a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

Автор: Абрамова Валентина Александровна Опубликовано: 2021-02-26 03:38:56

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10 г. Нерчинска Интеллектуально- творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» Разработали: Абрамова В. А. Савинцева Л. В. Провели: Абрамова В. А. Савинцева Л. В. 2020 г. Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов; Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народно й культуре Материалы и оборудование: - Б ольшой кубик с шестью цветными сторонами. - Раскраски «русский народный костюм», «Русская изба», - цветные карандаши, - фишки красного и зеленого цветов, - медали для награждения Первый этап «Веселье земли русской» Каждая команда бросает кубик – 5 раз. На обдумывание ответ а даётся не более 30 секунд. За правильный ответ команда получает фишку. Команды по очереди бросают куб. Цвет верхней стороны куба определяет тему, по которой будет задан вопрос команде) Темы: К расный цвет – декоративно- прикладное искусство Зелёный цвет- русская кухня Синий цвет – быт русского народа Жёлтый цвет – русские народные праздники Оранжевый цвет – славянская мифология( былины) Белый цвет- язык наших предков Народное декоративно – прикладное искусство Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их( красный, желтый, золотой) Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? ( прялка) На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты( В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая) Что такое колт? ( Височная подвеска) Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и « узорочьё ». Что это такое? ( браслеты, бусы – украшения) Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. На зовите её. ( Богородская игрушка) Русская кухня Без какого блюда невозможен обед на Руси? ( Хлеб) Назовите самое главное угощенье во время древнерусского праздника –« Масленица»( Блины) Какой продукт на Руси – символизировал богатство и достаток в доме. ( к аша) Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? ( Сбитень) Какое блюдо солят трижды? ( пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке) Что такое кулебяка? ( Пирог с рыбой) На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? ( Приглашение на праздник) Быт русского народа Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство( лучина) Какая самая распространенная на Руси обувь( лапти) Назовите русский сосуд для питья вкруговую( Братина) Чем определялась длина полотенец в русских семьях? ( Количеством членов семьи и достатком) Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. ( Ковш) Универсальный предмет мебели в русской избе. ( Скамья) Русские народные праздники На какие праздники особенно любили гадать девушки? ( Святки) Что за обряд «завивание бороды»? ( Украшение лентами последнего несжатого снопа) Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? ( Вокруг дуба) Назовите весенние русские праздники( Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха) Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? ( Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее) Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? ( масленица) Славянская мифология. Русские былины. Назови столицу былинной Руси( Стольный Киев- град) Кто входил в богатырскую заставу? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович) К кому перешёл меч- кладенец Святогора? ( к Илье Муромцу) Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? ( Илье Муромцу) Где произошла первая встреча Садко с морским царём? ( на берегу Ильмень- озера) Сколько времени длится богатырский сон? ( Три дня и три ночи) Язык наших предков Назови современное значение старославянских слов 1. Полузимник, грудень( ноябрь+ , декабрь, январь) 2. Тризна( русский головной убор, пир в память умершего+ , часть избы) 3. Отрок( ребёнок – подросток, отверженный от церкви, младший воин в дружине. ) 4. Веверица( птица – вьюн, белка+ , колесница) 5. Елдаечки( Пшеничные лепёшки+ , старинные женские украшения, качели. ) 6. Полтина( монета достоинством 5 рублей, монета достоинством 50 копеек+ , мера измерения земельной площади) Второй этап игры «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз» Творческий конкурс: за 20 минут подготовить и презентовать 1 команде – Традиционная одежда «Русский национальный костюм» 2 команда- Традиция домостроя « Русская изба» Подведение итогов. Награждение участников игры

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально- экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Патриотизм и патриотическое воспитание Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. Основные задачи патриотического воспитания дошкольников- формирование любви к родному краю( причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ; - формирование духовно- нравственных отношений; - формирование любви к культурному наследию своего народа; - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; - чувство собственного достоинства как представителя своего народа; - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. Система работы по патриотическому воспитанию детей Ознакомление с предметами ближайшего окружения. - Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам; - Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию; - Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей; Ознакомление с явлениями общественной жизни. - Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны( патриотические даты и праздники) ; - Бережливое отношение к тому, что сделано людьми; - Воспитание любви к родному краю, к Родине( представление о стране, городах, столице, символике государства; - Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей; - Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства; Ознакомление с природой. - Воспитание любви к природе родного края; - Воспитание бережного отношения к родной природе; - Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. Формы работы по патриотическому воспитанию- создание развивающей среды по гражданско –патриотическому воспитанию; - тематические занятия; - беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры; - взаимодействие с родителями; - взаимодействие с социумом( экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) . Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте. Семья Детский сад Родной город Родная страна Н аша Армия Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Патриотическое воспитание ребенка  – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Патриотическое воспитание  – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо. Н ачинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО. Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно- воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности( игровой, словесной, продуктивной и др. ) . Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывать к нему любовь и уважение. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках( день города, День Победы, День защитника Отечества) . Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям. Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Воспитывать  у детей любовь к своему городу,   подводить их к пониманию, что их  город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей: – экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ; – рассказ воспитателя; – наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе; – беседы о родном городе, стране, ее истории; – показ иллюстраций, фильмов, слайдов; – прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ; – использование фольклорных произведений( пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр) ; – ознакомление с продуктами народного творчества( роспись, вышивка и т. д. ) ; – знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов. – организация тематических выставок; – участие в общественных и календарных праздниках; – участие детей в посильном общественно- полезном труде. Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Одним из важнейших средств воздействия на ребенка- дошкольника при формировании нравственно- патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно- развивающие игры: – дидактическая игра «Герб города»; – дидактическая игра «Путешествие по городу»; – дидактическая игра «Продолжи пословицу ». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. В связи с этим базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления? Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней. Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Через чувственное познание дети знакомятся с отношениями в семье, социальными ролями, разделением труда, предметами быта, народными праздниками, правилами поведения. Эти социальные роли можно дать примерить, в полном смысле слова. Обыгрывание литературных произведений, малых фольклорных форм, фрагментов обрядовых действий помогают самопознанию малышей, дают точку опоры и открывают перед ними простые семейные ценности. Тут же происходит развитие речевого аппарата. Скороговорки, поговорки, пословицы как нельзя лучше подходят для этого. К тому же, узнавая народные приметы, осмысливают их, устанавливают причинно следственные связи, пытаются самостоятельно подражать им. А это уже словесное творчество. Красноречие всегда ценилось в любом обществе. Разделение социальных ролей приносит и разделение труда. Девочки шьют одежду, пришивают пуговицы или заплатки. Мальчики изготавливают лавки, люльки, сани. Девочки плетут ковёр, а мальчики плетень. Главное здесь – забота о родных и близких. Хорошо если группа детей разновозрастная. Таким образом, старшие могут передать свои умения и знания, приобретая при этом терпение, умение продумать процесс последовательно и научить других. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни. Таким образом, можно сделать следующие выводы Формирование патриотических чу вств пр оходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально- нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе жизни членов семьи. Н еобходимо проводить р аботу по ознакомлению с принципом единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципом совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно- патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей.   Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10 г. Нерчинска Консультация для педагогов «ФГОС дошкольного образования о патриотическом воспитании дошкольников» Разработала: Абрамова В. А. Провела: Абрамова В. А. 2017 г.

Оставить комментарий: