютере с помощью программы HUE Animation.

Образовательный модуль предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

Фронтальная форма работы – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы с пояснением всей группе.

Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям.

В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.

Для реализации образовательного модуля будут использоваться следующие методы работы:

а) методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса— познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Каждое занятие имеет тему, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Работы, выполненные детьми, будут размещаться на официальном сайте учреждения и примут участие в различных конкурсах и фестивалях, имеющих художественно – эстетическую или научно - техническую направленность.

Ожидаемые результаты:

На конец первого года обучения дети могут знать и уметь: правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов, название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином, способы соединения деталей из бумаги и пластилина, особенности материалов техники анимационной деятельности, определить порядок действий, планировать этапы своей работы, пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками), различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы, передавать движения фигур человека и животных, проявлять творчество в создании своей работы, владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом, имеет представления о причинно-следственных связях, знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.

На конец второго года обучения дети могут знать и уметь: правила безопасного поведения и личной гигиены, название и назначение инструментов для работы с объемной анимацией, передавать объем и движение через применение техники перекладывания, владеть основами изобразительной грамоты, комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно -творческой задачи, добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов, проявлять художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение, применять различные художественные материалы с учетом вида анимационной деятельности, владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером, способны к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараясь разрешать конфликты, различать добро и зло, отличить фантастическое от реального примерять на себя разные роли.

Условия реализации:

Для создания анимационного сюжета понадобятся пособие «Я творю мир», две настольные лампы дневного света, ноутбук, обеспеченный программами звукозаписи и анимации, отдельное помещение, рассчитанное на 6-9 человек.

Оставить комментарий: