a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для родителей и воспитателей по теме: «Артикуляционная гимнастика как важный компонент развития правильной речи» 11.03.2021г

Автор: Шкруднева Оксана Дмитриевна Опубликовано: 2021-02-02 20:25:18

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» Мастер- класс для родителей и воспитателей по теме: «Артикуляционная гимнастика как важный компонент развития правильной речи » Подготовила: учитель- логопед Шкруднева О. Д Целью данного мастер- класса является познакомить родителей и воспитателей с основными артикуляционными упражнениями. Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение родителей и воспитателей артикуляционным упражнениям. Оборудование: зеркало, шнурки, картин ки изобража ющие упражнения артикуляционной гим настики. Информационная часть Здравствуйте уважаемые родители, меня зовут Шкруднева Оксана Дмитриевна, я работаю учителем- логопедом в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области». Сегодня я расскажу вам и покажу, что важно и необходимо выполнять, чтобы успешно развивать речь ребенка. Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата и артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. Детям 3- х, 4- х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение. Дети 5- ти, 6- ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение. Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения артикуляционной гимнастики.     Гимнастика для рук и ног – это привычное и знакомое нам дело. Ведь мы тренируем их, чтобы стать ловкими, сильными и подвижными. А зачем тренировать язык? Оказывается, язык – это главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.        Возникает следующий вопрос: «Что такое артикуляционная гимнастика». Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. К ним относятся – язык, губы, щеки, челюсти, неба.      В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Поэтому каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать скоординировано.     Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Для того, чтобы артикуляционная гимнастика давала хороший результат,  необходимо запомнить следующие правила: Проводить артикуляционную гимнастику необходимо в форме игры, без принуждения. Упражнения должны выполняться каждый день. Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься перед зеркалом. Время занятия – 3- 5 минут. Фиксировать внимание на неудачах ребенка нельзя( у него не всегда с первого раза будет получаться выполнять то или иное упражнение) . Практическая часть ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ Сейчас мы с моими замечательными помощниками вам все покажем! « Бегемотики »    Откройте рот как можно шире и удерживайте его в таком положении под счет от одного до пяти.    " Лягушка и слоник" На счет «раз» улыбнитесь, покажите сомкнутые зубки и удерживайте губы в  улыбке. На «два»- вытягивайте сомкнутые губы вперед и удерживайте их в таком положении.   Чередуйте движения «лягушка- слоник».   «Часики» Улыбнитесь, откройте рот, тянитесь попеременно, то к левому углу     рта,  то к правому.   «Месим тесто» Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу,   покусайте его зубами: ТА- ТА- ТА, пошлепайте язык губами: ПЯ- ПЯ- ПЯ.       «Чистим зубки»     Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка сильно «чисти»( води влево- вправо) за нижними зубами под счет. Теперь почистим за верхними зубами( рот широко открыт) .      Не спешим, «чистим» под счет.             «Хомяк» Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и в левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3- 5 секунд.   «Киска сердится» Улыбнитесь, откройте рот, кончик языка уприте за нижние зубы, «спинку» выгните, а боковые края языка прижмите к верхним коренным зубам. Удерживайте язык в таком положении под счет до восьми- д есяти.     «Погладь киску»   Покажите, как сердится киска, прижмите язык верхними зубами, «почешите» его зубами от корня языка к кончику. Повторять пять- шесть раз. «Маляр»  Покажите, как маляр красит крышу. Улыбнитесь, откройте рот, я зык поднимите вверх и кончиком языка проводите по небу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняйте медленно под счет до восьми.         «Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет до пяти- десяти.   Губы обязательно растянуты в улыбке, не подворачивать нижнюю губу внутрь.   «Лошадка»     Улыбнитесь, откройте рот, щелкайте( " цокайте" ) языком громко энергично. Старайтесь, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и прыгал только язык.           «Грибок» Давайте сделаем грибок. Улыбнитесь, откройте рот, «приклейте»( присосите) язык к небу, удерживайте язык в таком положении под счет до пяти –д есяти( рот все время широко открыт) . Если «грибок» не получается, щелкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок присасывается к небу.      «Вкусное варенье» Представьте, что Вы кушали варенье и испачкали губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнитесь, откройте рот, не закрывая рот, «слизывайте» варень е с верхней губы. Старайтесь не поддерживать язык нижней губой.       «Чашка» Давайте превратим язык в чашечку. Улыбнитесь, откройте рот, высуньте язычок и тяните его к носу. Старайтесь, чтобы бока языка были подняты, не поддерживайте его верхней губой. Удерживать язычок в таком положении нужно под счет до пят и- десяти. Повторять три- четыре раза.                                             «Сдуй снежинку»     Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давайте потренируемся. Сделайте вдох через нос и, как бы произнося долго Ф- Ф- Ф, сдуйте ва тный шарик – «снежинку» с кончика носа. Повторите три- четыре раза, следя, чтобы не надувались щеки. Все эти упражнения необходимы для того, чтобы  развить подвижность, гибкость речевых мышц, повысить точность  их движений. Ведь  артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, а так же  основой в коррекции нарушений звукопроизношения.           Желаю успехов Вам и вашими деткам. 609601187452127251187451333508826516764036195167005188595163830768352489206032533147011620522167857052945221678570529452216785705294580772052705

Оставить комментарий: