a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Использование мнемотехники в развитии речи детей"

Автор: Кадырова Юлия Наильевна Опубликовано: 2021-02-19 06:11:03

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всегозапоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой- то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Связная речь- главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них — мнемотаблица( схема) . Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Ж елает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка( изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса – из оранжевых фигур( треугольник и круг) , медведь- большой круг. Детям старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…». Прочитав стихотворение детям, положить перед детьми карточки- мнемотаблицы и дети, глядя на них рассказывают стихотворение, им легче запомнить текст и передать его. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек. Важно проконтролировать, чтоб ы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выст упает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный р ассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо использование настольно- печатных игр, к оторые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зр ительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдат ельность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. При сис тематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, приним ать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и д ействиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет и м успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотн ошения со сверстниками. Полезны пересказы интересных эпизодов, расска зов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на эти ческие темы с оценкой событий и поведения самих детей. Нужно наблюдать за изменениями в природе, находить хоро шее и плохое в окружающем мире. Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседоватьс детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями омире и уделять время для занятий.

Оставить комментарий: