a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Математические игры для дошкольников.

Автор: Горбатова Инна Сергеевна Опубликовано: 2021-02-01 17:08:44

Математические игры для дошкольников.

Опубликовано: 05:57:55 13-02-2017

Автор: Горбатова Инна Сергеевна

 

Математические игры для дошкольников.

   «Палка, палка, огуречик – получился человечек» - именно так начинается знакомство малышей с математикой. Эта строчка песенки - переведенный на детский язык пример, иллюстрирующий: «Схема предмета состоит из следующих составляющих». Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, используя математические игры для дошкольников, важно учитывать следующее. Язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии быть успешным в школе, научиться решать задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

   Задача родителей – не обеспечить процесс механического воспроизведения заученного, не подсказать нужное решение или ответ, а натолкнуть на необходимость размышления и процесса поиска ответа в принципе.

   И еще одно важнейшее условие любого, не только математического занятия: оно должно оставаться игрой. В математической игре пробуждается интерес ребенка, который, при правильной родительской поддержке потом «не убьешь» даже неэффективной системой преподавания или не самым лучшим учителем.

   Для проведения математических игр для дошкольников не требуется создавать специальные условия  – окружающий мир и повседневная жизнь предоставляют нам для этого массу возможностей. Давайте, символически разделим математические игры для дошкольников на арифметику, геометрию и логику?

Арифметика для дошкольников

   Еще раз - научить считать до 100 и обратно в четыре года – не есть несомненный признак успеха. Заучивать ответы на примеры в пределах десяти – не нужно. Гораздо важнее дать ребенку образное представление - что такое 9 или 2. Сколько реальных предметов за этим стоит? Как можно получить 7 разными способами? Иными словами, познакомить малыша с составом числа.

Дома. Отсчитываем четыре яблока для компота. Выясняем, сколько будет половина четырех яблок. Сколько нужно убрать яблок, чтобы осталось 3 и сколько нужно добавить, чтобы получилось шесть яблок? Попутно берем фасоль и выясняем, что четыре фасолины и четыре яблока – одинаковое количество, хотя четыре яблока выглядят гораздо больше.

   Идем дальше? Знакомимся с пропорциями, предложив поделить 3 яблока на двоих. Как, невозможно? А если третье разрезать на половинки? Оказывается, у чисел, как и у яблок, могут быть половинки. И, в зависимости от того, делится цифра или число надвое поровну, без половинок, или нет, число (цифра) будут четным или нечетным.

Согласитесь, насколько проще вам – объяснить, а малышу – по-настоящему усвоить математические понятия на примерах, имея под рукой любые предметы для иллюстрации!

На улице. По дороге из сада считаем все, что можно. Просим малыша пройти 7 шагов на носочках, а потом – шесть на пятках. После основательного знакомства с составом числа - решаем примеры: бросаем мячик ребенку и произносим пример, малыш дает ответ и бросает мяч обратно. Усложняем – в ответ ребенок должен задать свой пример и, соответственно, проверить правильность вашего ответа (как, кстати, радуется ребенок, подловив маму или папу на «ошибке»!)

Играем в четное–нечетное по образу «съедобное-несъедобное» - вы говорите число и бросаете мяч ребенку, если четное – он ловит, нечетное – нет.

Игрушки.- Изучаем и закрепляем состав числа с помощью кубиков, на гранях которых написана цифра и соответствующее ей количество предметов.

Кубики можно просто рассматривать вместе, можно просить ребенка составить примеры или математические пирамидки – чтобы сумма цифр в основании была меньше, чем сумма цифр второго этажа и т. д.

- В ванной играем с цифрами с помощью непромокаемой мозаики.

- Выполняем интересные задания в красочных тетрадях, продающихся в изобилии для любого возраста.

- Всей семьей играем в домино.

Геометрия для дошкольников.

Что мы можем? Познакомить ребенка с различными геометрическими фигурами, научить его видеть геометрические формы реальных предметов, составлять схемы и фигуры – как плоскостные, так и объемные и видоизменять их.

Дома и на улице.

- начинаем с определениями форм окружающих предметов («Тарелка имеет форму круга. Мяч – форму шара»),

- просим найти на кухне три предмета, имеющих форму круга или треугольника. Постепенно усложняем задачу, и ребенок в окружающем его пространстве должен найти три предмета одной формы и одного цвета или несколько предметов одинаковой формы, но один другого меньше.

- из подручных материалов (фасоли, кубиков, камушков, веточек, ленточек, ниток) работаем с фигурами:

- составляем разные фигуры

- составляем фигуры одинаковых и разных форм, и размеров

- перекладыванием, добавлением и отниманием элементов добиваемся превращения одной фигуры в другую.

- усложняем предыдущую игру с помощью счетных палочек (или спичек): составляем 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных квадрата из 7 палочек, 3 равных треугольника из 7 палочек, 4 равных треугольника из 9 палочек и т. д.

- занимаемся оригами – одним из лучших искусств по развитию «геометрических» навыков.

 

Игрушки.

- Самая первая игрушка, знакомящая ребенка с формами - это, конечно, кубики и пирамидки

- С помощью специальных досок, рамок и вкладышей, где необходимо поместить каждую деталь в «свое» гнездо, малыш учиться различать разные фигуры, размеры и т. д.

- Следующий этап - конструкторы – деревянные, мягкие, непромокаемые (для ванны)магнитные (отлично развивают не только наглядно-образное мышление, но и мелкую моторику – попробуй–ка построй объемную фигуру из частиц, так и норовящих разъехаться в разные стороны)

- С помощью различных мозаик и планшетов совершенствуем умение собирать схемы предметов из точечных элементов и целых геометрических фигур.

- Играем в настольные игры, знакомящие с геометрическими телами – например, «Формы», «Фигуры»

- Собираем геометрические головоломки - настоящий кладезь по развитию умений и навыков детей.

 

Логика для дошкольников.

 

Пожалуй, и начинать-то знакомство с математикой стоит именно с развития логического мышления. С другой стороны, все вышеперечисленные математические игры – логические задания.

 

Дома и на улице. По сути, любая наша беседа с ребенком, направленная на развитие его познавательной деятельности и инициацию процесса размышления – развитие его логики. Поэтому самая простая и, тем не менее, очень эффективная логическая игра – это не давать ответы на возникающие у ребенка вопросы, а предлагать размышлять вместе, по ходу добавляя необходимые сведения.

   Помните классический пример: «деревья качаются, потому что ветер или ветер, потому что деревья качаются?» В процессе можно совместно выяснить, почему от ветра не качаются дома, и чем отличается ветер, от которого дома падают и т. д.

 

Игрушки.

   Лучшая игрушка на развитие логического мышления – это настольная игра. Сегодня существует множество игр, разработанных специально с этой целью.

Ø  игры на обобщение, классификацию, и выделение отдельных признаков «Четвертый лишний», «Обобщение»; 

Ø игры на выявление взаимосвязи между предметами. (Например, «Логический поезд»)

Ø игры на выявление общих признаков и противоположностей. («Пирамида – противоположности»).

 Отдельно стоит упомянуть «Логические блоки Дьенеша» - не просто игра, а обучающий материал, разработанный психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления«Блоки Дьенеша» - это набор из 48 геометрических фигур четырех форм, четырех цветов, двух размеров и двух видов толщины. Отдельно продаются карточки свойств и множество дополнений для работы с «Блоками», делающими их «игрой на вырост». Иными словами, «Блоки» позволяют сочетать всевозможные способы развития логики для каждого из возрастов. С помощью различных материалов малыши будут знакомиться с формами и искать лишнее, а старшие дошкольники – кодировать и декодировать информацию о различных предметах (то есть знакомиться с языком символов)

Варианты дополнений, направленных на развитие различных умений ребенка:

- Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.

Оставить комментарий: