a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар «Программа «Вдохновение» - особенности и преимущества работы по альтернативной программе», уровень ДОУ, 2018 г.

Автор: Кокорева Екатерина Николаевна Опубликовано: 2021-01-30 07:18:34

Современные требования к качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. С целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы «Вдохновение». Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития.

Актуальность проблемы обусловлена реализуемой в настоящий момент в образовательной системе Российской Федерации модернизацией дошкольного образования, переосмыслением социокультурной ситуации развития дошкольников, задачами образования в период дошкольного детства, научными исследованиями, корректирующими представления о детском развитии, и, как следствие, формированием новых представлений о качестве дошкольного образования на современном этапе социально-экономического развития страны. Актуальность проблемы также подчеркивается кардинальным изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования РФ, выдвигающей новые требования к образовательным программам дошкольного образования, переходом к реализации ФГОС ДО, необходимостью учета положений Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Новизна исследования обусловлена выбором в качестве основы для разработки ООП ДОО и экспериментальной апробации инновационного для российского дошкольного образования решения актуальных проблем комплексной модернизации образовательной деятельности ДОО новейшей комплексной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» (далее – Программа «Вдохновение»).

Программа «Вдохновение» формирует базисную платформу для целостного и разностороннего развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития с учетом индивидуальных возможностей и ограничений, биологических факторов развития, факторов окружающей среды, в том числе, современного социокультурного контекста развития ребенка. Программа «Вдохновение» интегрирует данные современных научных исследований в области социальной и клинической психологии, психологии здоровья, психологии детского развития, нейропсихологии, нейрофизиологии, педиатрии, социологии, антропологии и других областей научных исследований, опирается на лучший отечественный и зарубежный педагогический опыт в области дошкольного образования. Программа «Вдохновение» разработана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО, учитывает положения ПООП ДО и является надежной основой для разработки ООП ДОО, удовлетворяющей всем требованиям нормативно-правовой базы дошкольного образования.

Выдвижение гипотезы

Программа «Вдохновение» позволит решить задачи комплексной модернизации образовательной деятельности ДОО с целью выполнения требований ФГОС ДО, ПООП ДО и других нормативно-правовых документов дошкольного образования РФ.

ООП ДОО, построенная на основе Программы «Вдохновение», позволит создать требуемые психолого-педагогические условия в образовательной деятельности ДОО:

  • учитывать, что ребенок – активный субъект учения и полноправный участник образовательных отношений; что в «учебном сообществе», основанном на диалогическом принципе со-действия (со-конструкции), активны все участники образовательного процесса: дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают мир;
  • нацеливать на создание мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка;
  • поддерживать исследовательскую активность ребенка, его любознательность и инициативу, игровую деятельность во всех видах и формах;
  • носить открытый характер, предоставляя возможность всем участникам образовательного процесса стать соавторами ее содержания;
  • включать коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, соответствующую ценностям, философии и принципам Программы;
  • предоставлять инструменты для систематических педагогических наблюдений, регистрации поведения и развития ребенка – для понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня его личностного развития и эмоционального состояния;
  • реализовывать принцип дифференциации: давать возможность для развития ребенка по индивидуальной траектории, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиваться высоких результатов всей группы; уделять особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т.д.;
  • учитывать уникальность каждого ребенка и делать акцент на индивидуализации, многообразии образовательных траекторий; предоставлять равные шансы как одаренным, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признавать и учитывать широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
  • предусматривать вариативные формы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей на уровне планирования и содержания, при котором опыт, ценности педагогических коллективов, социокультурный контекст рассматриваются как ресурс образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста, разного возраста, полного дня, кратковременного пребывания;
  • обеспечивать методическую поддержку разнообразных форм сотрудничества организации с семьей;
  • обеспечивать соответствующим учебно-методическим комплектом дошкольного образования, который позволяет реализовывать все положения ООП ДОО при организации образовательной деятельности;
  • предусматривать повышение квалификации педагогов;
  • обеспечивать преемственность с начальным общим образованием;
  • иметь возможность для использования совместно с другими образовательными программами, в том числе, комплексными и парциальными программами, модульными и другими личностно-ориентированными программами дошкольного образования.

Концепция исследования

Изменение требований к качеству дошкольного образования обусловлены изменяющейся социокультурной ситуацией развития детства, направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, модернизацией системы дошкольного образования РФ, изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования.

В соответствии с новыми требованиями к качеству образовательный процесс в дошкольной организации должен стать комплексным и целостным процессом развития ребенка, охватывающим все области и направления развития: личностное, физическое, когнитивное, социальное, эмоциональное и другие.

Образовательная деятельность по программе, удовлетворяющей современным требованиям к качеству дошкольного образования, должна учитывать как биологические факторы развития, так и факторы окружающей среды, в том числе, социокультурный контекст развития ребенка.

Разрабатываемая на основе Программы «Вдохновение» ООП ДОО должна учитывать данные современных научных исследований в области психологии и психофизиологии развития, опираться на лучший отечественный и зарубежный опыт в области дошкольного образования.

Принцип совместного действия — со-конструкции, заложенный в Программе «Вдохновение», должен стать стержневым ядром ООП ДО. Поддерживая конструктивистский принцип активности ребенка и его собственный вклад в развитие, необходимо осмыслить тот факт, что образование является социальным процессом и происходит в совместной деятельности, в диалоге, в котором дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы. В образовательной деятельности, реализуемой в соответствии с новой ООП ДОО, должны быть активны и сам ребеноки окружающая среда. Образовательные процессы должны совместно конструироваться детьми и взрослыми, дети и взрослые совместно должны конструировать (создавать) значения и смыслы, познавать мир.

Основные задачи деятельности инновационной площадки на базе МБДОУ детского сада №84 Комбинированного вида»:

  • Подготовка психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности в соответствии с ООП «Вдохновение».
  • Разработка системы управления качеством внедрения и реализации ООП «Вдохновение» на основе подходов и инструментария УМК ООП «Вдохновение».
  • Внедрение и реализация ООП «Вдохновение», оценивание образовательных эффектов нового образовательного процесса и содержания, предоставление обратной связи реализующим программу педагогам и руководству дошкольных образовательных организаций.
  • Разработка методических и практических рекомендаций по разработке и внедрению ООП «Вдохновение» с учетом итогов работы инновационной площадки.

Были проведены заседания творческой группы по темам:

  • Моделирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на основе ООП «Вдохновение».
  • Формы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования: новая образовательная практика на основе ООП «Вдохновение».
  • Педагогическое наблюдение как способ уточнения реальных достижений, способностей, интересов, образовательных потребностей и возможностей детей дошкольного возраста.
  • Планирование и реализация образовательных задач на Детском совете.

В 2017 году воспитатель Ниелова Инна Николаевна показала мастер-класс "Детский совет. Разработка проекта с детьми "Зимующие птицы" на муниципальном конкурсе педагогического мастерства "Аукцион педагогических идей".

Основные задачи на 2018 год в рамках реализации плана мероприятий инновационной деятельности:

  • увеличить количество педагогов, принявших участие в мероприятиях по повышению квалификации на основе ООП «Вдохновение»;
  • широко освещать деятельность сетевой инновационной площадоки в средствах массовой информации, через публикацию практических материалов в методических сборниках;
  • создать условия для представления профессиональных достижений педагогов во Всероссийских конкурсных мероприятиях по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования.

В целом, планомерная, продуманная работа, правильная мотивация и грамотное сопровождение педагогов и специалистов образовательных организаций способствует достижению положительных и качественных результатов в ходе реализации ФГОС дошкольного образования на основе ООП «Вдохновение».

Оставить комментарий: